Педагогическая значимость

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (пункт 3 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

21. В целях реализации данного положения закона издан Приказ Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», в соответствии с которым утвержден Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Приказу Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917) и Инструкция о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2 к Приказу Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917).

Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей установлены правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.

Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения не допускаются.

Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России (далее - ФЭС), государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции).

Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, которые установлены в приложении 1 к Временному порядку. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.

Письмо Министерства Образования РФ от 26.05.99 № 109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек» в целях защиты детей от негативного влияния игр и игрушек, отрицательно влияющих на психическое и физическое здоровье детей и их психологии, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.04.96 № 610р и Федеральным Законом от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» вводится обязательная экспертиза детских игр и игрушек».

22. В 2000 году был подписан приказ № 109/23 - 16 от 26.05.99 Министерства Образования «О введении обязательной государственной экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игр и игровых оборудования для детей». В нем были определены 5 критериев оценки:

· Провоцирует ли игрушка агрессию

· Вызывает ли проявление жестокости по отношению к партнерам

· Провоцирует ли сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием

· Вызывает ли нездоровый интерес к сексуальным проблемам

· Провоцирует ли на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Приказы констатировали, что современный рынок засорен игрушками, представляющими опасность для физического и духовного здоровья детей. С целью оградить детей от подобных игрушек, сомнительных по качеству компьютерных и иных игр, вводится обязательная государственная экспертиза в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 07.09.99 № ИК - П8 - 29473.

Решению вопросов психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых пособий было утверждено в 2006 году Положение «Экспертиза для детей».

Положение определяло порядок проведения экспертизы и присвоения знака Соответствия (соответствия психолого-педагогическим требованиям). Знак имеет две категории: высшую – «Рекомендовано» и первую – «Допущено».

Целью экспертизы является:

Защита прав детей на получение качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции;

Информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми об игровой, учебно-методической и электронной продукции полезной для детей;

Развитие рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми.

В пункте 3 статьи 14 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указывалось на необходимость проведения «экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игровых сооружений для детей в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий».

23. В проекте «Закона об Игрушке» в 2006 году указывалось:

«Игрушка является специфическим средством информационного воздействия на детей, поэтому необходимы меры, ограждающие их от распространения опасных и безнравственных игр, игрушек и игровых сооружений на территории России». Предлагалось проводить обязательную психолого-педагогическую экспертизу для отечественных игр и игрушек, подготовленных к серийному производству, а также для импортных до заключения договора на их поставку.

24. В Письме Минобразования РФ ОТ 17.05.95 N 61/19-12 «О Психолого-педагогических требованиям к играм и игрушкам в современных условиях» (По состоянию на 18 октября 2006 года) указывалось, что «в настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.

В частности в Письме указывалось:

«Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы, которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: