СОДЕРЖАНИЕ
1. Требования к курсовой работе……………………………………………………………..……..2
1.1 Общие положения………………………………………………………………………
1.2 Структура работы…………………………………………………………………………
1.3 Требования к структурным элементам работы…………………………………………
1.4 Требования стандарта к оформлению курсовой работы………………………………
1.5 Порядок проверки и защиты курсовой работы…………………………………………
2. Содержательная часть………………………………………………………………….
Классификация производственного освещения и основные санитарно-гигиенические требования
Естественное освещение. Его нормирование и расчет
Искусственное освещение. Источники света и светильники
Нормирование искусственной освещенности
Расчет искусственного освещения
Приложение А…………………………………………………………………………………15
Общие положения
Основная цель курсовой работы - показать умение студента вести самостоятельные научные исследования и соединять теоретические знания с решением конкретных вопросов деятельности предприятий.
Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:
1) выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем;
2) изучение настоящих методических указаний
3) формулировка цели и составление плана;
4) подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы;
5) сбор, обобщение и анализ информации по конкретному предприятию;
6) написание и оформление работы;
7) защита работы.
Общими требованиями к курсовой работе являются:
· изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;
· логическая последовательность изложения материала;
· достоверность и взаимная увязка данных между собой;
· обоснованность выводов и рекомендаций
Конкретная проблема, выбранная для исследования, должна разрабатываться с точки зрения нахождения путей повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций.
Представлять курсовую работу следует в установленный учебным планом срок. Курсовая работа, не отвечающая требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях, возвращается студенту с оценкой “на доработку”. Исправленная студентом работа сдается для повторной проверки. Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.
Структура работы
Определившись с объектом исследования и темой работы, необходимо составить план, исходя из последовательности раскрытия темы.
Общая структура полностью оформленной курсовой работы включает в себя следующие элементы:
* титульный лист;
* содержание;
* введение;
* теоретическая часть;
* основная часть;
* заключение;
* список использованной литературы;
* приложения.
Требования к структурным элементам работы
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (приложение А).
В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “СОДЕРЖАНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки в конце.
Во «Введении» (1-2 страницы) следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.).
Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы. От обоснования актуальности логично перейти к формулировке цели проводимого исследования и задач, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик. Задачи исследования оформляются в форме нумерованного перечисления (изучить..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать..., определить...). Формулировки задач обычно отражают название разделов (глав) курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Объект исследования –предприятие (отрасль), на материалах которого изучается проблема. Предмет исследования – проблема, над которой работает исследователь.
Таким образом, материал «Введения» целесообразно излагать в следующей последовательности, начиная каждый элемент с абзацного отступа:
· актуальность выбранной темы (до 10 предложений);
· цель курсовой работы;
· предмет исследования;
· теоретическая база исследования;
· информационная база исследования;
· методы исследования.
Теоретическая часть (глава 1) (10 -15 страниц) представляет собой изложение теоретических основ изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами (главами), она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований (законодательных и нормативных документов, книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали существующие способы их решения. При изучении литературы необходимо обращать особое внимание на передовой, инновационный опыт предприятий. При написании данной части следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы статистических и научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса.
Очень серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено ее языку и стилю, свидетельствующим об общем уровне профессиональной культуры автора.
Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально - логического стиля изложения материала.
Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно - и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:
1. применение специальных функционально - синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во - первых, во - вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно - следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к..., следует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);
2. использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);
3. применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что - то, кое - что и др.) в научной речи использовать не принято;
4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;
5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;
6. применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;
7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно - и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».
Соблюдение этих правил при изложении материала позволяет избежать ряда ошибок, наиболее часто совершаемых студентами при написании курсовой работы.
Основная (специальная) часть (10-15 страниц) является центральной в работе. Эта часть может состоять из нескольких (не более трех) разделов (глав) и подразделов (параграфов), подробно характеризующих как объект исследования в целом, так и конкретное состояние изучаемого вопроса с обоснованием предложений по совершенствованию изучаемых процессов. В целях краткости изложения все материалы целесообразно представлять в виде статистических данных и оформлять их в табличной форме. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.
Таким образом, автор, используя свои теоретические знания, детально исследует и анализирует различные аспекты темы. Особое внимание следует уделить динамике протекания изучаемых процессов, выявлению факторов, вызвавших их изменения. На основании проведенного анализа студент должен разработать и обосновать конкретные и реальные предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования.
Заключение (2-3 страницы) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Заключение оформляется в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в порядке изложения материала в курсовой работе. Здесь показывается, как решена цель, поставленная во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие - либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.
Список использованной литературы должен включать не менее 15 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями (п.1.4.). В список литературы необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе.
Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения студентом библиографических источников. Это позволяет ему ознакомиться с современным состоянием изучаемого вопроса, расширяет его постановку, знакомит с применяемыми методами исследования и т.д. В этой связи на публикации последних 5 лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, имеющиеся нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются суждения о возможных путях и методах совершенствования действующей практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. Самая свежая информация может быть получена из газет, журналов, отчетов о проведении научно-исследовательской работы (НИР).
Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.
Работа над литературным источником - творческий процесс. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.
При изучении библиографических источников необходимо:
1) внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к теме курсовой работы;
2) выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;
3) целесообразно составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились точки зрения авторов по нерешенным проблемам, давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на нерешенные проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументированно поддержать точку зрения какого - либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести предложения, направляемые на решение проблемы.
Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), в отдельных файлах, которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсовой работы. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.
Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них в тексте работы. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.
Объем курсовой работы - 30-35 машинописных листов стандартного формата без учета списка использованной литературы и приложений.