В народных песнях

В основе песенной структуры лежит ПОВТОРНОСТЬ.

В процессе пения повторяются: слова, фразы, предложения, строки.

Кроме того, во время распевания текста добавляются:

а) вставные частицы, междометия, слова – «эх», «ох», «ну», «ну вот», «да ну», «любо любо» и т.п.;

б) словообрывы – «сторо… сторонушка»; «заря занима… алася»;

в) припевные фразы, предложения, возгласы – «Дид-ладо!», «Таусень!».

Всё это увеличивает структуру песенной строфы.

От того, как соединяются слова с напевом в песне – речитативно, распевно, полураспевно – и от того, какой величины сама текстовая строка, образуются различные по структуре соотношения текста и напева в народных песнях.

Всего их три группы: 1. Нестрофическая (простейшая)

2. Строфическая

3. Куплетная

I. Нестрофическая

В такой песенной форме слова и напев по протяжённости равны друг другу. Это – одномотивные, однофразовые, однострочные напевы. К ним относятся примеры известных колядок, считалок, закличек, а также плачи, скоморошины, былины, небылицы.

Например, «Иванушка – рачик», или «Гори-гори-гарко».

II. Строфическая

К ней относятся песни разных жанров, появившиеся в истории развития народного творчества после XVII века: свадебные, хороводные, лирические, протяжные и т.п.

Музыкально-поэтическая строфа – это относительно законченное музыкально-поэтическое построение, состоящее не менее чем из двух полных (или неполных) музыкальных предложений (т.е. строк).

Таких, разнообразных по структуре песен, большинство. Рассмотрим принцип образования двух-, трёх-, четырёхстрочных строф; они составляют основу образования и более развитых песенных структур.

По мнению А.В.Рудневой, переход от нестрофической (простейшей) формы к строфической связан с пением группами, когда одни поют, а другие подпевают, т.е. «алилёкают».

Припевные слова, включаясь в структуру напева, выполняют роль припева, но не являются самостоятельным припевом и не могут быть им названы. Таким образом, возгласы («Авсень!», «Любо!»), фразы («Душель моя», «розан мой, розан»), предложения («Виноградье, краснозелёное») – входят в структуру строфы.

Однако, есть и настоящие припевы, то есть самостоятельные по содержанию, форме и даже контрастные по отношению к основному напеву. Например, в песне казаков-некрасовцев «Ой, вы цыгане» можно считать самостоятельным «припев» со слов : Три садика зелена

, цыганочка весела,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: