Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

В юридическом смысле бюджет - это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.

Бюджетная система государства определяется государственным устройством – это объективная основа бюджетной системы.

Принципы (правила) функционирования бюджетной системы СССР:

1) Партийность

2) Научности

3) Демократического централизма

4) Ленинской национальной политики

5) Важнейший, неофициальный – Принцип матрешки (централизация – нижестоящий бюджет входит в вышестоящий бюджет). Государственный бюджет СССР объединял все бюджеты, входящие в бюджетную систему

Принципы (правила) функционирования бюджетной системы РФ:

1) Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти

2) Самостоятельность бюджетов

a. Законодательные органы власти и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс на каждом уровне

b. Собственные источники доходов бюджетов каждого уровня

c. Самостоятельно определять н аправления расходов

3) Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – в бюджетном кодексе определены бюджетные полномочия органов, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов

4) Полнота отражения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – все доходы и расходы отражаются в бюджетах в полном объеме в обязательном порядке

5) Сбалансированность бюджетов – доходы соответствуют расходам; минимизация размера дефицита

6) Результативности и эффективности использования бюджетных средств

7) Адресность и целевой характер бюджетных средств -
Средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей

8) Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Есть две системы планирования бюджетов – в системе привязки в системе котла. Система привязки – определенный налог идет на финансирование определенной отрасли.

9) Подведомственности расходов - получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

10) Прозрачности (открытости) бюджетов

a. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

b. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов

11) Единство кассы – зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Этим занимается федеральное казначейство.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты.

Первый и второй уровни БС, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный Б –это форма образования и расходования денежных средств,предназначенных дляобеспечения задач и функций, отнесѐнных к предметам ведения РФ Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (илирегиональным бюджетом)в Бюджетном кодексе РФ называется формаобразования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень БС, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (илибюджет муниципального образования)представляет собой форму образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе ―Об общих принципах местного самоуправления в РФ‖. На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Гос. внебюджетный фонд –это фонд денежных средств,образованный вне федерального бюджета ибюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное и

социальное обеспечение, социальное страхование в случае безработицы, направленный на охрану здоровья и мед. помощь.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем вышестоящий Б выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно - территориального устройства своей территории.

Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета, который представляет собой сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. Так, например, в федеральный консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Консолидированный бюджет, объединяя все

бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию, консолидированный бюджет не является законом.

Бюджетное устройство РФ –это организация БС и соответствующие принципа еѐ построения.Бюджетное устройство РФ основывается на 5 основных принципах, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

(перечислись)

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным

принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств

федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операцийправительства, характера расходов и доходов, соответствие утверждѐнных по бюджету сумм их исполнению.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;


недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип гласности

Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Но помимо перечисленных можно выделить и другие принципы:

6. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

7. Принцип сбалансированности бюджета. Означает,что объем предусмотренныхбюджетом расходовдолжен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

8. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Означает,что присоставлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны


исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

9. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Означает,что всерасходы бюджетадолжны

покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с

определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае

централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

10. Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.

Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете

расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает,что бюджетные средствавыделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: