Учебные программы

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Учебная программа выполняет ряд основных функций:

  1. описательная (описывает содержание образования на уровне учебного предмета).
  2. идейно-мировоззренческая функция (формирование духовности и научного мировоззрения у школьников, создание общей в мировоззренческом отношении научной картины мира, формирование духовно-ценностного отношения к явлениям действительности).
  3. регулирующая, или организационно-методическая (организует деятельность учителя по подготовке к занятиям, учебный труд учащихся).

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта и утверждаются Министерством образования Российской Федерации, имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

В рабочей программе в отличие от типовой учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. Утверждаются педагогическим советом школы.

Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. Учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Общая структура учебной программы:

  1. Объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета.
  2. Содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.
  3. Методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow