Поскольку существование Израиля, как этнической единицы, основывалось на Завете с Богом, с Ягве, то и закон (или законы) этого Завета был центральным фактором в жизни народа. Его законническая традиция началась с Моисея. Т.н. «книга Завета» (Исх. 21‑23) представляет законническую практику «Союза племен». По своей форме эти законы двух типов:
1. каузативная (казуистическая форма, от лат. casus - случай) они начинаются словами: «если...»;
2. аподиктическая, т.е. запретительная: не делай, не ешь, не совершай.
Каузативная форма имеет многочисленные параллели в месопотамском кодексе законов, а вторая форма наилучшим образом представлена в Декалоге, она является отличительной особенностью Израиля и говорит об основных условиях Завета.
Учёные допускают, что когда возникла необходимость применять эти законы в реальной ситуации, Моисей опирался в подобных случаях на законническую традицию его окружения, т.е. использовал законы других народов. Большая часть этих заимствований была произведена вскоре после завоевания Ханаана. Заимствования были сделаны как в древнюю патриархальную эпоху, когда они ещё жили в Месопотамии, так и в Палестине посредством ханаанеев.
Но такие заимствования производились обдуманно, а не беспорядочно. Поэтому в целом эти законнические установления и стали выражением веры Завета Израиля.