К нарушениям слуха и зрения "относят глухоту, тугоухость, слепоту и слабовидение. Состояние слуха и зрения существенно влияет на общее физическое и психическое состояние человека. Нарушения слуха и зрения приводят к возникновению вторичных отклонений в результате сенсорной и социальной депривации. Степень выраженности отклонений зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефекта. Сенсорные нарушения приводят к ограниченности и обобщенности представлений об окружающем, неконкретности и вербализму, связанным с неточной предметной соотнесенностью понятий. Дефекты зрения и слуха формируют медлительность и малую моторную активность, трудности в пространственно-бытовой ориентировке. По мере взросления дети становятся все более ранимыми, тревожными, пассивными, агрессивными, постепенно появляются навязчивые движения в виде раскачиваний, стереотипии.
Некоторые категории детей (слабослышащие и слабовидящие) обучаются в общеобразовательных учреждениях. Снижение слуха и зрения корригируются при помощи слуховых аппаратов и очковой коррекции соответственно, что позволяет этим категориям детей интегрироваться в общеобразовательное пространство.
Дети с глухотой и тугоухостью, испытывающие трудности в овладении речью и в социальном общении, по результатам аудиометрических исследований, психолого-педагогического обследования на ПМПК направляются в специальные ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением слуха или в коррекционные школы 1-го и 2-го вида. Основная цель специальных учреждений — на основе полисенсорного обучения сформировать навыки общения с помощью жестовой и дактильной речи, вербализации, профессионально сориентировать выпускников.
Дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) решением ПМПК направляются в специальные школы-интернаты 3-го и 4-го вида или в дошкольные группы при этих школах, а также в специализированные ДОУ компенсирующего вида. На сегодняшний день в стране существуют ДОУ комбинированного вида, в которых есть группы для детей и с нормальным развитием, и с нарушением слуха или зрения. Обучение в последних осуществляется по специальным программам для данной категории детей. При этом обязательно соблюдается охранительный режим, создаются специальные условия для овладения предметным миром и речью, обучение осуществляется в процессе предметно-практической деятельности. Вводятся дополнительные занятия по развитию слухового и зрительного восприятия, речи, пространственной ориентировке, обучению социально-бытовым навыкам и т. п. В зависимости от степени тяжести дефекта педагоги в коррекционном процессе используют специальную звукоусиливающую аппаратуру, звуковые учебники, компьютерные программы, специальные тифлосредства (бинокуляры, увеличительные лупы, трости).