double arrow

Б) Дискуссия на тему: «Какие роли в общении Вы принимаете?»


Учитель организует обсуждение вопроса дискуссии.

Очень часто общение происходит с использованием роли.

Роль – форма действия, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Ролевое поведение – это поведение личности в группе, детерминируемое её статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с ним.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие «блоки»:

· Представляемая роль – система ожиданий индивида и определенных групп;

· Субъективная роль – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом.

· Играемая роль – непосредственно демонстрируемая роль. Чем более развит человек, чем выше уровень развития его сознания и интеллекта, тем больше разных ролей он может играть. Общение с помощью роли может быть формальным и неформальным.

· Формальная роль – это поведение, которое ожидается окружающими по данной роли и формируется устоявшимися принципами и традициями. Например, роль учителя требует определенного жесткого поведения, роль ученика – своего.




· Неформальная роль – это ролевое поведение, строящееся из внутренних побуждений и состояний человека в данный момент – роль друга, родителя, влюбленного.

Кроме социальных ролей, в повседневной жизни можно столкнуться с масками. Защита в общении приняла вид «маски». С «масками» и их действиями люди сталкиваются каждый день – в транспорте, в школе и в магазине. «Маски» как бы ограничивают набор формального общения, набор слов, действий, жестов, социально приемлемых в данной местности. Например, «маска -пассажир в транспорте». Если на просьбу передать билетик, он попытается втянуть в беседу, начнет расспрашивать о жизни, то это, как минимум, вызовет некоторое недоумение. Это будет явным нарушением действий маски, и это может вызвать раздражение. «Маска» – это защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.

Наверное, невозможно однозначно оценить все «за» и «против» неформального общения на работе, в учебе, в быту. Тем более, что грань между формальным и неформальным всегда размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия в коллективе. С другой стороны — в неформальном общении всегда будут существовать моменты, негативно влияющие на вашу работу и на работу ваших коллег.

Независимо от того, на каком уровне происходит общение (формальном или неформальном), оно всегда должно достигать поставленной цели, т.е. быть эффективным.

Учитель обобщает результаты дискуссии и подводит к выводу: эффективно общаться можно и нужно учиться!







Сейчас читают про: