
w – точка приложения центра массы вала; s – точка приложения центра масс насаженных на вал деталей; е – эксцентриситет.
Под действием центробежной силы вал отклоняется от положения равновесия и получает прогиб «r». Точка «S» также отклоняется на эту величину.
На вал будет действовать центробежная сила:
(165).
Сила упругости будет стремится возвратить систему в положение равновесия:
(166).
Чтобы система вернулась в положение равновесия, эти силы должны быть равны:
(167)
; 
(168).
Из (168) видно, что максимальный прогиб будет при
;
;
(169), т.е максимальный прогиб будет при
. Это выражение соответствует 1-й критической скорости.
Отношение
называется относительным прогибом вала.
(170)
Графическое изображение (170):

Из графика видно, что динамический прогиб
будет максимальным при собственных и вынужденных колебаний близких к «1».
Если
, что при увеличении
относительный прогиб резко возрастает. Если отношение
и
продолжает расти, то
становится отрицательным числом. И это уже происходит в закритическом режиме.
В закритическом режиме при
фазовый угол меняет знак, т.е. фазовый угол характеризует направление действующей силы и деформации, это означает, что одна из составляющих системы (или деформация или центробежная сила) должна поменять знак. Центробежная сила поменять знак не может, следовательно, при возрастании
и
знак должна поменять сила, характеризующая деформацию, т.е. деформация должна пойти в противоположную сторону.

Точка S переместится на величину «е» по другую сторону относительно своей собственной оси, но не пересекая центральную ось вращения.
Это явление называется самоцентрированием. Валы, способные к самоцентрированию называются гибкими валами, работающее в зарезонансной закритической области.
Валы, работающие в докритической дорезонансной области, называются жёсткими.
Из (170) видно, что при е=0 (170) с математической точки зрения будет представлять неопределённость:
.
Это означает, что если прогиб, образующейся в результате вращения вала, по какой-то причине увеличится, то возрастание силы упругости будет также увеличиваться.
Возрастание силы упругости будет значительно эффективнее чем возрастание возмущающей силы.
Критичная угловая скорость, при которой в сбалансированном вращении вала центробежная сила уравновешивается силой упругости называется критической скоростью.
Графическое изображение (170):

При полном самоцентрировании прогиб равен эксцентриситету.

Т.е. при полном прогибе в уравновешенной системе колебания периодические и могут быть рассмотрены законом колебания под действием силы
. Из (168),(170) и (171) видно, что для того, чтобы уменьшить прогиб вала необходимо:
1) либо увеличить длину вала; либо уменьшить диаметр вала;
Т.к. диаметр вала уменьшать нежелательно, то увеличивают длину вала.
2) увеличить расстояние между точкой крепления ротора к валу и центром масс вращающихся деталей.
Это можно достичь путём повышения отношения длины ротора к его диаметру;
3) путём повышения коэффициента упругости опор. Для этого в центрифугах одна из опор выполняется на пружинах.






