Гипотеза нашего исследования В качестве гипотезы исследования
заключалась в том, что положи- выступало предположение о наличии
тельным влиянием на обучение связи между уровнем развития эмпа-
навыкам конструктивного разре- тии и избираемой личностью страте-
шения конфликта будет обладать гией поведения в конфликте, а именно:
эмпатическое понимание партнера. чем выше уровень эмпатии, тем чаще
избирается стратегия сотрудничества.
Виды гипотез, выдвигаемых в научных психологических исследованиях:
Теоретические, которые подразделяются на описательные: а) о наличии психических явлений; б) о наличии межгрупповых или межиндивидуальных различий в проявлении свойств и явлений; в) о наличии структурно-функциональных связей между явлениями и объяснительные (каузальные) - о наличии причинно-следственных связей между явлениями.
Эмпирические как предположения об операционализированных связях и зависимостях между переменными:
- о значениях переменных;
- о зависимости между переменными (виде, характере, форме связей).
Статистические как предположения, сформулированные на языке математической статистики.
Кроме того, гипотезы подразделяются на общие - основные, оперирующие понятиями и частные - выводные, дифференцирующие общую гипотезу и оперирующие переменными.
Гипотезы прописываются в научном психологическом исследовании, как правило, в трех местах. Первичное представление общей гипотезы (иногда и частных) осуществляется во введении. Развернутая теоретическая гипотеза обосновывается в заключительной части теоретического раздела, так как логически вытекает из теоретического анализа проблемы исследования. Эмпирические гипотезы как варианты конкретизации общей и частных теоретических гипотез формулируются в описании проблемы и программы эмпирического исследования.
В качестве примера приведем формулировки общей и частных гипотез одного из недавно опубликованных исследований.
Общая (теоретическая) гипотеза: смысложизненный кризис в развитии личности является фактором неадекватности ее психологического возраста.
Частные гипотезы:
1) существует прямая взаимосвязь между интенсивностью протекания смысложизненного кризиса и неадекватностью психологического возраста личности: с нарастанием кризиса усиливается асинхрония психологического и хронологического возрастов;
2) взаимосвязь смысложизненного кризиса в развитии личности и неадекватность ее психологического возраста носит не только функциональный, но и детерминационный характер, т.е. кризис обусловливает диспропорциональность психологического возраста хронологическому;
3) смысложизненный кризис изменяет психологический возраст как в сторону его неадекватного завышения, так и в сторону его неадекватного занижения в сопоставлении с хронологическим возрастом (Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис как фактор неадекватности психологического возраста личности / К.В. Карпинский // Ананьевские чтения - 2008. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: материалы научно-практической конференции / под ред. А.А. Цветковой, Н.С. Хрусталевой. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - С. 532 - 533).
2.8. Методы и методики исследования
Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних - специальные методы математической статистики). Выбор методов обусловлен особенностями объекта, предмета и поставленными целями исследования.
Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта, предмета и цели исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов приводится в программе эмпирического исследования [13].
3. ТЕМА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Тема дипломной работы, по сути, является ее названием. Формулировка темы, представленной к защите дипломной работы, должна отвечать ряду требований.
Во-первых, она должна быть профессионально грамотной и в ней должны быть представлены предмет и объект научного психологического исследования. Профессиональная грамотность в данном случае - это, прежде всего, понимание специфики и границ психологического исследования с сугубо психологическими объектом и предметом, выбор которых осуществляется на основе выявленной фундаментальной, прикладной или практической проблемы.
Во-вторых, тема должна отражать сущность проблемы, разрешение которой возможно посредством использования психологического знания, и состоять не более чем из 7 - 9 слов.
В-третьих, тема должна быть сформулирована на научном, но понятном языке (без излишней детализации и злоупотребления сложными специфическими словосочетаниями).
В-четвертых, она не должна страдать незавершенностью, неоднозначностью, неясностью формулировки относительно предмета и объекта исследования.
Приведем примеры формулировок тем дипломных работ.