При изучении процесса воображения обратить внимание на следующие вопросы:
1. Сущность воображения заключается в преобразовании прежних представлений и знаний о вещах и явлениях, создании на их основе новых образов.
Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в нем, особенно в труде творческом. Благодаря воображению расширяются границы познания человеком действительности. С помощью этого процесса человек познает то, что непосредственно на него не воздействует, познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей.
2. Деятельность воображения опирается на восприятие и сохраненные памятью человека представления и понятия. Основная функция воображения — преобразование этих представлений в новые образы, т. е. расщепление старых и комбинирование новых. Эти новые образы формируются в процессе аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
3. Характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком. Несмотря на различия, нельзя резко отграничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, так же как творческое воображение человека опирается на образы воссоздающего.
|
|
4. Типы воображения в психологии подразделяются
· по степени волевых усилий (на преднамеренное и непреднамеренное)
· по степени активности (на активное и пассивное)
· по содержанию (вербальное, невербальное).
В преднамеренном воображении выделяют: воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы носят название грез.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее ярким проявлением пассивного воображения являются галлюцинации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является источником и материалом наших фантазий?
2. Обосновать тезис о том, что в любой, даже самой несложной деятельности человека присутствует воображение.
3. Почему с помощью воображения бесконечно расширяются границы познания человеком действительности?
4. В чем специфика и взаимосвязь воссоздающего и творческого воображения?
5. Дать объяснение того, что воображаемая картина смертельной опасности вызывает у человека изменение пульса, дыхания.
6. Назвать качества личности, в которых проявляется развитое, ярко выраженное воображение.
|
|
7. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных. Дайте психологические объяснения.
8. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?
9. Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.
10. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.
11. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
12. Составьте конспект научной статьи (Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения: Хрестоматия по психологии. 1987. С. 217—223).
Ответьте на вопросы:
а) В чем заключается стимулирующий фактор воображения?
б) Почему автор рассматривает воображение как фактор поведения?