Методические указания по изучению теоретического курса

Тема 1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Изучение курса «Менеджмент» следует начать с изложения сущности и содержания понятия «менеджмент». Необходимо рассмотреть содержание понятий менеджмент и управление, менеджмент как самостоятельную область знаний, сочетающую науку, практику и искусство управления. Цели и задачи менеджмента.

На основе построения схемы четко представить основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления. Дать определение терминов закономерности и принципы менеджмента, перечислить основные закономерности и принципы менеджмента. Уделить внимание современным тенденциям развития менеджмента.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента

Для изучения темы рассмотреть понятие менеджмента как науки и как искусства на примере концептуальных положений различных школ менеджмента рассмотреть основные этапы.

Охарактеризовать: научную школу управления (1885-1920г.г.) и обратить внимание на составные элементы системы научной организации труда, основных представителей данного направления. Основатель – Ф.У. Тейлор; классическую школу (административную) – (1920-1950г.г.). Вклад А.Файоля; школу человеческих отношений (с начала 50-х г.г. ХХ в). Основные представители М.Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мэйо.

Тема 3. Особенности Российского менеджмента

Для изложения данной темы следует уделить внимание ключевым этапам развития экономики России. Далее рассмотреть вопросы теории и практики управления в России в условиях общественной формы собственности. Основные реформы системы управления экономикой и их результаты.

Охарактеризовать переход от плановой системы управления к регулируемому рынку. Обратить внимание на формирование рыночного механизма управления в стране. Процесс проведения приватизации и переход к рыночным ценам – основные вехи нового этапа рыночных отношений экономики России.

Обзорно рассмотреть основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие. Затем изучить основные задачи менеджмента в обеспечении конкурентоспособности российской экономики.

Тема 4. Интеграционные процессы в менеджменте: внешняя и внутренняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия

Рассмотреть значение и компоненты внутренней среды предприятия (миссия, цели деятельности предприятия, структуру, персонал, технологии, корпоративную культуру) и внешней среды. Среда прямого воздействия: поставщики, конкуренты, посредники, потребители, государственные органы (микро-, макроокружение); среда косвенного воздействия (рассмотреть состояние экономики, социо- культурные, политические, экологические и пр.факторы), связи с общественностью, международные факторы.

Тема 5. Системы менеджмента: функции и орг.структуры

Дать определение понятия «функции менеджмента», общие и частные (вспомогательные, специфические) функции менеджмента. Обратить внимание на комплексность, взаимосвязанность и целевую направленность каждой функции.

Рассмотреть общие функции как составные части любого процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Планирование как стадия процесса управления, включающая постановку целей. Прогнозирование, стратегическое и текущее планирование. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения поставленных целей. Координация как функция управления, обеспечивающая его непрерывность, главная задача координации как достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Мотивация как функция управления, побуждающая эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Основные задачи процесса мотивации. Контроль как функция управления, осуществляющая количественную и качественную оценку работы организации. Специфические (частные, вспомогательные) функции управления как техническая основа успешного выполнения общих функций управления.

Необходимо обратить внимание, что управляющее воздействие достигается посредством реализации комплекса взаимосвязанных функций, а именно: общие (основные), специфические (частные) и вспомогательные. Осуществление основных и специфических функций требует создания соответствующих условий, обеспечивающих нормальную деятельность их исполнителям, так возникает необходимость в выделении вспомогательной функции.

Проектирование организационной структуры. Организационные полномочия. Линейные и аппаратные полномочия. Организация взаимоотношений между линейными и аппаратными полномочиями. Типы организационных структур: бюрократический и адаптивный. Линейно-функциональная структура, ее преимущества и недостатки. Дивизиональная структура, ее разновидности, принцип построения. Матричная и проектная организационные структуры, их преимущества и недостатки.

Формирование корпоративных структур как тенденция развития современной экономики. Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации и т.д.

Тема 6. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.

Первоначально следует рассмотреть понятие и значение цели, классификацию целей и требования, предъявляемые к ним. Затем подробнее остановиться на определении миссии, как главной цели организации. Обратить внимание на подходы к разработке миссии. Функции целей. Далее определить ключевые цели фирмы по функциональным подсистемам. Иерархический характер системы целей.

Представить дерево цели организации, принципы его построения. Использование ранжирования целей при разработке стратегических планов, рассмотреть управление по целям (алгоритм целеполагания).

Определение понятия «управленческие решения». Роль решений в процессе управления. Сущность решения и его виды. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений.

Постановка проблемы (оценка ситуации); подготовка информационного материала; выработка вариантов решения (альтернатив); определение оптимального варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения (определение сроков и специалистов, ответственных за выполнение решения); контроль руководства за выполнением решения.

Анализ результатов по принятым решениям и введение изменений в систему управления на основе этих результатов.

Тема 7. Механизм менеджмента: средства и методы управления

Ключевые понятия. Сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью сотрудников. Комплексный подход к применению методов управления. Организационно-распорядительные методы и механизм их воздействия на объект управления. Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления. Социально-психологические методы управления и способы их реализации. Методы управления социальной активностью персонала.

Тема 8. Система. информационного обеспечение управления

Рассмотреть значение информации в процессе управления. Дать классификацию информации. Рассмотреть роль коммуникационных процессов в обеспечении управления информацией.

Перечислить свойства и характеристики информации. Изучить информационные потоки и технологии управления. Следует рассмотреть место и роль технических средств обработки информации, показать их влияние на результат труда. Важнейшим условием формирования автоматизированных систем управления является обеспечение методологического, информационного и технического единства в системе управления.

Регулирование количества и качества информации. Формирование и регулирование структуры информации в менеджменте. Информационные факторы качества управления. Коммуникации и управленческая деятельность. Организационные коммуникации и управление ими. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

Тема 9. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала

Рассмотреть ключевые понятия: внутренняя и внешняя среда организации, изменения происходящие в них, воздействие на разные аспекты текущей деятельности. Необходимо раскрыть понятие «персонал организации», представить основные показатели, характеризующие персонал организации; дать классификацию состава персонала. Отбор и наем персонала, профессиональный рост и планирование карьеры. Развитие персонала. Коучинг. Формула успеха.

Руководитель в системе управления персоналом. Стимулирование труда. Рассмотреть понятие и структуру организационной (корпоративной) культуры, ее основные характеристики. Этика менеджмента, управление этикой. Техника ведения деловых переговоров.

Тема 10. Личность менеджера и стиль управления

Изучение данной темы следует начать с рассмотрения понятия и роли менеджера в современных условиях. Составляющие деятельности менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру. Профессиональные качества менеджера. Организаторские и коммуникативные качества. Эмоциональный, логический и аналитический интеллект. Типы менеджеров. Личностная характеристика.

Стили управления. Авторитарный, демократический, либеральный, ситуативный стили. Адаптация стиля управления к современным условиям. Самоменеджмент руководителя.

Тема 11. Групповая динамика и разрешение конфликтов.

Для изучения данной темы необходимо рассмотреть понятие «коллективное взаимодействие». Модель коллектива, действующего эффективно. Представить современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией. Рассмотреть виды конфликтов: внутренние и внешние; горизонтальные и вертикальные; объективные и субъективные; конструктивные и деструктивные. Раскрыть возможные причины возникновения конфликтов. Конфликт как процесс и его этапы. Особое внимание обратить на стратегии преодоления конфликтов.

Тема 12. Власть и партнерство

Рассмотреть определения «власть» и «влияние», природа и виды власти, содержание понятий «власть» и «партнерство». Классификация форм власти. Власть, основанная на принуждении, характеристика власти, основанной на вознаграждении. Формы вознаграждений, используемые руководителем. Основные черты экспертной власти. Формы монополии на информацию, используемые менеджером для управления персоналом. Характеристика законной власти. Сильные и слабые стороны различных форм власти.

Тема 13. Формальное и неформальное управление

Следует дать определение и рассмотреть особенности формального и неформального управления. Понятие и структура организационной (корпоративной) культуры. Ознакомиться с составными элементами и факторами воздействия организационной культуры, сильной и слабой культуры, принципами формирования и методами поддержания организационной культуры. Рассмотреть этику менеджмента, управление этикой, психологию и этику деловых отношений.

Тема 14. Инновационный потенциал менеджмента

Раскрыть сущность, цель и задачи инновационного менеджмент, компоненты: выработку тактики, политики, процедур и правил. Рассмотреть системный и ситуационный подход к управлению. Рассмотреть нововведения как объект инновационного менеджмента. Сфера инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений. Классификация новаций: по содержанию – технические, организационные, социальные, экономические; по сфере применения; по причинам возникновения; по инновационному потенциалу; по механизму осуществления; по виду эффективности получения результата и др.

Далее представить основные этапы инновационного процесса. Понятие инновационный проект, его реализация. Выявить эффективность инновационного проекта. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Риски в инновационном менеджменте и управление ими. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.

Тема 15. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления

Ознакомиться с алгоритмом по проведению анализа сильных и слабых сторон организации, их учет обеспечит получение больших возможностей для достижения целей путем корректирования плана. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Стратегии поглощения, слияния.

Рассмотреть форму бизнес-плана как отражение стратегии организации, а также обоснование условий и путей ее реализации. Основные разделы бизнес-плана.

Тема 16. Эффективность управления и пути её повышения

Следует дать общее понятие об эффективности менеджмента. Рассмотреть основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчетов эффективности хозяйствования. Выделить признаки эффективного менеджмента. Сформировать представление о социальной эффективности управления организацией и определить критерии ее оценки. Раскрыть возможные пути повышения эффективности менеджмента организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: