Финансы 19. Сущность Н (Н), их функции, классификация

Н. м/рассматривать как историч., правовую и эк. категорию.

Н исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого гос-ва и одним из методов мобилизации ден.средств на переустройство гос-ва и общества. По своей сути Н являются одним из самых доходных источников пополнения казны, кот. безвозмездно изымаются гос-вом у Н-плательщиков и, поступая в бюджет, являются той его частью, на кот. гос-во не затрачивает средств. Н. явл-ся неотъемл. эл-том современного гос-ва. Однако они прошли длит.путь от нерегулярных платежей. В 16-17в. это уже обязат. регулярные платежи как источник доходов органов власти. Затеп (3 эт.) развивается косвенное налогообложение (19-20в.). На современном этапе происх. сокращение числа Н., преобладающими становятся прямые Н.

Н как эк. категорию следует рассматривать с точки зрения места в эк. системе, сущности, назначения, построения системы Н-обложения, определения структуры Н и их взимания с субъектов Н (Н-плательщиков). Теоретически эк. природа Н заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое Н оказывает на гражданина, ЮЛ и в целом на НХ как единое целое. Поэтому эк. природа Н лежит в сфере произ-ва и распределения, в т.ч. в системе гос-ва. Она раскрывается в том, что Н выступают косвенным регулятором развития эк., являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспр-я доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестицион. активность хоз. субъектов.

Как эк.категория Н рассм-ся Кейнсом как встроенный стабилизатор. Теория монетаризма свела на нет действие Н. Теория эк-ки предложения обосновывала пр-пы Н-обложения, предел НСтавок.

Н. как правовая категория предст. собой законодательное оформление тех видов изъятий, с пом.кот.

в распоряжение гос-ва поступают ДС.

В соответствии с НК РФ под Н понимается обязат., индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб -ти, хоз. ведения или оперативного упр-я ДС в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и (или) муницип. образований.

Т.о. признаки Н.: обязательность, законное изъятие, принудит.характер, безвозмездность, денежная форма, ср-ва поступают для фин.обеспечения деят-ти органов власти и упр-я, регулярность.

Н. след. отличать от сборов, пошлин, взносов, штрафов.

Сборы – обязат. взносы, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата кот. является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Тамож.пошлина – неналоговый доход гос-ва, кот. с 2005г. носит обязат.характер.


Н в широк.смысле слова как эк.категория – совок-ть отношений, независ. от волеизъявления отдельн.лиц, возник. у Н-плательщиков и гос-ва по поводу принудит. властного изъятия дох. безэквивалентно в односторон., индивидуально безвозвратном порядке в общегос. и муницип. пользование.

Выступая эк-ой категорией, Н объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в ден. выражении в пользу власти. В то же время субъективное начало Н проявляется в том, что властные органы м/изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей фин. политике. Следовательно, Н выступают и как фин. категория и находятся во взаимосвязи с др. фин. категориями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех финансов и дают ключ к пониманию фин. системы в целом, а с др., имеют собственные отличительные признаки, кот. выделяют их из общей совокупности фин. отношений.

Функции Н являются проявлением сущности Н,способом выражения их свойств.Функции Нпоказывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспр-я гос. доходов.

Вопрос о ф-ия Н явл-ся дискуссионным. Выдел. 2 осн.ф-ии: фискальную и регулирующую. Фискальная ф-ия -собственно изъятие средств Н-плательщиков в бюджет.Данная ф-ия-основная

функция Н-обложения. Н выполняют свое предназначение по формированию гос. бюджета д/выполнения общегос. и целевых гос. программ. Посредством фискальной ф-ии реализуется главное общественное назначение Н - формирование фин. ресурсов гос-ва, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюдж. фондах и необходимых для оборонных, соц., природоохр. и др. функций.

Регулирующая ф-ия приобретает особо важное значение в соврем.условиях смешанной эк.,активноговоздействия гос-ва на эк. и соц. процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подф-я стимулирующего назначения реализуется ч/з систему Н-ых льгот. Цель последних - сокращение размера Н-ых обязательств Н-плательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры Н направлены льготы, они м/б разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это Н-ая льгота, направленная на выведение из-под Н-обложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение Н-ой базы. В отношении Н на Пр. организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить Пр., подлежащую Н-обложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые гос-вом. Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение Н-ой ставки или окладной суммы.

Подф-я воспроизводственного назначения реализуется через систему Н-ых платежей и сборов, аккумулируемых гос-вом и предназначенных д/восстановления израсходованных ресурсов, а также расширения степени их вовлечения в произ-во в целях достижения эк. роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода Н правомерно отнести Н на пользование недрами, Н на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водный Н, Н на имущество, транспортный Н, земельный Н.

Распределительная подф-ия Н выражает их сущность как особого централизованного инструмента распред-ых отношений. Распределительная ф-ия иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспр-и общественных доходов м-ду различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию соц. стабильности общества. Соц. функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного Н-обложения, связанный с возрастанием Н-ых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Контрольная функция Н-обложения означает, что гос-во посредством Н контролирует фин-хоз. деятельность ФиЮЛ. Одновременно осущ-ся контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум Н-ых поступлений в бюджет, кот. достаточен д/выполнения гос-вом своих конституционных функций.

Кроме того иногда выделяют социальную ф-ию Н. Она представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций. Ее предназначение - предотвращать обнищание низкооплачиваемых слоев населения. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине Н; и справедливость по вертикали – соц. слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие Н, кот. ч/з различные мех-мы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу конкретных мех-мов реализации соц. ф-ии относится ЕСН; кроме того, применительно к НДФЛ предусматриваются доходы, не подлежащие Н-обложению, налоговые вычеты, указан перечень доходов, по кот. Н взимается по повышенным ставкам.

Все Н имеют внутр.стр-ру, сост. из элементов. Эл-ты м/условно разделить на обязательные, факультативные, дополнит.


Обязательные:

- объект (предмет) Н – наличие ч-либо, что повлечет обяз-ть уплатить Н.: имущество или доход, подлежащие обложению;

- НБаза - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта Н-обложения. Доп.эл-т - источник уплаты Н – ден.средства, доход, из кот. выплачивается Н

-ставка Н - величина Н на ед. НБазы (%). НСтавки бывают: твердые (в абс.сумме), пропорциональные (в % к НБазе), прогрессивные, регрессивные. Доп.эл-т - единица Н – условный масштаб, кот. примен-ся д/уплаты Н; -н-ый период - календ.год или иной период времени, по окончании кот. исчисляется Н-я база и сумма Н, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

- срок уплаты Н. – дата, не позднее кот. д/б уплачен Н.

- субъект Н – Н-плательщик - ФиЮЛ, на кот. юр-ки возложена обяз-ть уплатить Н. Доп.эл-т - носитель Н – тот, кто факт-ки уплачивает Н;

- НАгент – орг-ии или ФЛ, кот. должны за налогоплат-ка исчислить, удержать и перечислить Н;

- порядок исчисления Н – совок-ть действий Н-плательщика за налог.период;

- порядок уплаты Н – способы зачисления Н, внесения платежей. Доп.эл-т – срок подачи налог.декларации;

Факульт.эл-т:

-Н-я льгота – предост-ые отдельн. Н-плательщикам преимущ-ва (полн. или частичное освоб-е от уплаты Н); Классификация Н -это система их подразделения на группы по опред.признакам.Классификация Н

имеет не только научный аспект, но прежде всего практич. направленность.

Анализ многих работ экономистов, занимающихся проблемой Н-обложения, свидетельствует, что в вопросах классификации Н лежат разные подходы. Однако, обобщая их, м/выделить ряд характерных признаков, кот. наиболее полно раскрывают систему Н-обложения и характеризуют Н как элементы системы.

В качестве признаков, характеризующих Н, можно выделить следующие:

По иерархии ур. власти или принадлежности к ур.управления и власти Н бывают фед. (НДС,акцизы,НДФЛ, ЕСН, Н на Пр. организаций, водный НН на доб. полезных ископаемых), регион. (транспортный Н, Н на игорн.бизнесН на имущество организаций) и местные (земельный). В основу классификации признака положена иерархия ур. власти, издающей закон о Н-обложении и устанавливающей Н-ые ставки, порядок исчисления и уплаты Н.

По объекту обложения или сфере изъятия Н м/подразделить на Н,изымаемые с имущества,земли,капитала, работ, услуг, товаров и т. д. В основу классификации Н положен признак, характеризующий: операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; доход; Пр; природные ископаемые и т. д. Признак имеет стоимостную оценку, колич. или кач. Характ-ку, с наличием кот. у Н-плательщика в соответствии с законом возникает обязанность по уплате Н.

По источнику уплаты Н подразделяются на Н,взимаемые с дохода(з/п,Пр.),выручки,с/с продукциии т. д. В основу классификации положен признак дохода субъекта Н, из кот. вносится оклад Н в бюджет.

По полноте прав использования Н-ых сумм м/выделить закрепленные и регулирующие Н.В основетакой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование Н-ых сумм.

Закрепленный Н представляет собой Н,кот.полностью в твердо фиксированной доле(в процентах)напостоянной или долговрем. основе поступает в соответ. бюджет (только в фед., или регион., или местный), за кот. он закреплен (НДС, НДФЛ).

Регулирующий Н -это Н,используемый д/регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде%-ых отчислений от Н по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определ. период времени или на Н-ый период (Н на Пр.).

По субъекту уплаты различают Н,взимаемые с ФилиЮЛ.В основу классификации положен признакН-плательщика как ФЛ (НДФЛ) или организации (Н на Пр.).

По способу изъятия Н или дохода у Н-плательщика существуют Н прямые и скрытые,косвенные.Воснову классификации положен принцип перелагаемости Н непосредственно на товар (услуги, продукты и т.

д.).

Прямые Н взимаются непоср-но с доходов или собственности (имущества) Н-плательщика: подоходный Н с ФЛ, Н на Пр. с организации, Н на имущество, земельный и т. д. Прямые Н м/разделить на реальные и личные. В основе такого деления лежит признак финн. положения Н-плательщика. Реальные Н уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от фин. положения Н-плательщика. Личные Н учитывают фин. положение Н-плательщика и взимаются с источника дохода (с з/п, Пр., дивидендов и т. д.).

Скрытые Н взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. в процессе потребления товаров. К ним относят акцизы, НДС. Скрытые Н м/разделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные). К универсальным относится НДС, которым облагаются все товары (работы, услуги). Индивидуальными являются акцизы, которыми облагаются


отдельные виды товаров, услуги или обороты на опред. стадии воспроиз-ва. Монопольные Н - это вид Н, реализация кот. является монополией гос-ва. Монополия государства на реализацию таких товаров м/б полной или частичной.

По методу обложения (от ставки)Н подразделяют на твѐрдые(акцизы);пропорциональные(Н на Пр.,на имущество); прогрессивные (НДФЛ); регрессивные (НДС). В основе классификации лежит признак взимания определенного процента Н-ой ставки.

По способу обложения Н бывают кадастровые,декларационные,налично-денежные и безналичные.Воснове классификации заложен признак взимания Н по способу обложения.

По назначению различают Н общие и специальные(целевые).Общие Н обезличиваются и поступают вединый бюджет соответствующего территориального образования (фед., территор., местный): НДС, Н на Пр. Целевые Н имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюдж. фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.) - ЕСН.

Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по кот. все виды существующих Н м/б отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении Н по группам применяется один из признаков, имеющий доминирующее значение применительно к дан. группе.

Н - это один из эк-их рычагов, с помощью кот. гос-во воздействует на рын. экономику. В условиях рын. экономики любое гос-во широко использует Н-ую политику в кач. определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Н, как и вся Н-я система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С пом. Н определяются взаимоотн-я предприятий всех форм собственности с гос. и местными бюджетами, с банками. При помощи Н регулируется ВЭД, включая привлечение ино. инвестиций, формируется Пр. предприятия. Через Н гос-во м/проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: