Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите
для студентов специальностей
1-23 01 04 - Психология,
1-03 04 03 - Практическая психология
Гродно
ГрГУ им. Я. Купалы
УДК 378(076): 159.9 ББК88 Г16
Рецензенты:
Карпинский КВ., кандидат психологических наук, доцент; Комарова Т.К., кандидат психологических наук, доцент; Даукша Л.М., кандидат психологических наук, доцент.
Рекомендовано Советом факультета психологии ГрГУ им. Я. Купалы.
-
Галузо, П.Р.
Дипломная работа по психологии: метод, рек. / П.Р. Галузо. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 47 с. ISBN 978-985-515-218-8
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломных работ включают общие требования к написанию, оформлению и защите, критерии оценки дипломных работ, список рекомендуемой литературы; позволяют систематизировать и оптимизировать процесс написания дипломной работы. Адресуются студентам-выпускникам специальностей «Психология», «Практическая психология».
УДК 378(076):Т59.9 ББК88
© Галузо П. Р.. 2009
© Учреждение образования
|
|
«Гродненский государственный университет
ISBN 978-985-515-218-8 имени Янки Купалы», 2009
ВВЕДЕНИЕ
Дипломная работа по психологии является квалификационной и должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Выполнение и защита дипломной работы является заключительным этапом профессиональной подготовки специалиста-психолога в вузе. При ее защите оценивается соответствие качества выполненной работы присуждаемой квалификации дипломированного специалиста.
Основные цели подготовки, написания и защиты дипломной работы по психологии:
• систематизация и расширение теоретических и практических знаний в рамках избранной специальности и специализации;
·закрепление опыта применения приобретенных знаний при решении конкретных научных и прикладных задач в практической деятельности психолога;
·развитие профессиональных навыков ведения самостоятельной поисковой и диагностической работы;
• обобщение опыта применения психологических методов и методик исследования и экспериментирования при решении прикладных проблем;
• определение уровня академических, социально-личностных и профессиональных компетенций в рамках квалификационной характеристики специалиста.
Дипломная работа, защищаемая по специальностям 1-23 01 04 «Психология» и 1-03 04 03 «Практическая психология на факультете психологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», является завершением всего цикла научно-исследовательской работы, осуществляемой студентом в рамках учебного процесса.
|
|
•
1. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа по психологии представляет собой письменный многостраничный текст, включающий в себя постановку научной проблемы, обоснование основной идеи и описание результатов научного психологического исследования. Дипломная работа имеет стандартную структуру и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
• Титульный лист (Приложение 1).
• Оглавление (Приложение 2).
• Введение.
• Теоретический раздел (глава) (подразделы, содержащие обзор научных знаний в избранной области психологии, определение проблемы и гипотез исследования).
• Эмпирический раздел (глава) (подразделы, в которых представлен отчет о проведенном эмпирическом исследовании).
• Заключение.
• Библиографический список использованной литературы.
• Приложение (при необходимости).
2. ВВЕДЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Во введении представляются основные составляющие дипломной работы: проблема исследования; ее актуальность; объект и предмет исследования; его цель, задачи и гипотеза; научная новизна и практическая значимость исследования; используемые методы. Общий объем введения составляет, как правило, не более трех страниц текста. Стандартная структура введения представлена в Приложении 3.
2.1. Проблема исследования
Начинать научное психологическое исследование следует с осмысления проблемы, на решение которой оно направлено. Формулировка проблемы исследования - это логичное и, по возможности, лаконичное объяснение (себе и другим) того, ради чего исследование необходимо проводить.
Проблема научного психологического исследования есть осознание противоречия, существующего в реальной действительнос-
ти или возникшего в практической деятельности (например, между различными точками зрения на сущность психического явления, между условиями реальной ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта и т.д.).
Условиями для формулирования проблемы на языке психологии является недостаточность знаний, информации, противоречивость представлений о природе психических явлений и связей между ними.
Последовательность формулирования проблемы психологического исследования может быть следующей: а) обнаружение дефицита знания; б) осознание необходимости устранения этого дефицита; в) описание проблемной ситуации на обыденном языке; г) формулирование проблемы в научных психологических терминах.
2.2. Актуальность проблемы исследования
Актуальность научного психологического исследования - это степень соответствия проблемы современным тенденциям развития психологии как области научного знания. Обоснование актуальности исследования есть краткое изложение ответа на вопрос о том, почему именно в данное время и в данных обстоятельствах необходимо это исследование. Актуальность исследования логично вытекает из насущной необходимости разрешения проблемы. Актуальность может быть сформулирована как на теоретическом, если проблема является общепсихологической или специально психологической и находится на переднем рубеже современной науки, так и на практическом уровне, т.е. на уровне злободневных запросов общественной практики или практической психологической деятельности.
Основными аспектами актуальности психологического исследования являются:
• необходимость дополнения теоретических исследований в
определенной области психологического знания;
• потребность в новых фактах, которые позволят уточнить и развить конкретные теоретические положения;
• потребность в новых, более эффективных психодиагностических и исследовательских методах;
• потребность в разработке новых методов (технологий), необходимых для решения конкретных прикладных проблем;
|
|
• потребность в разработке психологических рекомендаций;
• необходимость решения проблем в области психологической практики и оказания психологической помощи;
• потребность в разработке и внедрении в процесс профессиональной подготовки специалистов инновационных образовательных технологий, основанных на психологическом знании.
2.3. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Научная новизна исследования - это степень соответствия проблемы пробелам и противоречиям современной психологической науки.
Обоснование научной новизны обычно представляет собой четкое описание того, какой конкретный вклад в развитие психологического знания внес исследователь в виде открытых и ранее неизвестных фактов, феноменов, связей между психическими явлениями, закономерностей их формирования и т.д. При этом следует помнить, что необходимо представить именно свой вклад в ту или иную область психологического знания в виде результатов исследования, а не фокусировать внимание на том, что это сделано впервые.
Научная новизна, как правило, открывает новые исследовательские перспективы в конкретной области психологического знания.
Теоретическая значимость исследования - это связь проблемы с решением познавательных задач психологической науки, т.е. с описанием, объяснением, прогнозированием, классификацией и систематизацией психических явлений.
Практическая значимость исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую может принести использование полученных результатов в практической деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования в виде его конкретных результатов могут быть представлены в выводах.
2.4. Объект исследования
Объект научного психологического исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом исследования выступают психические явления. Следует различать объект исследования
|
|
6
и объект диагностики, в качестве которого выступают носители психики (индивид, диада, группа).
Объект исследования формулируется кратко, обычно двумя-тремя словами.
Наиболее типичные ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового категорий испытуемых или их статусных характеристик (это - составляющие эмпирической базы исследования) или связей между явлениями, характеристик какого-либо явления, динамики формирования психических образований (это может быть предметом исследования).
Приведем примеры формулировок объекта исследования.
Неправильные формулировки Правильные формулировки
Объектом нашего исследования Объект исследования -
выступило влияние понимания педагогическое взаимодействие
учащимися учителей на отношение в системе «учитель - ученик», к ним.
Объект исследования - Объект исследования -
воспитанники старшей группы межличностные отношения
детского сада № 12 г. Гродно. в группе детей старшего
дошкольного возраста.
2.5. Предмет исследования
Предмет научного исследования - сторона (аспект, свойство, характеристика) объекта, представляющая научный интерес и подвергающаяся непосредственному изучению в связи с решаемой проблемой. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет угол зрения, под которым исследователь обращается к проблеме. Расплывчатое, неконкретное определение предмета, недостаточно четкое выделение его из объекта сильно затрудняет ход исследования, обрекает исследователя на выполнение лишней работы, может увести его в сторону от решения проблемы.
В качестве предмета научного психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, феномены поведения и общения, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, их взаимовлияния, взаимосвязи между психическими и физиологическими, психическими и социалъными явлениями.
Приведем примеры формулировок гипотез.