double arrow

Необходимость создания стратегических запасов нефти

энергетический нефтяной промышленность недра

Создание российского резерва нефти является важной стратегической задачей. К такому выводу пришли участники круглого стола, осенью 2002 г. в Центре стратегических разработок РФ. Об интересе к заявленной теме - "Национальные нефтяные резервы: мировой опыт и российские перспективы" может свидетельствовать состав присутствовавших на нем участников - от представителей администрации президента, Совета национальной безопасности РФ и правительства до руководителей научно-исследовательских институтов и крупнейших российских нефтяных компаний.

Кроме того, формирование на территории РФ стратегического топливного резерва может рассматриваться как важный компонент сотрудничества двух стран в области энергетики. В ходе прошедших в конце июля 2002 г. в Москве заседаний совместной двусторонней рабочей группы было отмечено, что формирование у нас в стране нефтяного резерва будет способствовать стабилизации мировых и внутренних цен на энергоресурсы. С американской стороны при этом выражена полная готовность в предоставлении информационных материалов и технических рекомендации по созданию необходимой транспортной инфраструктуры и последующему контролю за использованием этого резерва.

Идея формирования российского государственного нефтяного резерва (ГНР) перекликается с недавними инициативами ЕС по созданию дополнительных стратегических запасов нефти и газа европейских стран. В середине сентября 2002 г. на заседании Европейской комиссии по энергии и транспорту была рассмотрена программа реорганизации стратегических резервов топлива в странах ЕС и система мер на случай возникновения нового острого топливного кризиса. Программа предполагает увеличение всех имеющихся запасов энергоносителей, а также дополнительное создание европейского резерва природного газа.

Европейская комиссия пришла к выводу, что создание объединенных топливных резервов поможет странам Евросоюза благополучно выйти из возможных новых энергетических кризисов, которые могут сопровождаться резкими скачками цен на нефть.

В настоящее время страны ЕС импортируют до 70% необходимой им нефти и 40% газа, а к 2020 г. эти показатели могут превысить соответственно 90% и 70%. План комиссии предусматривает, что все страны - члены ЕС к 2007 г. создадут стратегические резервы нефти, необходимые для обеспечения минимальной потребности в топливе в течение 120 дней. Одна треть этих запасов, обеспечивающая текущее потребление примерно на 40 дней, должна пойти на формирование совместного резерва европейских стран. Реализация такого плана может создать дополнительный спрос и обеспечить рост внешнеторговых доходов России, являющейся одним из главных экспортеров топливного сырья в Европу.

Вместе с тем при разумной организации государственного регулирования энергетических отраслей ГНР уже сейчас мог бы выполнять ряд полезных функций - его можно было бы рассматривать в качестве дополнительного регулятора, облегчающего приспособление российской нефтяной промышленности к постоянно меняющимся мировым ценам. Его источником может быть нефть, скупаемая государством в периоды низких мировых цен у тех экспортеров, для которых продажа на мировом рынке по сложившимся ценам становится убыточной. Внутренние закупочные цены при этом могли бы являться предметом переговоров, с возможными обязательствами государства об отчислении производителю части прибыли при реализации этой нефти в периоды более выгодной конъюнктуры нефтяного рынка. Помимо достижения чисто коммерческих целей повышения средней нормы прибыли и снижения ценовых потерь добывающих компаний, создание ГНР может предотвратить закрытие в ситуации низких цен множества малопродуктивных скважин, приводящее к необратимым потерям в недрах значительного количества нефти.

При этом необходимо понимать, что эффективное использование стратегических запасов требует четкого формулирования российских национальных долгосрочных интересов в данной сфере и создания достаточно гибкой системы соответствующего государственного регулирования, с учетом интересов не только федеральных ведомств и госпредприятий, но и частных нефтедобывающих компаний и торговых операторов. Как свидетельствует опыт США (создавших самых крупный в мире стратегический нефтяной резерв), эффективное управление за его использованием требует сочетания быстрого принятия оперативных решений президентом страны и одновременного многостороннего контроля его состояния со стороны различных независимых ветвей государственной власти. Все это предполагает разработку работоспособной законодательной базы для обеспечения успешного функционирования всех механизмов государственного регулирования в данной сфере. Практические же операции по обслуживанию нефтяного резерва целесообразно осуществлять силами независимых коммерческих подрядчиков при распределении соответствующих государственных контрактов на конкурсной основе. Кроме основного стратегического резерва желательно также создание его региональных филиалов, приуроченных к наиболее крупным зонам топливного потребления, специализированных резервов отдельных видов нефтепродуктов, а также стабилизационных резервных фондов для оптимизации биржевой торговли. В настоящее время в мировой практике используются следующие виды топливно-энергетических резервов различного назначения:

· военные мобилизационные и оперативные запасы;

· государственные антикризисные импортозамещающие резервы;

· специализированные внутренние региональные резервы нефтепродуктов;

· высоколиквидные запасы нефтепродуктов для стабилизации биржевых цен;

· национальные и международные антикризисные резервы.

Для России на современном этапе наиболее полезными могли бы оказаться три последних вида резервов.

Впервые идея формирования государственного нефтяного резерва была предложена еще в советское время. Тогда его рассматривали как стратегический запас нефти в хранилищах на случай войны или стихийного бедствия. Однако в тот период создание государственного нефтяного резерва было признано нецелесообразным.

В наше время старые доводы продолжают действовать и ведущие нефтяники обычно с ходу отвергают необходимость создания нефтяного резерва в России. Вот аргументы против его создания:

1. Россия добывает нефти больше, чем потребляет, поэтому резервом на случай чрезвычайных ситуаций является избыток нефти, который в обычное время экспортируется.

2. В России есть оперативный резерв нефти, принадлежащий нефтяным компаниям, который размещен в хранилищах АК "Транснефть", общей емкостью более 11 млн кубометров. Никакой другой резерв, стране не нужен.

3. На случай чрезвычайных ситуаций существует государственный резерв нефтепродуктов, который размещен в системе Росрезерва.

Эти доводы справедливы для условий социалистической экономики, когда чрезвычайными ситуациями являются войны и стихийные бедствия. Но в условиях рыночной экономики в число чрезвычайных ситуаций входят еще и экономические кризисы.


Газовая промышленность

Исходя из прогнозируемых объемов внутреннего спроса на газ с учетом развития альтернативных энергоносителей, а также оценок экспорта газа, объемы его добычи составили в зависимости от темпов экономического развития страны в 2010 году от 615 до почти 655 млрд. куб. м и должны составить в 2020 году соответственно 660-700 млрд. куб. м.

Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 72% от всех запасов России, в частности, Надым-Пур-Тазовский район (Западная Сибирь). Однако выработка запасов базовых месторождений, обеспечивающих почти 60% добычи газа составляет от 46 до 78% и неуклонно снижается. Это требует дополнительных средств для поддержания добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, а также принятия дополнительных мер по использованию остающегося на них низконапорного газа. В период до 2007 г. компенсация падения добычи газа будет обеспечена, в основном, за счет освоения новых месторождений этого района, и подготовленных к освоению горизонтов и площадей действующих месторождений. Начиная с 2007 г., стратегическим приоритетным регионом для обеспечения необходимых объемов добычи газа на долгосрочную перспективу стал полуостров Ямал, а также акватории северных морей России.

Освоение месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий требует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач в области сооружения скважин и газопромысловых объектов в зоне вечномерзлых грунтов, прокладки газопроводов, внедрение новых технологических решений и технологий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в объективно сложных условиях Заполярья, что значительно увеличит цену добычи газа из новых месторождений.

Особое внимание должно быть уделено поддержке развития восточных газодобывающих районов (Ковыктинское месторождение в Иркутской - области, месторождения Республики Саха-Якутия, Сахалина) и формированию рынка сбыта газа как в контексте экономического развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, так и в логике выстраивания стратегии экономических взаимоотношений с государствами Азиатско-тихоокеанского региона.

Необходимость освоения новых сложных месторождений газа, формирования соответствующей инфраструктуры и ухудшения геологических условий добычи разрабатываемых месторождений, рост дальности транспорта будет негативно сказываться на экономике его добычи и транспорта.

Из общего количества запасов разрабатываемых месторождений более 11 трлн.м3 находятся на нижележащих горизонтах. Кроме того, только по базовым месторождениям Надым-Пуртазовского региона на завершающей стадии разработки в продуктивных пластах останется до 15% от суммарных запасов низконапорного газа, для извлечения и утилизации которого требуется создание новых технологий и разработка соответствующих мер по его эффективному использованию. Из 13,1 трлн.м3 неразрабатываемых запасов газа лишь 2,7 трлн.м3 приходится на стадию освоения, остальные запасы в основном рассредоточены по небольшим месторождениям-спутникам и глубокозалегающим горизонтам. Для вовлечения их в разработку потребуется существенное перевооружение отрасли с привлечением значительных инвестиций.

Все это потребует резкого роста инвестиционных затрат и увеличения эксплуатационных издержек по добычи транспорту газа, что вызовет объективно необходимый рост цен на газ. С учетом этого и в целях обеспечения указанных выше объемов добычи газа при одновременном повышении эффективности функционирования газовой промышленности необходимо осуществление в этой сфере соответствующей государственной ценовой политики.

Долгосрочная государственная политика в газовом секторе должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достаточную финансовую базу для развития газовой отрасли в процессе ее реформирования с учетом оптимизации топливно-энергетического баланса страны и должна предусматривать:

· поэтапное изменение цен на газ на внутрироссийском рынке в текущем пятилетии с тем, чтобы обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат и обоснованной нормы прибыли на капитал, учитывающей средства на развитие производства, а также объективную оценку потребительских свойств газа;

· совершенствование системы недропользования, а также налогообложения в целях создания условий и стимулов для наращивания добычи, разработки новых газовых месторождений, небольших и средних месторождений в том числе с более низкими продуктивными характеристиками, эксплуатации месторождений на поздней стадии разработки, трудноизвлекаемыми и глубокозалегающими запасами газа;

· совершенствование организационной структуры и реформирование газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности, рационализации использования ресурсов при сохранении производственного комплекса единой системы газоснабжения, достаточного уровня концентрации производства и капитала, создание условий для развития рынка газа, ликвидации препятствий для развития рыночных институтов в системе внутрироссийской торговли газом;

· разделение естественно монопольной и конкурентной сфер деятельности;

· развитие инфраструктуры и конкурентной среды внутреннего рынка газа, переход на реализацию газа по рыночным ценам;

· поддержка формирования и развития независимых производителей газа;

· совершенствование условий недискриминационного доступа независимых производителей газа к системам трубопроводного транспорта газа, включая приоритетный доступ переработанного и подготовленного к транспортировке попутного газа, определение паритетных принципов участия независимых производителей в развитии действующих газотранспортных систем и строительства новых газопроводов;

· максимизацию выгод национальной экономики от экспорта газа на либерализованные газовые рынки и минимизацию потерь экспортной выручки путем сохранения единого канала экспорта российского газа с одновременным созданием механизмов, обеспечивающих получение всеми производителями справедливой доли прибыли от экспорта газа, и страхования рисков перехода к оптовой торговле газом в Европе.

Наиболее сложным вопросом в реализации указанной государственной политики является проблема формирования цен на газ, необходимое повышение которых оказывает влияние на макроэкономические параметры страны и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Повышение цен (тарифов) на газ необходимо осуществлять поэтапно, и при этом для регулирования их роста можно использовать механизмы налоговой политики.

Параллельно с совершенствованием уровня регулируемых государством цен (тарифов) необходимо осуществлять постепенный переход от административных принципов ценообразования к рыночным методам путем расширения нерегулируемого сегмента газового рынка, на котором цены формируются под воздействием спроса и предложения.

В этом году, в соответствии с концепцией развития рынка газа, предполагается организация продажи газа на торгах по рыночным (договорным) ценам. Этот опыт будет использоваться для построения полноценного конкурентного рынка газа в Российской Федерации.

В использовании природного газа приоритетными являются коммунально-бытовые потребности (отопление, горячее водоснабжение, приготовление пищи) с соответствующим развитием газификации, государственные нужды (оборона, резервы и др.), обеспечение нетопливных нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии и пр.) и поставок газа по долгосрочным контрактам на экспорт.

Важным направлением государственной энергетической политики станет поддержка переориентации использования газа с топливных на сырьевые цели, что обеспечит рост производств с более высокой добавленной стоимостью. Будут приниматься меры специальной поддержки инвестиций как в развитие газоперерабатывающих (комплексное извлечение всех добываемых углеводородных и неуглеводородных компонентов природного и попутного нефтяного газа), так и газохимических производств (включая производство минеральных удобрений из метана). Техническое перевооружение и реконструкция действующих газоперерабатывающих заводов будут направлены на повышение извлечения ценных компонентов из газа, рост экономической эффективности и экологической безопасности предприятий. В целом объем переработки газа увеличится более чем в 2 раза. В результате проводимой политики углубления переработки углеводородных ресурсов намечается рост производства моторного топлива, получение полиэтилена и при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка - метанола. Также в 1,5-2 раза возрастет использование природного газа-метана на нетопливные нужды.

В то же время доля газа используемого в электроэнергетике должна снижаться, а объемы его потребления в этой отрасли практически стабилизируются с некоторым возможным увеличением поставок газа на ТЭС в экологически напряженных городах и на новые технологические установки (ПГУ, ГТУ и др.).

Экспорт газа за рассматриваемый период должен увеличить на 20-30% и наряду с традиционными направлениями этого экспорта в Европу прогнозируются поставки газа в страны АТР.

В газовой промышленности с целью повышения эффективности ее функционирования предусматривается осуществление крупных мер научно-технического прогресса, связанных с использованием прогрессивных технологий бурения, добычи, переработки газа, совершенствованием газотранспортной системы, повышением энергоэффективности транспорта газа, размеров и систем аккумулирования его запасов и др.

Результатом государственной политики развития газовой отрасли должно стать максимально эффективное, надежное и сбалансированное обеспечение потребностей страны в газе на основе развития предпринимательства, либерализации рынка газа, при планомерном снижении государственного регулирования вне естественно монопольной сферы деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: