Неправильная формулировка Правильная формулировка

Гипотеза нашего исследования В качестве гипотезы исследования

заключалась в том, что положи- выступало предположение о наличии

тельным влиянием на обучение связи между уровнем развития эмпа-

навыкам конструктивного разре- тии и избираемой личностью страте-

шения конфликта будет обладать гией поведения в конфликте, а именно:

эмпатическое понимание партнера. чем выше уровень эмпатии, тем чаще

избирается стратегия сотрудничества.

Виды гипотез, выдвигаемых в научных психологических ис­следованиях:

Теоретические, которые подразделяются на описательные: а) о наличии психических явлений; б) о наличии межгрупповых или межиндивидуальных различий в проявлении свойств и явле­ний; в) о наличии структурно-функциональных связей между явле­ниями и объяснительные (каузальные) - о наличии причинно-след­ственных связей между явлениями.

Эмпирические как предположения об операционализированных связях и зависимостях между переменными:

- о значениях переменных;

- о зависимости между переменными (виде, характере, форме связей).

Статистические как предположения, сформулированные на языке математической статистики.

Кроме того, гипотезы подразделяются на общие - основные, оперирующие понятиями и частные - выводные, дифференциру­ющие общую гипотезу и оперирующие переменными.

Гипотезы прописываются в научном психологическом исследо­вании, как правило, в трех местах. Первичное представление общей гипотезы (иногда и частных) осуществляется во введении. Разверну­тая теоретическая гипотеза обосновывается в заключительной части теоретического раздела, так как логически вытекает из теоретическо­го анализа проблемы исследования. Эмпирические гипотезы как ва­рианты конкретизации общей и частных теоретических гипотез фор­мулируются в описании проблемы и программы эмпирического ис­следования.

В качестве примера приведем формулировки общей и част­ных гипотез одного из недавно опубликованных исследований.


Общая (теоретическая) гипотеза: смысложизненный кризис в развитии личности является фактором неадекватности ее психо­логического возраста.

Частные гипотезы:

1) существует прямая взаимосвязь между интенсивностью протекания смысложизненного кризиса и неадекватностью психо­логического возраста личности: с нарастанием кризиса усиливает­ся асинхрония психологического и хронологического возрастов;

2) взаимосвязь смысложизненного кризиса в развитии лично­сти и неадекватность ее психологического возраста носит не толь­ко функциональный, но и детерминационный характер, т.е. кризис обусловливает диспропорциональность психологического возрас­та хронологическому;

3) смысложизненный кризис изменяет психологический возраст как в сторону его неадекватного завышения, так и в сторону его не­адекватного занижения в сопоставлении с хронологическим возрас­том (Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис как фактор неадек­ватности психологического возраста личности / К.В. Карпинский // Ананьевские чтения - 2008. Психология кризисных и экстремаль­ных ситуаций: междисциплинарный подход: материалы научно-прак­тической конференции / под ред. А.А. Цветковой, Н.С. Хрусталевой. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - С. 532 - 533).

2.8. Методы и методики исследования

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ про­дуктов человеческой деятельности, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует от­личать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних - специальные методы матема­тической статистики). Выбор методов обусловлен особенностями объекта, предмета и поставленными целями исследования.

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта, предмета и цели исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто на­зывают «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора мето­дов приводится в программе эмпирического исследования [13].




3. ТЕМА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Тема дипломной работы, по сути, является ее названием. Фор­мулировка темы, представленной к защите дипломной работы, долж­на отвечать ряду требований.

Во-первых, она должна быть профессионально грамотной и в ней должны быть представлены предмет и объект научного психо­логического исследования. Профессиональная грамотность в данном случае - это, прежде всего, понимание специфики и границ психо­логического исследования с сугубо психологическими объектом и предметом, выбор которых осуществляется на основе выявленной фундаментальной, прикладной или практической проблемы.

Во-вторых, тема должна отражать сущность проблемы, разре­шение которой возможно посредством использования психологи­ческого знания, и состоять не более чем из 7 - 9 слов.

В-третьих, тема должна быть сформулирована на научном, но понятном языке (без излишней детализации и злоупотребления сложными специфическими словосочетаниями).

В-четвертых, она не должна страдать незавершенностью, неод­нозначностью, неясностью формулировки относительно предмета и объекта исследования.

Приведем примеры формулировок тем дипломных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: