Неправильные формулировки Правильные формулировки

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите

для студентов специальностей

1-23 01 04 - Психология,

1-03 04 03 - Практическая психология

Гродно

ГрГУ им. Я. Купалы



УДК 378(076): 159.9 ББК88 Г16

Рецензенты:

Карпинский КВ., кандидат психологических наук, доцент; Комарова Т.К., кандидат психологических наук, доцент; Даукша Л.М., кандидат психологических наук, доцент.

Рекомендовано Советом факультета психологии ГрГУ им. Я. Купалы.

-

Галузо, П.Р.

Дипломная работа по психологии: метод, рек. / П.Р. Галузо. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 47 с. ISBN 978-985-515-218-8

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите диплом­ных работ включают общие требования к написанию, оформлению и защите, кри­терии оценки дипломных работ, список рекомендуемой литературы; позволяют си­стематизировать и оптимизировать процесс написания дипломной работы. Адресу­ются студентам-выпускникам специальностей «Психология», «Практическая пси­хология».

УДК 378(076):Т59.9 ББК88

© Галузо П. Р.. 2009

© Учреждение образования

«Гродненский государственный университет
ISBN 978-985-515-218-8 имени Янки Купалы», 2009


ВВЕДЕНИЕ

Дипломная работа по психологии является квалификацион­ной и должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к рабо­там такого рода. Выполнение и защита дипломной работы являет­ся заключительным этапом профессиональной подготовки специа­листа-психолога в вузе. При ее защите оценивается соответствие качества выполненной работы присуждаемой квалификации дип­ломированного специалиста.

Основные цели подготовки, написания и защиты дипломной работы по психологии:

• систематизация и расширение теоретических и практиче­ских знаний в рамках избранной специальности и специализации;

·закрепление опыта применения приобретенных знаний при решении конкретных научных и прикладных задач в практической деятельности психолога;

·развитие профессиональных навыков ведения самостоятель­ной поисковой и диагностической работы;

• обобщение опыта применения психологических методов и методик исследования и экспериментирования при решении при­кладных проблем;

• определение уровня академических, социально-личностных и профессиональных компетенций в рамках квалификационной характеристики специалиста.

Дипломная работа, защищаемая по специальностям 1-23 01 04 «Психология» и 1-03 04 03 «Практическая психология на факульте­те психологии Учреждения образования «Гродненский государ­ственный университет имени Янки Купалы», является завершени­ем всего цикла научно-исследовательской работы, осуществляемой студентом в рамках учебного процесса.




1. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа по психологии представляет собой пись­менный многостраничный текст, включающий в себя постановку научной проблемы, обоснование основной идеи и описание резуль­татов научного психологического исследования. Дипломная рабо­та имеет стандартную структуру и состоит из нескольких взаимо­связанных частей:

• Титульный лист (Приложение 1).

• Оглавление (Приложение 2).

• Введение.

• Теоретический раздел (глава) (подразделы, содержащие об­зор научных знаний в избранной области психологии, определение проблемы и гипотез исследования).

• Эмпирический раздел (глава) (подразделы, в которых пред­ставлен отчет о проведенном эмпирическом исследовании).

• Заключение.

• Библиографический список использованной литературы.
• Приложение (при необходимости).

2. ВВЕДЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Во введении представляются основные составляющие диплом­ной работы: проблема исследования; ее актуальность; объект и предмет исследования; его цель, задачи и гипотеза; научная но­визна и практическая значимость исследования; используемые ме­тоды. Общий объем введения составляет, как правило, не более трех страниц текста. Стандартная структура введения представле­на в Приложении 3.

2.1. Проблема исследования

Начинать научное психологическое исследование следует с осмысления проблемы, на решение которой оно направлено. Фор­мулировка проблемы исследования - это логичное и, по возможно­сти, лаконичное объяснение (себе и другим) того, ради чего иссле­дование необходимо проводить.

Проблема научного психологического исследования есть осоз­нание противоречия, существующего в реальной действительнос-


ти или возникшего в практической деятельности (например, меж­ду различными точками зрения на сущность психического явления, между условиями реальной ситуации и предъявляемыми к ней тре­бованиями, диалектическое противоречие в самой природе явле­ния или объекта и т.д.).

Условиями для формулирования проблемы на языке психоло­гии является недостаточность знаний, информации, противоречи­вость представлений о природе психических явлений и связей меж­ду ними.

Последовательность формулирования проблемы психологиче­ского исследования может быть следующей: а) обнаружение дефи­цита знания; б) осознание необходимости устранения этого дефи­цита; в) описание проблемной ситуации на обыденном языке; г) формулирование проблемы в научных психологических терминах.

2.2. Актуальность проблемы исследования

Актуальность научного психологического исследования - это степень соответствия проблемы современным тенденциям разви­тия психологии как области научного знания. Обоснование акту­альности исследования есть краткое изложение ответа на вопрос о том, почему именно в данное время и в данных обстоятельствах необходимо это исследование. Актуальность исследования логич­но вытекает из насущной необходимости разрешения проблемы. Актуальность может быть сформулирована как на теоретическом, если проблема является общепсихологической или специально психологической и находится на переднем рубеже современной науки, так и на практическом уровне, т.е. на уровне злободневных запросов общественной практики или практической психологиче­ской деятельности.

Основными аспектами актуальности психологического иссле­дования являются:

• необходимость дополнения теоретических исследований в
определенной области психологического знания;

• потребность в новых фактах, которые позволят уточнить и развить конкретные теоретические положения;

• потребность в новых, более эффективных психодиагности­ческих и исследовательских методах;

• потребность в разработке новых методов (технологий), необ­ходимых для решения конкретных прикладных проблем;


• потребность в разработке психологических рекомендаций;

• необходимость решения проблем в области психологической практики и оказания психологической помощи;

• потребность в разработке и внедрении в процесс профессио­нальной подготовки специалистов инновационных образователь­ных технологий, основанных на психологическом знании.

2.3. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

Научная новизна исследования - это степень соответствия про­блемы пробелам и противоречиям современной психологической науки.

Обоснование научной новизны обычно представляет собой чет­кое описание того, какой конкретный вклад в развитие психологи­ческого знания внес исследователь в виде открытых и ранее неизве­стных фактов, феноменов, связей между психическими явлениями, закономерностей их формирования и т.д. При этом следует помнить, что необходимо представить именно свой вклад в ту или иную об­ласть психологического знания в виде результатов исследования, а не фокусировать внимание на том, что это сделано впервые.

Научная новизна, как правило, открывает новые исследователь­ские перспективы в конкретной области психологического знания.

Теоретическая значимость исследования - это связь пробле­мы с решением познавательных задач психологической науки, т.е. с описанием, объяснением, прогнозированием, классификацией и систематизацией психических явлений.

Практическая значимость исследования связана с той конк­ретной, ощутимой пользой, которую может принести использова­ние полученных результатов в практической деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования в виде его конкретных результатов могут быть представлены в выводах.

2.4. Объект исследования

Объект научного психологического исследования - это фраг­мент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом исследования выступа­ют психические явления. Следует различать объект исследования

6


и объект диагностики, в качестве которого выступают носители психики (индивид, диада, группа).

Объект исследования формулируется кратко, обычно двумя-тремя словами.

Наиболее типичные ошибки в определении объекта исследо­вания связаны с представлением в качестве такового категорий ис­пытуемых или их статусных характеристик (это - составляющие эмпирической базы исследования) или связей между явлениями, характеристик какого-либо явления, динамики формирования пси­хических образований (это может быть предметом исследования).

Приведем примеры формулировок объекта исследования.

Неправильные формулировки Правильные формулировки

Объектом нашего исследования Объект исследования -

выступило влияние понимания педагогическое взаимодействие

учащимися учителей на отношение в системе «учитель - ученик», к ним.

Объект исследования - Объект исследования -

воспитанники старшей группы межличностные отношения

детского сада № 12 г. Гродно. в группе детей старшего

дошкольного возраста.

2.5. Предмет исследования

Предмет научного исследования - сторона (аспект, свойство, характеристика) объекта, представляющая научный интерес и под­вергающаяся непосредственному изучению в связи с решаемой проблемой. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет угол зрения, под которым исследователь обраща­ется к проблеме. Расплывчатое, неконкретное определение пред­мета, недостаточно четкое выделение его из объекта сильно зат­рудняет ход исследования, обрекает исследователя на выполнение лишней работы, может увести его в сторону от решения проблемы.

В качестве предмета научного психологического исследова­ния могут выступать любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, феномены поведения и общения, временные и интенсивностные характери­стики отдельных явлений, их взаимовлияния, взаимосвязи между психическими и физиологическими, психическими и социалъными явлениями.




Приведем примеры формулировок гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: