Анализ становления личности Динамика развития личности
в процессе совершенствования как субъекта профессиональной
в профессиональной деятельности. карьеры.
Рассмотрение роли нарушений Нарушение детско-родительских
детско-родительских отношений отношений как фактор невроти-
в возникновении невротических зации личности ребенка,
заболеваний.
Формулируя тему дипломной работы, следует помнить, что не рекомендуется начинать название со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Рассмотрение проблемы...», «Анализ влияния...» и тому подобное.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Действующие в настоящее время нормы и правила научно-исследовательской деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о
своем намерении внести вклад в развитие и пополнение психологического знания, автор должен продемонстрировать свою информированность относительно того, что было изучено до него в пределах исследуемой проблемы. Наиболее распространенный способ такой демонстрации - полный литературный обзор в избранной предметно-объектной области. Существует несколько подходов к построению научного обзора. Собранные материалы могут быть представлены в виде хронологического описания исследования проблемы с представлением наиболее значимых открытий в последовательности их совершения. Можно производить литературный обзор на основе его логического построения. Тогда структура текста может быть примерно такой:
|
|
1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.
2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.
3. Рассмотрение явления с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.
4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.
5. Закономерности, которым подчиняется явление.
6. Прикладное использование явления (свойства или функции) [11,13].
Обнаруженные в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей и гипотез эмпирического исследования.
Самым важным при построении литературного обзора является удержание избранной линии анализа и недопущения «рассыпания» текста на бессистемное перечисление теоретических подходов и описание результатов эмпирических исследований.
|
|
5. ЭМПИРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирический раздел дипломной работы представляет собой отчет о проделанной работе по сбору, обработке и анализу эмпирических данных. В эту часть работы входят как минимум три подраздела.
1. Программа эмпирического исследования.
2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение.
3. Выводы по эмпирическому разделу исследования.
5.1. Программа эмпирического исследования
В программе эмпирического исследования, небольшом по объему, но очень важном подразделе дипломной работы, конкретизируется теоретическая цель, и прописываются задачи с учетом всех особенностей эмпирической базы, на которой осуществлялся сбор эмпирического материала.
Особо тщательного отношения требует прописывание процедуры перевода теоретических понятий, с помощью которых сформулирована проблема, предмет и гипотезы в теоретической части исследования, в конкретные исследовательские переменные. Этот перевод называют операционализацией переменных исследования. Далее следует обоснование методик (как «технических» приемов сбора эмпирических данных) на основании избранных методов и в непосредственной связи с эмпирическими гипотезами.
Точное описание эмпирической базы исследования, которое содержит в себе указания на место и условия его проведения, описание контингента и количественного состава испытуемых, характеристики их статусных, социальных и психологических данных, наличие или отсутствие контрольной группы испытуемых., необходимо для того, чтобы создать максимум возможностей для точного воспроизведения условий исследования с целью его повторения и получения аналогичных результатов. Необходимо также подробно описать этапы и процедуры исследования с указанием на все обстоятельства, которые, возможно, оказали влияние на полученные результаты.
Завершает программу эмпирического исследования обоснование методов обработки первичных данных, в том числе и методов математической статистики. Особое внимание следует обратить на соответствие методов обработки данных предмету и гипотезам исследования. Например, использование метода корреляционного анализа недостаточно для установления взаимосвязи явлений, а тем более влияния одного явления на другое.
5.2. Результаты эмпирического исследования
и их обсуждение
Обсуждение полученных в исследовании результатов начинается с их описания. Описание должно быть предельно тщательным и строгим, т.е. содержать в себе только факты с их каче-
14
ственными (есть или нет) или количественными (сколько, насколько больше (меньше), как часто и пр.) характеристиками. Наиболее удобный вид представления результатов -таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Данные, представленные в таблицах, описываются в тексте, где приводятся указания на статистически значимые различия или отсутствие таковых, на совпадение или несовпадения количественных показателей и т.д. (Приложение 4).
Кроме табличной формы представления количественных данных можно использовать также: а) диаграммы; б) гистограммы; в) графики (для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); г) корреляционные плеяды (для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами); д) кластеры и т.д. (Приложение 5).
В разделе «Результаты эмпирического исследования и их обсуждение» помещаются все варианты анализа полученных данных: от описания до теоретической их интерпретации. Анализируя данные, следует раскрыть значение полученных фактов с точки зрения теории. При этом качественный анализ в виде рассмотрения каждого факта, выделения повторяющихся фактов, установления связей «факты - гипотеза» необходимо сопровождать интерпретацией результатов и фиксацией случаев подтверждения - не подтверждения гипотез. Следует также приводить свои размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы. Особую ценность представляют сопоставления выявленных в исследовании закономерностей с описанными в научной литературе данными.
|
|
Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Там же размещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.
Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например, расшифровку условных обозначений (Приложение 5).
Недопустимо при обсуждении результатов исследования использовать неопределенные выражения, такие как: «примерно в два раза меньше», «в несколько раз чаще», «более половины испытуемых», «значительно чаще (реже) встречается», «несколько снизилось влияние» и др.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Заключение должно содержать общую краткую оценку результатов проделанной работы. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, так как в нем автор напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других психологических исследований такого рода. В заключении, как правило, намечаются основные направления дальнейших исследований и подчеркивается практическая значимость проделанной работы.
Выводы
Выводы являются наиболее важной частью работы. Они системно представляют итог теоретического и эмпирического исследования и демонстрируют способности автора обобщать полученные результаты, обосновывать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связывать их с результатами других исследований. Общее количество выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во-первых, в точности соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки сформулированных гипотез.
|
|
В том случае, когда исследование имеет прикладной характер, выводы дополняются практическими рекомендациями. Рекомендации должны предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания.
Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию книги.
Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем - на иностранных языках. Список литературы в дипломной работе обычно включает не менее 30-35 наименований.
Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные
работы. В списке необходимо указывать и все работы автора, которые были опубликованы и материалы которых использовались при подготовке дипломной работы.
На все, помещенные в список литературы источники, должны быть ссылки в тексте.
Ссылки на учебники и учебные пособия в дипломной работе нежелательны и приводятся в исключительных случаях.
7.1. Примеры библиографического описания источников