Цель работы – изучение основ объектно-ориентированного программирования.
Delphi – это система визуального объектно-ориентированного программирования на языке Object Pascal для операционной системы Windows. Программы, написанные для Windows, называются приложениями.
После запуска Delphi автоматически создается текст проекта на языке Object Pascal (файл Project1.dpr) и заготовка для основного модуля (файл Unit1.pas) с макетом интерфейса, называемым формой (Form1).
Визуальное программирование заключается в следующем:
1. необходимо щелчком мыши выбрать желаемый компонент (тип объекта) из палитры компонент, например, кнопку, окошко ввода, область размещения рисунка и т.п.;
2. указать вторым щелчком мыши место на форме где сразу же будет создан визуальный объект в виде рабочей копии компонента;
3. в инспекторе объектов (рис.2.2.) необходимо выбрать требуемые свойства (properties) выделенного объекта и настроить их значения, например, изменить заголовок объекта, тип шрифта, цвет фона и т.д;
4. там же можно выбрать события (events), например, нажатие кнопки мыши, операция Drag&Drop и т.д. на которые должен реагировать выбранный объект на Вашей форме.
|
|
При этом автоматически генерируется Pascal-текст программы и заносится в указанные ранее файлы. Текст программы доступен в окнах редактора кодов. Для переключения между редактором текстов и формой используйте функциональную клавишу F12, а для инспектора объектов – F11.
Рис. 2.1 Внешний вид экрана монитора со средой Delphi
Наиболее часто используемые свойства разных компонент1:
Align – выбор выравнивания компонента относительно окна формы;
Alignment – выбор выравнивания текста внутри объекта;
Border … – настройка границ объекта;
Caption – заголовок объекта;
Color – цвет объекта и его элементов;
Enable – доступность объекта, т.е. он должен/нет (значения данного
свойства – True/False) реагировать на мышь, клавиатуру, время;
+Font – настроить шрифт (название, размер, цвет). Двойной щелчок
мыши на знаке «+» раскрывает детальные характеристики свойства;
Height – высота объекта в пикселях;
Hint – текст всплывающей подсказки;
Items – элементы объекта, если они есть;
Left – координата левой границы объекта в пикселях;
Name – идентификатор, т.е. программное имя объекта;
Parent… – взять свойство … или не брать из родительского объекта;
ShowHint – показывать или нет подсказку Hint;
1 Перечень всех свойств и событий для каждого отмеченного объекта можно найти
через контекстную подсказку F1
Top – координата верхней границы объекта в пикселях сверху вниз;
Visible – объект видимый или невидимый;
Width – ширина объекта в пикселях.
Рис. 2.2 Инспектор объектов. Слева – страница «Свойства»,
справа – страница «События»