Дошкольные учреждения специального назначения:
• ДОУ компенсирующего вида:
ü для детей с тяжелыми нарушениями речи (наполняемость групп 6—10 чел.);
ü для глухих детей (до 6 чел.);
ü для слабослышащих детей (до 6—8 чел.);
ü для слепых детей (до 6 чел.);
ü для слабовидящих детей (до 6—10 чел.);
ü для детей с нарушением ОДА (до 6—8 чел.);
ü для детей с нарушением интеллекта и ЗПР (до 6—10 чел.);
ü для детей со сложными дефектами (до 5 чел.).
• МОУ (начальная школа — детский сад).
• Психолого-педагогические и медико-социальные центры.
• Оздоровительные учреждения санаторного типа.
• Дошкольные отделения (группы) при специальных школах-интернатах.
Школьная система специального образования:
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 1-го вида (для глухих детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 2-го вида (для слабослышащих и позднооглохших детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 3-го вида (для незрячих детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 4-го вида (для слабовидящих детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 5-го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 6-го вида (для детей с нарушением ОДА).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 7-го вида (для детей с ЗПР).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 8-го вида (для детей с нарушением интеллекта).
Специальная педагогика изучает людей с отклонениями в развитии. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания.
Центральный вопрос специальной педагогики — проблема компенсации функций.
Основная задача специальной педагогики — поиск эффективных путей компенсации нарушенных функций.
В основе коррекционно-компенсирующей направленности специального образования лежит теория компенсации Л. С. Выготского.
Выделяют 2 типа компенсации функций:
• внутрисистемная компенсация (за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур);
• межсистемная компенсация (за счет перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур для выполнения несвойственных функций).
Чаще всего наблюдаются оба типа компенсаций.