double arrow

Сидела, думала,

думала-подумала …»

Наиболее распространённые разновидности строфической формы:

а) двухстрочные;

б) трёхстрочные;

в) четырёхстрочные (и более развернутые).

Понятие «строка» - в стихе и в напеве различно: в словах – это законченное смысловое действие, а в песенной строке руководящая роль принадлежит напеву, его интонационной законченности. Поэтому «строка» в напеве – это музыкальная мысль, относительно или вполне законченная.

Например, филологическая запись текста песни:

Вдоль по морю, морю синему,

Плывёт стадо лебединое.

лебединое, гусиное.

Этот же текст в напеве имеет четырёхстрочную структуру, построенную по принципу «парной периодичности» (АА ВВ) из одной стиховой строки:

Вдоль по морю,

Вдоль по морю,

Вдоль по морю, морю синему,

Вдоль по морю, морю синему.

То есть, та или иная песенная структура образуется:

- за счёт припевных строк, фраз, предложений;

- за счёт повторности строк, фраз;

- за счёт цепной связи строф (когда последняя строка, фраза, повторяясь, становится началом следующей строфы).

Особенно следует выделить специфику строения строф протяжных песен. Как правило, после первой, «ненормативной» строфы, выделяется в качестве «сцепляющего» запева фраза, слово или предложение из её текста, после чего формируется трёх-,четырёх- (или более) строчная строфа.

Например: 1. Подуй-ка, развей да погодушка

Калину в саду.

2. Калину в саду…

Калинушка, ой да с малиною,

Лазоревый цвет.

3. Лазоревый цвет… и т.д.

В.М.Щуров («Стилевые основы русской народной музыки», М.1998.,гл. VI) отмечает сочетание признаков нестрофической и строфической форм и называет две разновидности этого явления, которые встречаются в песнях традиционных жанров.:

1. Тирадные и многочастные.

Это когда в процессе ритмического варьирования однострочного (одномотивного) напева образуется песенные строки нестабильных размеров, либо образуются мелодические изменения, связанные с новым по смыслу содержанием текста. Например, к таковым можно отнести популярную величальную «ЧАРОЧКУ»:

Чарочка моя, серебреная,

На золото блюдечко поставленная.

Кому чару пить, кому здраву быть?

I / Пить чару, Ивану,

Часть / на здоровье, на здоровье.

Тимофеевичу!

II / То не лес, не трава расстилаются,

часть / наши буйные головки приклоняются… и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: