Менеджмент как наука и искусство

Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход представитель фрахтовых компаний Л.Брандейс в 1910 году. В 30-е годах ХХ века Л.Гьюлик дал объяснение, почему следует управление производством считать наукой;» Управление становиться наукой из-за стремления понять почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей, для того, чтобы сделать это сотрудничество более полезным для человечества».

Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что это наука, кот. имеет свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Содержанием управленческих теории являются законы и закономерности, принципы и функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления Эти научные знания составляют теоретическую базу науки управления.

Как научная дисциплина менеджмент относится к системе экономических наук. В этой системе выделяют общие экономические науки (экономическая теория), специальные (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет., экономический анализ), и отраслевые науки (экономика отрасли, экономика предприятия или фирмы, организация и управление предприятием, маркетинг).

Менеджмент можно отнести как к специальным так и к отраслевым наукам в зависимости от объекта изучения.

В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие функции:

1. Научная. Менеджмент позволяет теоретически осмыслить сложные процессы и закономерности хозяйственной деятельности, сформировать основные понятия.

2. Познавательная. Помогает осмыслить закономерности упр. экономикой, разобраться в сложных взаимосвязях различных экономических процессов в том или ином виде деятельности.

3. Прогностическая. В менеджменте в процессах принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели, тенденции и направления научно-технического прогресса.

4. Практическая. Познав закономерности развития экономических процессов в той или иной системе менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий.

В менеджменте как науке используются следующие методы научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, обработка и изучение информации об объекте исследования посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, комплексного и системного подходов, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах.

Следует обратить внимание на то, что менеджмент в отличии от управления производством, занимается не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это скорее социально-гуманитарная, нежели технико-экономическая дисциплина, в центре ее внимания – человек.

Менеджмент – наука, которая входит в разряд прикладных наук; она очень близко стоит к реальной экономической практике, вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности, и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

Основоположником этой науки считается Фредерик Ульям Тейлор, а лидером науки – США, где насчитывается сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более семидесяти периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения – в Японии всего 3 школы бизнеса.

Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложная социально-техническая система, на функционировании которой воздействуют многие факторы. Главный из этих факторов – люди, работающие в организациях. Учет этого требует использования не только научного подхода, но искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие считают, что управлению можно научиться только через опыт и что практикой овладевают люди, имеющие талант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: