Замечание – выговор, указание на ошибку
Интонация – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего
Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий
Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме
Команда – краткий устный приказ
Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил
Нотация – наставление, выговор
Ободрение – внушение бодрости, поднятия настроения
Порицание – выговор, осуждение
Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше
Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания
Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо
Угроза – запугивание, обещание причинить зло
Указание – наставление, разъяснение, указывающее как действовать
Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь
Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов
1) Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5
2) Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6
3) Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.
Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.
В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся
4) Сделать вывод:
а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие, 5-8 – средние, 9-12 – низкие ранговые места того или иного вида воздействий;
б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.
5) Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.