Примерный перечень вопросов к зачету. 1. Основы психологии общения УУП

1. Основы психологии общения УУП.

2. Причины затрудненного общения. Необходимые условия эффективного общения.

3. Психология планирования и проведения служебных форм общения.

4. Приемы установления психологического контакта УУП с гражданами.

5. Правила интервьюирования. Позиции и стили в общении.

6. Общение и знаковая система. Невербальная коммуникация.

7. Стили общения: понятие стиля и его характеристики.

8. Психологические особенности и специфика профессионального общения УУП.

9. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

10. Психологическая установка в общении. Ошибки первого впечатления.

11. Оптико-кинетическая система знаков.

12. Паралингвистическая система знаков.

13. Пространственная организация общения.

14. Значение зрительного контакта в общении.

15. Условия и правила эффективного взаимодействия.

16. Стратегия, тактика и техника общения. Коммуникативные ориентации и тип общения.

17. Технические компоненты общения. Правила эффективного общения.

18. Барьеры в общении.

19. Роль общения в профессиональной деятельности УУП.

20. Роль самопрезентации в деловом общении. Приемы расположения к себе. Положительный имидж. Репутация.

21. Сущность феномена установки. Положительные и отрицательные установки в общении. Причины, которые обуславливают характер установок.

22. Манипуляция как способ воздействия в общении.

23. Особенности личностной структуры человека-манипулятора.

24. Виды манипуляций. Общие характеристики манипулятивного стиля общения.

25. Методы психологического воздействия.

26. Методы убеждения, внушения, их возможности и корректное использование.

27. Использование возможностей невербальных средств общения.

28. Техника корректного отказа в деятельности УУП. Управление процессом общения.

29. Значение психологии общения в профессиональной деятельности УУП.

30. Определение процесса общения. Сущность понятие и виды общения.

31. Функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.

32. Структура общения. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

33. Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация, конкуренция, соревнование, конфликт.

34. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

35. Стратегия, тактика и техника общения. Правила эффективного общения.

36. Роль ведущего и ведомого в общении. Инициатива в общении.

37. Этапы коммуникативного процесса: начало общения; знакомство и проблемы связанные с ними; факторы, влияющие на продолжительность контакта; адекватность контакта конкретной ситуации; выход из общения.

38. Помехи в общении. Причины ограничения контакта. Искажение информации, стереотипы и ярлыки.

39. Искусство полемики. Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Стиль поведения в дискуссии.

40. Правила интервьюирования (техника активного слушания: поддержка, уяснение, комментирование).

41. Тренировка точности социального восприятия (три метода тренировки социального восприятия).

42. Сущность феномена установки. Положительные и отрицательные установки в общении. Причины, которые обуславливают характер установок.

43. Установки, способствующие эффективному общению: одобрение, самоодобрение, эмпатия (стремление к пониманию и приятию другого человека). Их характеристики и способы формирования.

44. Установки, затрудняющие взаимопонимание в процессе общения. Возможности преодоления негативных установок.

45. Роль самопрезентации в деловом общении УУП. Приемы расположения к себе. Положительный имидж. Репутация.

46. Правила эффективного общения УУП: настроения партнеров по общению, установки в восприятии собеседника; включенность партнеров в общий контекст деятельности; наличие обратной связи умения и навыки общения с людьми.

47. Определение и понятие конфликта: структура, функции, стадии протекания и виды. Конструктивные и деструктивные конфликты. Динамика конфликта. Урегулирование конфликта.

48. Конфликтный человек. Виды поведения в конфликте. Эмоциональные аспекты в конфликте. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения с конфликтными личностями.

49.Личностный подход к общению.

50. «Первое впечатление» как уровень понимания. Факторы, влияющие на содержание первого впечатления.

51. Техника ведения переговоров в ситуациях затрудненного конфликтного взаимодействия.

52. Представление об эталонах и стереотипах в психологии социального познания.

53. Диагностика лжи с использованием нейро-лингвистического программирования

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Учебники и учебные пособия:

1. Журавлев, А.Л., Соснин, В.А., Красильников, М.А. Социальная психология: учебное пособие / А.Л.Журавлев, В.А.Соснин, М.А.Красильников. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 496 с.

2. Ильин, Ю.В. Основы правового общения (к постановке проблемы): учеб. пособие/ Ю.В. Ильин, И.Ю. Смирнова. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. - 198 с.

3. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие/ А. Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 247 с.

4. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.:ФОРУМ, 2011. – 304 с.

5. Сонин, В.А. Общий психологический практикум: учебное пособие / В.А. Сонин. – М.:ФОРУМ, 2011. – 416 с.

Дополнительная литература

Учебники и учебные пособия:

1. Аминов, И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие/ И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 615 с.

2. Вахнина, В.В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие/ В.В. Вахнина; Департамент кадрового обеспечения МВД России. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 184 с.

3. Кораблев, С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие/ С. Е. Кораблев. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 240 с

4. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.

5. Памятка сотруднику ОВД по общению с населением / Долженко В.Ю. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 32 с.

6. Чуфаровский, Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие/ Ю.В. Чуфаровский. - М.: Проспект, 2009. - 208 с.

Периодические издания:

1. Авербух, Н.В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде/ Н.В. Авербух// Вопросы психологии. – 2010. - № 5. – С. 105-113.

2. Артемцева, Н.Г. Особенности восприятия психологических характеристик человека по его лицу: дифференциальный подход/ Н.Г. Артемцева, И.И. Ильясов// Вестник Московского университета. – 2009. - № 3.

3. Асмолов, А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире/ А.Г. Асмолов, Г.А. Асмолов// Вестник Московского университета. Сер.14. – 2010. - № 1– С. 3-21.

4. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия/ Д.Б. Богоявленская// Вестник Московского университета. Сер.14. – 2010. - № 3– С. 3-17.

5. Воропаева, М.С. Зарубежные исследования гипноза: теории и эксперименты/ М.С. Воропаева// Вестник Московского университета. – 2009. - № 3. – С.78-87.

6. Восприятие и усвоение информации в условиях активного внимания/ В. М. Кроль [и др.] //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 1. - C. 4 – 11.

7. Горбатов, Д.С. Проблема противодействия слухам в микрогруппах/ Д.С. Горбатов// Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С.116-123.

8. Горбатов, Д.С. Ключевые основания типологии слухов/ Д.С. Горбатов// Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С. 80-88.

9. Евтихов, О. В. Психологический климат в служебном коллективе: феноменология и факторы формирования/ О. В. Евтихов //Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 1. - C. 11 – 16

10. Киреева, Е. В. Деформация личности сотрудника органов внутренних дел/ Е. В. Киреева //Молодежь, наука и цивилизация: межвуз. сб. тезисов докладов адъюнктов (аспирантов), курсантов, слушателей и студентов. - Красноярск, 2010. - Вып. 13, Ч. 2. - C. 17 – 19

11. Ксенофонтов, А. М. Психологические аспекты профессиональной адаптации сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности/ А. М. Ксенофонтов, И. И. Беликов //Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 3. - C. 26 – 29

12. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному/ Д.А. Леонтьев// Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С.3-27.

13. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел: сб. норм. док. и метод. матер./ под общ. ред.: В.Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 168 с.

14. Рекомендации по вопросам делового общения, подготовленные специалистами подразделения психологического обеспечения Волгоградской академии МВД России //Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 1. - C. 60 – 64

15. Салаев, Б. А. Сущность установления личности по признакам внешности/ Б. А. Салаев //Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства: материалы межвуз. научно-практ. конф. 10 апреля 2008г.- М., 2008. - Ч. II. - C. 211 – 215

16. Ширяев, А.А. Структурные компоненты психологии коллектива/ А.А. Ширяев// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2010. – № 1 (43). - С.58-60.

17. Шудрик, Т. А. Психологическая компетентность сотрудников органов внутренних дел/ Т. А. Шудрик //Молодежь, наука и цивилизация: межвуз. сб. тезисов докладов адъюнктов (аспирантов), курсантов, слушателей и студентов. - Красноярск, 2010. - Вып. 13, Ч. 2. - C. 9 – 13.

18. Щеголева, А. Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних/ А. Н. Щеголева //Научный портал МВД России. - 2009. - № 3. - C. 78 – 83.

Материально-техническое обеспечение, необходимое для преподавания дисциплины:

1. Программное обеспечение АСТ-тесты по курсу «Психология».

2. Мультимедийные презентации по темам №№ 1-9.

3. Психология / электронный учебник.

Обсужден на заседании кафедры психологии и педагогики в ОВД, протокол № 7 от 21 ноября 2011г


Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: