Классические педагогические идеи в области воспитания

1. Групповое воспитание и личный пример – самые древние приемы в воспитания подрастающих поколений: личный пример в общине охотников и земледельцев или скотоводов.

2. В Древней Греции в Афинах— воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой, а в Спарте — идея спартанского военно-спортивного воспитания с навыком лаконичной речи.

3. Я. А. Коменский призывает к воспитанию заботы в ребенке на основе развития добродетелей.Я. Коменский в “Великой дидактике” отмечал:

1. Семена знания, нравственности и благочестия присущи каждому нормальному человеку от рождения, отсюда надо только легкое побуждение и некоторое разумное руководство…

2. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни…

3. Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Слабо прививаются предписания, а если показываешь, то этому подражают без всяких приказаний”.

4. Групповое воспитание более эффективно по сравнению с индивидуальным. “Больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других”.

4. В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Об этом свидетельствует "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "Новые школы" во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми.

5. Идеи свободного воспитания для жизни Ж.Ж. Руссо.

6. К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; о пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания. Предметом воспитания по К.Д. Ушинскому является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то «она должна прежде узнать его во всех отношениях». Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений.

7. Сообщается система ценностей и приучаются ей следовать. “Дать направление и сердцу и уму” – В.Г. Белинский.

8. Идеи социального воспитания А.С. Макаренко.

9. И.П. Иванов. Только в общей, товарищеской творческой заботе происходит развитие альтруистических нравственных личностных отношений и преодоление потребительских, эгоистических личностных отношений. Поэтому необходимо превращать каждый вид деятельности человека (во всех ее сферах, во всех областях жизни) в товарищескую, творческую заботу – жизненно-практическую и воспитательную (открытую и скрытую), предотвращая их превращение в заботу потребительскую, эгоистическую. Таким образом будет формироваться позитивная доминанта, открытая отечественным ученым А.А. Ухтомским (1875-1942) на стыке многих наук: физиологии, психологии, философии, социологии, этики, истории, богословия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: