Неправильные формулировки Правильные формулировки. Анализ становления личности Динамика развития личности

Анализ становления личности Динамика развития личности

в процессе совершенствования как субъекта профессиональной

в профессиональной деятельности. карьеры.

Рассмотрение роли нарушений Нарушение детско-родительских

детско-родительских отношений отношений как фактор невроти-

в возникновении невротических зации личности ребенка,
заболеваний.

Формулируя тему дипломной работы, следует помнить, что не рекомендуется начинать название со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Рассмотрение проблемы...», «Анализ влияния...» и тому подобное.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Действующие в настоящее время нормы и правила научно-иссле­довательской деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о


своем намерении внести вклад в развитие и пополнение психологиче­ского знания, автор должен продемонстрировать свою информирован­ность относительно того, что было изучено до него в пределах исследу­емой проблемы. Наиболее распространенный способ такой демонстра­ции - полный литературный обзор в избранной предметно-объектной области. Существует несколько подходов к построению научного обзо­ра. Собранные материалы могут быть представлены в виде хронологи­ческого описания исследования проблемы с представлением наиболее значимых открытий в последовательности их совершения. Можно про­изводить литературный обзор на основе его логического построения. Тогда структура текста может быть примерно такой:

1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки ин­тенсивности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвя­зи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение явления с опорой на избранный методологи­ческий подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе оп­ределения данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное использование явления (свойства или функции) [11,13].

Обнаруженные в ходе такого анализа малоизученные вопро­сы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей и гипотез эмпирического исследования.

Самым важным при построении литературного обзора явля­ется удержание избранной линии анализа и недопущения «рассы­пания» текста на бессистемное перечисление теоретических под­ходов и описание результатов эмпирических исследований.

5. ЭМПИРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирический раздел дипломной работы представляет собой отчет о проделанной работе по сбору, обработке и анализу эмпиричес­ких данных. В эту часть работы входят как минимум три подраздела.

1. Программа эмпирического исследования.

2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение.

3. Выводы по эмпирическому разделу исследования.



5.1. Программа эмпирического исследования

В программе эмпирического исследования, небольшом по объе­му, но очень важном подразделе дипломной работы, конкретизиру­ется теоретическая цель, и прописываются задачи с учетом всех особенностей эмпирической базы, на которой осуществлялся сбор эмпирического материала.

Особо тщательного отношения требует прописывание про­цедуры перевода теоретических понятий, с помощью которых сформулирована проблема, предмет и гипотезы в теоретической части исследования, в конкретные исследовательские перемен­ные. Этот перевод называют операционализацией переменных исследования. Далее следует обоснование методик (как «техни­ческих» приемов сбора эмпирических данных) на основании избранных методов и в непосредственной связи с эмпирически­ми гипотезами.

Точное описание эмпирической базы исследования, которое со­держит в себе указания на место и условия его проведения, описание контингента и количественного состава испытуемых, характеристики их статусных, социальных и психологических данных, наличие или отсутствие контрольной группы испытуемых., необходимо для того, чтобы создать максимум возможностей для точного воспроизведения условий исследования с целью его повторения и получения аналогич­ных результатов. Необходимо также подробно описать этапы и проце­дуры исследования с указанием на все обстоятельства, которые, воз­можно, оказали влияние на полученные результаты.

Завершает программу эмпирического исследования обоснова­ние методов обработки первичных данных, в том числе и методов математической статистики. Особое внимание следует обратить на соответствие методов обработки данных предмету и гипотезам исследования. Например, использование метода корреляционного анализа недостаточно для установления взаимосвязи явлений, а тем более влияния одного явления на другое.

5.2. Результаты эмпирического исследования

и их обсуждение

Обсуждение полученных в исследовании результатов начи­нается с их описания. Описание должно быть предельно тщатель­ным и строгим, т.е. содержать в себе только факты с их каче-

14


ственными (есть или нет) или количественными (сколько, насколь­ко больше (меньше), как часто и пр.) характеристиками. Наибо­лее удобный вид представления результатов -таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Данные, представ­ленные в таблицах, описываются в тексте, где приводятся указа­ния на статистически значимые различия или отсутствие таковых, на совпадение или несовпадения количественных показателей и т.д. (Приложение 4).

Кроме табличной формы представления количественных дан­ных можно использовать также: а) диаграммы; б) гистограммы; в) графики (для представления характера функциональной зависи­мости между величинами (переменными); г) корреляционные плея­ды (для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами); д) кластеры и т.д. (Приложение 5).

В разделе «Результаты эмпирического исследования и их об­суждение» помещаются все варианты анализа полученных данных: от описания до теоретической их интерпретации. Анализируя дан­ные, следует раскрыть значение полученных фактов с точки зре­ния теории. При этом качественный анализ в виде рассмотрения каждого факта, выделения повторяющихся фактов, установления связей «факты - гипотеза» необходимо сопровождать интерпрета­цией результатов и фиксацией случаев подтверждения - не подтвер­ждения гипотез. Следует также приводить свои размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения постав­ленной проблемы. Особую ценность представляют сопоставления выявленных в исследовании закономерностей с описанными в на­учной литературе данными.

Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Там же размещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются под ними, и содержат не только назва­ние, но и необходимые пояснения, например, расшифровку услов­ных обозначений (Приложение 5).

Недопустимо при обсуждении результатов исследования ис­пользовать неопределенные выражения, такие как: «примерно в два раза меньше», «в несколько раз чаще», «более половины испытуе­мых», «значительно чаще (реже) встречается», «несколько снизи­лось влияние» и др.




6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Заключение должно содержать общую краткую оценку резуль­татов проделанной работы. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, так как в нем автор напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других психологических исследований такого рода. В зак­лючении, как правило, намечаются основные направления дальней­ших исследований и подчеркивается практическая значимость про­деланной работы.

Выводы

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они сис­темно представляют итог теоретического и эмпирического иссле­дования и демонстрируют способности автора обобщать получен­ные результаты, обосновывать свои обобщения с позиций избран­ной теоретической концепции, связывать их с результатами других исследований. Общее количество выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во-первых, в точности соответствовать постав­ленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки сфор­мулированных гипотез.

В том случае, когда исследование имеет прикладной характер, выводы дополняются практическими рекомендациями. Рекоменда­ции должны предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания.

Библиографический указатель в конце работы (список литера­туры) оформляется как нумерованный список источников по алфа­виту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию книги.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском язы­ке, затем - на иностранных языках. Список литературы в диплом­ной работе обычно включает не менее 30-35 наименований.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные


работы. В списке необходимо указывать и все работы автора, кото­рые были опубликованы и материалы которых использовались при подготовке дипломной работы.

На все, помещенные в список литературы источники, долж­ны быть ссылки в тексте.

Ссылки на учебники и учебные пособия в дипломной работе нежелательны и приводятся в исключительных случаях.

7.1. Примеры библиографического описания источников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: