Для эффективной организации использования и охраны земли как общенационального достояния, для осуществления земельной реформы нужна целостная государственная система землеустройства, охватывающая весь земельный фонд сверху донизу с разработкой показателей на близкую и дальнюю перспективу. Такая система в России в основном уже создана; она способна обеспечить научную обоснованность землеустроительных решений на уровне народного хозяйства, отдельных отраслей, предприятий и организаций, индивидуальных землевладельцев и землепользователей.
Действующая система землеустройства включает прогнозирование, планирование и проектирование распределения, использования, воспроизводства и охраны земельных ресурсов; определяет технические действия по использованию и охране земель на ближайшие годы, а также стратегические цели и пути их достижения.
Ее объектами выступают: страна в целом, Республики, области, края и регионы; категории, земель земельного фонда страны, виды угодий; применительно к землям сельскохозяйственного назначения — землевладения и землепользования колхозов и совхозов, крестьянских хозяйств и арендаторов.
Принимаемые решения оформляются в виде ряда проектных и предпроектных документов, тесно связанных между собой:
- генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов страны;
- генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов крупных регионов;
- схем землеустройства республик, областей и краев;
- схем землеустройства административных районов;
- проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства;
- рабочих проектов на конкретные мероприятия, связанные с использованием и охраной земель.
Землеустроительные документы представляют собой определенные стадии реализации системы землеустройства. Хотя они и разрабатываются независимо, входящие в них решения увязываются по затрагиваемым объектам, срокам осуществления, уровню детализации.
При разработке землеустроительных документов соотношение прогнозных, плановых и проектных методов обоснования может быть различным. Прогнозирование и долгосрочное планирование преобладают при составлении генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов. Схемы землеустройства основываются на широком применении методов планирования и землеустроительного проектирование. В проектах землеустройства осуществляются территориальное обоснование и дифференциация показателей развития хозяйства; естественно, на этом этапе преобладают методы проектирования.
Кроме перечисленных схем на общегосударственном и региональных уровнях разрабатываются также прогнозы и программы использования и охраны земель.
Прогнозы являются научной основой для разработки разного рода программ и включают научный анализ, состояния земель, тенденций негативных процессов (эрозионных, опустынивания, засоления, заболачивания, снижения плодородия почвы и тому подобное), возможных решений по их предотвращению.
Государственные и региональные программы использования и охраны земельных ресурсов представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и иных мероприятий по повышению плодородия земель, освоению новых территорий, улучшению экологической ситуации, защите почв от эрозии, консервации деградированных земель и другим проблемам.
Генеральная схема развития и размещения производительных сил и генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов разрабатываются параллельно, что позволяет иметь единые показатели преобразования землевладения и землепользования в предплановых и предпроектных документах. Координация решения земельных вопросов осуществляется и в других схемах рационального использования и охраны природных ресурсов (водных, лесных, биологических), а также в планах развития и размещения землеемких отраслей народного хозяйства.
Перспективы экономического и социального развития служат исходным материалом при разработке схем землеустройства областей, краев и административных районов. При этом данные о природном и экономическом потенциале и планах развития сельскохозяйственных предприятий служат информационной базой для подготовки заданий на проектирование межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
Организация рационального использования земельных ресурсов неотделима от их охраны. Расширенное воспроизводство постоянных факторов продуктивности сельскохозяйственных угодий (прежде всего плодородия почв) стало сейчас одной из главных задач, решаемых при землеустройстве. Наибольшее распространение получили схемы и проекты по защите земель от водной и ветровой эрозии, по рекультивации нарушенных территорий.
Система землеустройства занимает ведущее место в управлении земельными ресурсами. При ее формировании учитываются требования как целостности, так и дифференциации задач использования и охраны земель на различных этапах проектирования, взаимоувязки и соподчиненности принимаемых решений, последовательного перехода от прогнозных к проектным методам работы, непрерывности углубления детализации при проектировании.
Ее главными задачами являются:
- обоснование социально-экономических целей землевладения и землепользования, выбор направлений их реформирования, дальнейшего развития земельных отношений;
- комплексная реализация достижений научно-технического прогресса в области использования и охраны земли в различных сферах хозяйственной и общественной деятельности;
- тесная увязка стратегии и тактики землепользования с планированием, системами расселения, региональными системами ведения сельского хозяйства, рационального природопользования;
- соблюдение правового режима владения и пользования землей;
- обеспечение при использовании земли неуклонного повышения ее продуктивности и плодородия, роста производительности труда, эффективности производственных затрат;
- создание необходимых стимулов для собственников земли, ее владельцев и пользователей в рациональном использовании и охране земель;
- наращивание объемов земельно-охранных мероприятий, приведение их в соответствие - с уровнем интенсивности использования земли и ростом антропогенного воздействия на землю.






