Налоговая система РФ, направления ее совершенствования

Налоговая система -это совокупность налогов,пошлин и сборов,взимаемых на территориигосударства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Государство устанавливает разнообразные виды налоговых платежей, используя при этом различное функциональное назначение налогов, для достижения тех или иных целей. Налоговые системы государств имеют национальные особенности, формируемые в соответствии с определенными принципами. Но при этом налоговая система любого государства призвана решать следующие цели:

1) служить интересам государственной казны;

2) стимулировать, но ни в коей мере не ограничивать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, т.е. заинтересовывать налогоплательщиков в расширении производства;

3) в определенной мере смягчать расслоение общества на классы.

В настоящее время налоговая система РФ должна реально влиять на укрепление рыночных основ, способствовать развитию производства и служить некоторым барьером на пути социального обнищания населения. К числу наиболее важных принципов, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы, относятся:

· разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Должен быть баланс прямых и косвенных налогов, позволяющий уменьшить отрицательные черты, присущие каждому из них в отдельности. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и с широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия. Множественность налогов позволяет создать предпосылки проведения гибкой налоговой политики;

· универсализация налогообложения, которая обеспечивает одинаковое для всех налогоплательщиков


требование эффективности хозяйствования независимо от организационно-правовых форм


хозяйствования; одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы деятельности; использование единых правил предоставления льгот;

· однократность обложения, заключающаяся в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

· научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит налогоплательщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. При установлении налоговых ставок должно раскрываться экономическое содержание налога;

· дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок. Дифференцированные ставки целесообразно устанавливать по тем налогам, которые облагают либо долю дохода, либо конечный доход. Установление индивидуальных ставок приводит к неравномерному распределению налогового бремени и вызывает стремление у некоторых налогоплательщиков скрывать часть объекта обложения;

· относительная стабильность нормативной базы и процедур налогообложения и простота в порядке исчисления и взимания налогов;

· единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

· четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти. В бюджет каждого уровня государственной власти и местного самоуправления должны поступать достаточные размеры налоговых платежей, позволяющие проводить независимую, эффективную политику на подведомственной территории. Однако при этом должен учитываться принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· приоритет норм, установленных налоговым законодательством, перед иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

· определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов - с другой;

· учет фактора инфляции при построении и взимании того или иного налога.

Многие из рассмотренных принципов были реализованы в ходе проводимой налоговой реформы 1992 г. Однако до полной их реализации на практике еще далеко.

Основными критериями в оценке налоговой системы служат следующие:

· выбор между формами налогов является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового

бремени;

· необходим учет соотношения между административными издержками и затратами

налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства;

· при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается, а затем начинает снижаться.

Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период формирования основ рыночной экономики. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это повлияло на ее становление. Налоговая система главным образом создавалась на основе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала общераспространенным в мировой экономике. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятый 27 декабря 1991 г., определил структуру и общий механизм функционирования налоговой системы, перечень налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обозначил права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, установил трехуровневую систему налогообложения. Налоговая система стала представлять собой сочетание двух основных видов налогов - прямых и косвенных.

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость(НДС), влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен актуальностью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;


систематизации доходов. Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Круг плательщиков НДС очень широк: все организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов объектом налогообложения является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации товаров на территории РФ, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг. Объектом налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами. С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе. Ставки налога в РФ составляют 0,10 и 18 %. В перспективе за НДС сохранится важная роль. При этом планируется провести снижение ставки НДС в 2006 году до 16%.

Следующим по значимости косвенным налогом являются акцизы. Акцизы являются разновидностью косвенных налогов, однако они наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы налогов (в то время как НДС - универсальный косвенный налог). Во-вторых, объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации (либо оприходование) только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (следовательно, из сферы обложения акцизами выпадают какие-либо работы и услуги). В-третьих, акцизы функционируют преимущественно в производственной сфере, в то время как НДС - в сфере производства и обращения.

Основным прямым налогом, взимаемым с предприятий и организаций, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что роль прибыли в условиях рыночной экономики существенно возрастает, она становится главным источником государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Основное назначение налога на прибыль предприятий - в стимулировании развития определенных сфер и видов деятельности, обеспечении стабильных инвестиционных процессов в сфере производства продукции (работ, услуг) и наращивании капитала.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, равная полученному доходу и уменьшенная на величину произведенных расходов (экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Прямое налогообложение предприятий и организаций дополняется налогом на имущество организаций, цель введения которого - стимулировать производительное использование имущества предприятия. Вместе с тем данный налог рассматривается в качестве стабильного доходного источника региональных и местных бюджетов, поскольку объект налогообложения не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности и поэтому практически не подвержен колебаниям. Сумма налога исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Конкретные ставки устанавливаются региональным законодательством. Предельный размер ставки не ложен превышать 2,2% налогооблагаемой базы. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулированияприродопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для защиты и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Эти налоги должны оказывать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки. В настоящее время в России сложилась следующая система платежей за природные ресурсы: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, плата за лесопользование (лесной доход), плата за землю, плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Фискальное значение их пока невелико. При этом наибольший удельный вес имеют налоги за пользование недрами (налог на добычу полезных ископаемых) и земельный. Налог на добычу полезных ископаемых, введенный с 2002 г., заменил платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.


Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время предназначение имущественных и ресурсных налогов пока еще реализовано недостаточно.

Значительный размер в налоговых платежах предприятий занимает единый социальный налог(ЕСН), введенный гл. 24 Налогового кодекса РФ с 2001 г., который был призван унифицировать налоговую базу для уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, обеспечить единый порядок ее определения для налогоплательщиков и снизить общий размер отчислений в фонды с 38,5 до 35,6% при налоговой базе до 100 тыс. р. и до 2% с части налоговой базы, превышающей 600 тыс. р., т.е. была введена регрессивная шкала ставокДействующая шкала ставок по налогу пока не способствует выведению из тени реального фонда оплаты труда. Довольно сложным является расчет налога, не произошло сокращения документооборота на предприятии при исчислении ЕСН.

Одним из недостатков действующей налоговой системы РФ является слабый контроль за сбором налогов. Он создает возможность для уклонения от их уплаты, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует перелив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства.

Существенную роль в налоговой системе РФ играют налоги с физических лиц. Центральное место среди них занимает налог на доходы физических лиц, который облагает совокупный годовой доход физических лиц. С его помощью государство должно стремиться решать такие задачи: обеспечивать достаточные денежные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и, соответственно, структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов, помогать наименее защищенным категориям граждан. Благодаря налогу должно происходить перераспределение части высоких доходов в пользу нуждающихся категорий населения в интересах общества в целом для того, чтобы более или менее сгладить степень неравенства в доходах.

Налогообложение доходов граждан в РФ претерпело кардинальные изменения с 1 января 2001 г. в связи с введением гл. 23 Налогового кодекса РФ. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налоговой нагрузки за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, отказа от прогрессивных налоговых ставок и введения минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей. По ставке 35% облагаются денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычайно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям, т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг. Значительно увеличен размер вычетов из налогооблагаемого дохода. Теперь разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование (по оплате получения образования самим налогоплательщиком и его детьми) и на медицинское обслуживание (в том числе и приобретение медикаментов). При этом законодательством установлено ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы.

Наиболее состоятельные граждане - собственники строений (помещений - уплачивают также налог наимущество физических лиц. Этот налог дополняет подоходное налогообложение,регулируяимущественную состоятельность граждан. С 2000 г. ставки по нему дифференцируются в зависимости от стоимости совокупного недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица. В перспективе должна заметно усилиться их фискальная и социальная роль.

В налоговой системе РФ действуют многочисленные налоговые льготы, которые нарушают принцип справедливости налоговой системы по отношению к тем участникам, которые не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков означает дополнительную нагрузку для других. К тому же многие из льгот недостаточно эффективны и не всегда достигают тех адресатов, для которых они вводились. Недостатки налоговой системы вызываются несовершенством законодательной базы: многочисленностью нормативных документов и частым несоответствием между законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения, и законами других отраслей права, но имеющими отношение к вопросам регулирования налоговых отношений.

Не способствуют эффективному функционированию налоговой системы нестабильность налогового законодательства, не позволяющая предпринимателям видеть перспективу своей деятельности, жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: