double arrow

Личностные требования к менеджерам


Личность менеджера можно разделить на 3 составляющих:

• Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).

• Способности, (общие способности - интеллект, специфические способности - знание, компетентность, умение).

• Черты личности (доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).

На сегодняшний день полный перечень необходимых идостаточных качеств менеджера очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и. нравственно-этическимкачествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.

Организаторские способности определяются психофизиологическимисвойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.

Выделим из них наиболее характерные свойства менеджера и отсеем второстепенные, опираясь на представления: о сущности исодержания труда предпринимателя (менеджера), в котором, на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение иэффективную регуляцию совместной деятельности, относятся к профессиональным качествам менеджера.




В группировку качеств, относящихся к ''организаторским способностям, включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, молено назвать частными организаторскими способностями.

Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также необходимы талантливому менеджеру.

Адаптационная мобильность — группировка качеств, составленная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологическихкачеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных иорганизационно-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся;

• склонность к творческим' формам деятельности;

• стремление учить других;

• стремление кнепрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах иметодах труда;

• стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний;

• способность противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения;

• стремление к обоснованному риску;

• низкие психологические барьеры на пути к нововведениям;

• стремление к расширению крута своих полномочий ("деловой экспансионизм");



• инициативность;

• нетерпимость ко всему косному, консервативному,

• предприимчивость и т. д.

Нетрудно убедиться, что перечисленные качества, названные адаптационной мобильностью, приобретают в нынешних условиях переходного периода наибольшее значение. Менеджеры, не отличающиеся высокой адаптационной мобильностью, сознательно или несознательно начинают противиться новым рыночным отношениям.

Контактность — способность к установлению социальных, контактов. В эту группировку входят такие социально-психологические качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непереносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивоестремление к возвышению самооценки, способность располагать людей к себе, социальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазамисобеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.

Стрессоуспюйчивостъ — это такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и эмоциональную устойчивость к внешним, воздействиям..

От менеджера часто ждут немедленных решений в остром споре на деловых совещаниях, когда работать приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно демократическое обсуждение проблем, принятие коллективных решений, и сохранять в этих условиях самообладание и трезвость мышления, могут немногие. Стрессоустойчивость — это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному напряженному творческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни подходящих условий, ни времени для формирования такого качества, издерганный руководитель приносит ущерб себе, подчиненным и бизнесу.



Доминантность— в общепринятой интерпретации это властность, честолюбие, стремление к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальными условиями, расходящимися со здравым смыслом законодательными установлениями, игнорирование авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный уровень притязаний, смелость, сильная воля.

Социально-адекватный тип общения. Как сказано выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекватный. Между типами общения и стилями руководства существует прямая зависимость. Слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраняющийся, агрессивному автократический, социально-адекватному демократический стиль руководства. Следовательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему стиль руководства.

Помимо описанных качеств можно выделить:

гражданственность, требовательность к себе и другим, высокий уровень общей и управленческой культуры, твердый характер, самоконтроль и адекватная самооценка, мощный интеллект, сильная воля и др.

В популярных публикациях, где много интересного сказано о профессиональных и личных характеристиках людей, крайне скупо говорится об уме и особенностях мышления менеджеров, предпринимателей, в том числе финансистов и банкиров.

"Ни один ум не бывает тождественен другому, и никогда одни и те же причины не вызывают в разных ума одинаковых следствий".

Ж. Санд.

Ум — это многомерное явление; словами "сознание", "интеллект", "мышление", "ум" обозначают качественно разнородные психические процессы.

Особенность интеллекта делового человека состоит в том., что ему приходится принимать решения и действовать в условиях дефицита времени и информации. Реальные финансово-хозяйственные ситуации не укладываются в жесткие алгоритмы схемы: каждая конкретная ситуация всегда уникальна, непредсказуема и неопределенна.

Человек, занятый организаторской работой, должен решать стоящие перед ним задачи без опоры на непосредственное восприятие предмета совместной деятельности, не имея возможности напрямую манипулировать им. Объекты его умственной деятельности — это преимущественно взаимоотношения людей. Жесткие временные условия, действие фактов неопределенности, высокая ответственность - в таких сложных условиях приходится принимать правильные решения.

Процесс принятия решений включает в себя следующие функциональные этапы: познавательные процедуры, анализ, обобщение и структуризация исходной информации, провоз, оценка альтернатив и выбор окончательного варианта с последующей затем выработкой поведения и анализом возможных последствий. В сущности, те же самые этапы или функции присутствуют в любом мыслительном процессе.

Какие именно из перечисленных этапов процесса принятия решений наиболее соответствуют умственным процессам менеджеров? Обычно им приписывают такое свойство ума, как аналитичность. Распространена и более общая характеристика — практичность ума, противоположность теоретическому уму ученого.

Вариантов решения всегда существенно меньше, чем разнообразия исходной информации, превышающего возможности осмысленного выбора. И в этом заключается одна из основных особенностей экономического мышления: большая сложность материала, подлежащего анализу, и простота, ясность, ограниченность результатов — планов, комбинаций и действий, к которым стремится человек, принимающий решения.

Менеджеров молено разделить по типам экономического мышления. Тип мышления существенно определяет' стиль и методы руководства.

К специфическим типам экономического мышления (экономического образа мышления. — П. Хеши) относятся:

инновационный тип мышления: по П.Дракеру, это ориентация на «созидательное разрушение» с центральной идеей — не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться их использовать. Если сущностью любого управленческого решения является неопределенность, то действия в условиях неопределенности предполагают систематизированную инновационную деятельность, основанную на кибернетическом методе проб и ошибок. При этом изменения воспринимаются как нормальное явление, а не помеха в работе, как благоприятные возможности для непрерывного роста и обновления.. Особое значение в условиях, когда изменения становятся главным фактором экономической деятельности, приобретает такое качество личности, как адаптационная мобильность, т. е. способность жить и работать в атмосфере перемен, чувство нового, стремление учиться и учить других, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость при внезапных изменениях обстановки; умение отказаться от хорошего во имя лучшего. Инновационный тип мышления и адаптационная мобильность — это характерные черты менеджера-новатора в противоположность консерватору;

адаптивный тип мышления: ориентация на стабилизацию, оптимизацию, совершенствование существующего; рационализация, стремление к определенности, исключение непредвиденных ситуаций; в идеале - это стремление к созданию алгоритмов управления, должностных инструкций, планов-законов, подчинение логике и знанию;

мышление, направленное на результат,нуждается в точно определенных целях, критериях успеха, упрощенных моделях действительности; менеджер с таким типом мышления — человек исполнительный, обладает ограниченным видением проблем ("тоннельный взор"), мыслит на знаковом, символическом уровне сознания;

мышление, направленное на учет потерь и упущенных возможностей: ориентация, на аналитические операции, способность к системному представлению действительности, умениевидеть и просчитывать варианты. Некоторые авторы (например, П.Хейни) называют такой тип ориентации концептуальным мышлением и выдают его за образец современного экономического образа мышления;

мышление, направленное на анализ достижений: разбор причин успеха, случайного или не планируемого, его последствий и возможных вариантов использования в дальнейшей деятельности; сложность такого анализа — в неопределенности причин эмерджентных достижений, кроме того, качественные параметры успеха, обязанные случаю, тактическим действиям -или избранной стратегии, не находят отражения в обычных статистических данных и технико-экономических показателях, производственно-хозяйственной деятельности,

технократический тип мышления: предпочтение отдается решению текущих инженерных задач, организации производственного процесса; менеджер-технократ предпочитает в качестве под чиненных иметь послушных исполнителей, людей-винтиков, несущих частичные функции производственного процесса и работающих но предписанным технологическим схемам;

бюрократический тип мышления: приоритет личных интересов над интересами дела, круговая порука и корпоративныйдух техноструктуры, предприимчивость, ориентированная на личные интересы, состязательность в латентных структурах организации, проходящая по неписаным правилам игры, дихотомия коалиции, компромисса и конфликта.

"Ум освещает путь воля, а воля повелевает действиями".

Я. Коменский.

О воле деловых людей можно прочитать скорее в литературных, чем научных произведениях. Обычно описывают сильные и неординарные характеры, говорят об умении подчинять себе людей, стойко держать удары судьбы, быть независимым и терпеливым.

Однако гораздо важнее установить, каким должно быть соотношение ума и воли менеджера. Здесь нужно отвергнуть распространенное заблуждение, согласно которому функцией ума считается выдвижение идей, и составление планов, а функцией воли — их исполнение. На самом же деле осуществление задуманных планов требует ума не меньше, чем воли, а, кроме того, функция планирования в бизнесе практически неотделима от всех остальных управленческих функций и, что самое главное, от функций исполнения намеченных планов.

По-видимому, к деятельности менеджера применима теперь уже почти забытая "формула квадрата" Наполеона. Он сравнивал дарование настоящего военачальника с квадратом, высота которого — ум, а основание — воля. Если воля превалирует над умом, то человек будет действовать решительно и мужественно, но неразумно. У человека с преобладанием ума будут хорошие замыслы и планы, но ему не хватит мужества для осуществления своих идей.

Таким образом, гармония воли и ума есть важнейшее требование. На свой страх и риск, реализуя собственные замыслы, менеджеру остается рассчитывать только на органическое единство интеллекта и воли.

Сложность оценки организаторских способностей усугубляется тем, что, в отличие от природных задатков, эти способности проявляются и развиваются только непосредственно в процессе той деятельности, которая и требует от человека владения ими. Вероятно, отсюда и происходит тезис, до сих пор горячо отстаиваемый многими специалистами, что способности к руководству проявляются не ранее 3—5 лет работы, поэтому лиц, не имеющих достаточного стажа, нельзя назначать на руководящие должности.

При этом упускается из виду тот очевидный факт, что после окончания учебного заведения начинающий специалист все свое время вынужден уделять исполнительским функциям, однако как бы хорошо он ни исполнял свои служебные обязанности, никак нельзя судить о его способностях к руководству совместной деятельностью. Хороший специалист не обязательно станет хорошим руководителем.

Мнение некоторых специалистов о том, что способности к руководству проявляются только после нескольких лет работы на должности специалиста, не выдерживает критики. Можно указать на человеческие качества, которые составляют психологическую основу организаторских способностей, навыков и умений руководить совместной деятельностью людей в финансовой организации. Эти качества существуют вне связи с опытом работника, и для того, чтобы оценить уровень их развития, совсем не обязательно возлагать на него функции руководства. Оценив же задатки работника к руководству, можно с некоторой уверенностью судить о том, насколько успешно он будет руководить трудовым коллективом,

7.2. Формирование производственных коллективов Понятие и признаки трудового коллектива:

.Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т.п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам. Главным из них считается наличие общей целиу всех её членов. Как бы эта цель не формировалась (в результате взаимного влияния, индивидуальных целей, постановки извне), она всегда будет одной для всех, а не просто одинаковой , схожей. Пока отсутствует осознанная разделяемая всеми цель, члены группы не в состоянии осуществлять рациональную деятельность, понимание значимости которой для человека является одной из основ коллектива.

Другим признаком коллектива является психологическое признание его членами друг друга. В основе этого лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров и т.п.

Психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели, которое можно рассматривать как третий признак коллектива.

Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, символикой и т.п.

Пятый признак коллектива состоит в наличии системы социального контроля, позволяющего группе воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения. Такой контроль обеспечивает соответствие их поведения установившимся требованиям, прежде всего в социально значимых ситуациях.

Люди подчиняются группе при следующих обстоятельствах:

• Принятии решения в условиях отсутствия времени;

• Наличии готового его варианта, устраивающего всех,

• Высокой сплоченности и оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности;

• Изолированности от внешней среды,

Шестой признак коллектива - наличие достаточно четко выраженной структуры

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация в коллективе, характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

Формирование коллектива:

Сплоченный работоспособный коллектив возникает не сразу.

Этому предшествует длинный процесс его становления, и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств. К ним относятся:

· Ясные, понятные, близкие людям цели деятельности,

· Наличие определенных, пусть даже незначительных, выгод совместной работы, демонстрирующих её преимущества по сравнению с индивидуальной;

· Сильный руководитель (лидер), которому люди готовы подчиняться и идти к поставленной цели.;

· Наличие своей «ниши» в структуре организации, где бы коллектив мог полностью реализовать себя и не препятствовал это делать другим.

Началом формирования официального коллектива является юридически оформленное решение о создании соответствующего подразделения. Для неофициального коллектива, «днем рождения» становится обычно какое-то чрезвычайное событие, достижение критического предела в развитии опасной ситуации или осознание общих интересов. Они и порождают всплеск эмоций, толкающий людей на объединение.

Как принудительное, так и спонтанное формирование коллектива приводит к тому, что его состав и структура оказываются неоптимальными. Поэтому в настоящее время в западных фирмах при комплектовании подразделений часто практикуется добровольный выбор партнеров из тех лиц, с кем человеку дают предварительно определенное время общаться. В результате к одним из них у него возникает симпатия и предпочтение, к другим антипатия, к третьим - безразличие. Эти внутренние отношения выявляются с помощью социографического метода.

Официальный коллектив проходит длительный процесс организации, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм . Они наблюдают окружающих , знакомятся друг с другом, демонстрируют собственные возможности, но ещё не стремятся к тесным контактам. Часто этот этап завершается выявлением лидера, что происходит тем скорее, чем слабее административная власть. Его роль, влияние на коллектив необходимо сразу же всесторонне анализировать, чтобы выбрать по отношению к нему верный тип поведения (нейтрализация, эффективное сотрудничество и т.д.)

На втором этапе происходят осознание и кристаллизация интересов, сближение людей, установление между ними более тесных контактов. Одновременно происходит дифференциация участников, образуются группировки со своими лидерами (так называемый коллективный индивидуализм), появляются попытки захвата ими власти, приводящие к конфликтам.

На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются общие ценности и нормы, постепенно налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.

На четвертом этапе появляется ведущая группировка, пытающаяся подчинить себе остальных, навязывающая свою политику другим группировкам, а также активистам-одиночникам, колеблющимся, аутсайдерам. В результате возникает временный спад в работе коллектива, что считается вполне нормальным явлением.

С ростом зрелости наступает этап консолидации,и коллективу становятся по плечу более сложные задачи. Доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.

Если задачи четко определены, воспринимаются как важные и значимые, люди чувствуют свою ответственность, их цели совпадают, накапливается опыт совместной работы, все стадии формирования сменяют друг друга достаточно быстро.

При выполнении задачи или при уходе нескольких ключевых фигур, коллектив реорганизуется или распадается.

Любой коллектив подстерегает опасность групповщины - появление раскольнических группировок, преследующих узкокорыстные интересы, безразличных к нуждам и потребностям остальных и стремящихся захватить власть, считающих себя непогрешимыми , неуязвимыми, непобедимыми.

Другой опасностью являются бюрократизация отношений, единомыслие и конформизм, в основе которых лежит стремление людей к спокойной жизни.

Конформизм и его роль в управлении коллективом:

Силу коллективу во многом придает конформизм (лат.conformis -подобный, схожий) его членов. Это психологическая особенность поведения людей, проявляющаяся как групповое единомыслие(неспособность ставить под сомнение существующее положение дел, мыслить в разрез с мнением группы, смотреть на вещи новыми глазами) и отказ от самостоятельных действий.

Мир для человека таков, каким он его себе представляет, и часто справедливость этих представлений оценивается на основе того, насколько они разделяются другими. При совпадении, собственных взглядов с групповым мнением, в правильность которого он верит, происходит стабилизация образа реальности и укрепление веры в себя. В противном случае человек теряется и перестает ориентироваться в ситуации.

Другими причинами конформизма являются:

• Психологический настрой на фильтрацию информации и самоцензуру,

• Надежда на вознаграждение за лояльность,

• Негативное отношение к посторонним и сплочение для защиты от них;

• Страх перед реальным (или воображаемым) давлением группы,

• Ограниченность влияния на коллективное мнение.

• Конформизм имеет немало положительных сторон.

Во-первых, он обеспечивает выживаемость коллектива в сложные моменты, избавляя людей от раздумий, как себя вести, усиливая их сплоченность, придает поведению людей стандартность в обычных ситуациях и предсказуемость в нестандартных.

Во-вторых, он облегчает организацию совместной деятельности людей, вхождение индивида в коллектив. Поэтому новички проходят проверку на способность к конформному поведению, если таковая отсутствует, человек вряд ли сумеет найти в коллективе для себя место.

В-третьих, конформизм придает коллективу своё «лицо», если все его члены строго придерживаются, общих ценностей и норм поведения.

В то же время нормы создают основу группового давления со стороны коллектива на своих членов. С ростом сплоченности оно до определенного предела усиливается (правда, одновременно ослабевает категоричность требований), а затем постепенно переносится на окружение, в том числе и на руководство.

7.3. Психология управления производственным коллективом. Группа социально-психологических методов:

Под группой социально-психологических методов управления понимают конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников.

Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внугри коллектива). Эти методы подразумевают внедрение различных социологических и психологических процедур в практику управления:

· выявление индивидуально-психологических особенностей членов коллектива и использование их в процессе управления;

· установление в коллективе благоприятного социально-психологического климата (хороших отношений и взаимопонимания между всеми членами коллектива);

· развитие деловой активности и инициативы работающих;

· формирование, сохранение и развитие традиций и обычаев,

· применение различных форм морального поощрения,

· формирование правильного стиля руководства коллективом.