double arrow

Обучение и воспитание детей с ЗПР

ЗПР — состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.

Термины «задержка психического развития», «задержка тем­па психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.

Основными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях — и генетически обуслов­ленные.

Детям с ЗПР свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

К. С. Лебединская выделила 4 варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

• конституциональная;

• соматогенная;

• психогенная;

• церебрально-органического происхождения.

М. С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные вари­анты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.

К особенностям детей с ЗПР относятся: неустойчивая концен­трация внимания, повышенная отвлекаем ость, низкий уровень восприятия, малый объем памяти, трудности воспроизведения учебного материала, бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматической стороны речи, наличие дефектов звукопроизношения. Все это приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, зачастую — к отказу от деятельно­сти.

Поведение детей с ЗПР характеризуется пассивностью, мед­лительностью в действиях, старательностью и аккуратностью в отношении к обязанностям, по характеру они уступчивы, послуш­ны. Учебная мотивация выражена слабо.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:

1. Развитие двигательной сферы:

— общей моторики;

— мелкой моторики рук;

— артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психики:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие слухового восприятия;

— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

— развитие пространственных представлений и ориентации;

— развитие представлений о времени;

— развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.

— расширение представлений о мире, развитие словаря.

3. Развитие мышления:

— развитие навыков соотносительного анализа;

— формирование навыков группировки, классификации объектов;

— развитие абстрактного мышления.

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы:

— формирование навыков саморегуляции деятельности;

— развитие эмоционально-личностного опыта;

— развитие эмоционального опыта через драматизацию, игротерапию.

Решением ПМПК дети с ЗПР направляются (в зависимости от возраста и уровня интеллектуальных возможностей) в ДОУ компенсирующего вида, в специальные коррекционные школы-интернаты 7-го вида или в рамках интегрированного обучения — в общеобразовательные школы в классы коррекционно-компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная работа в этих учреждениях с данной катего­рией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.

Для специальных ДОУ и школ для детей с ЗПР в соответствии со специальным образовательным стандартом созданы адапти­рованные программы и учебные планы. В ДОУ коррекционная работа ведется с учетом уровня развития ребенка по следующим направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игре, формирование элементарных математических представле­ний, обучение грамоте, трудовое, физическое, музыкальное вос­питание. В школе вводятся дополнительные специальные пред­меты: ритмика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение. Дополнительно с каждым ребенком проводятся инди­видуально-групповые занятия по предупреждению трудностей в освоении отдельных тем, логопедические занятия, факультатив­ные занятия по развитию индивидуальных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: