Организация и методы принятия решений

Для осуществления организационной деятельности в организации узагальненений субъект управления принимает соответствующие управленческие решения. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Поэтому особое значение имеет творческий подход к принимаемых менеджером, поскольку управление – это не только наука, но и искусство. При принятии решений субъект организационной деятельности должен руководствоваться как рациональными принципами, основанными на расчете и математической логике, так и иррациональными, на основе опыта, интуиции, неформальной логики и даже предчувствий.

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение:

– рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат;

– административный, когда в рамках полномочий руководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным требованиям;

– интуитивный, когда при принятии решений руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предвидением.

Рациональный способ принятия решений предполагает рассмотрение всех альтернатив, последствий, которые могут возникнуть в каждом возможного случая. Выбор падает на ту альтернативу, которая обеспечивает максимальный выигрыш. Рациональный способ принятия решения возможен в том случае, если субъект решения:

– знает свои цели и может ранжировать их по степени важности;

– знает все возможные альтернативные варианты решения проблемы;

– знает относительные «за» и «против» каждой альтернативы.

Субъект решения должен всегда выбирать альтернативу, которая максимизируе достижения цели.

Административный способ принятия решений выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительного решения, то есть обеспечивает достижение цели на минимальном уровне. Он выбирает первую альтернативу, которая отвечает постановкой целям. Он руководствуется только конкретными обстоятельствами ситуации, своими полномочиями, опытом и уровнем подготовки.

Интуитивный способ принятия решений предполагает отсутствие систематического подхода к выбору альтернатив. Этот способ используется творческими личностями, когда решение принимается по случаю.

Большинство же решений обосновывается с использованием сочетания рационального и интуитивного способов.

Процесс принятия решения включает следующие стадии:

– выявление и определение проблемы;

– поиск информации и альтернатив решений;

– выбор среди альтернатив;

– принятие решения.

По акту «принятия решения» следует передача его для реализации, организация его поддержки, ассигнования необходимых ресурсов, создание системы обратной связи.

Стадии выявления проблемы и принятия решения испытывают влияние различных факторов внутренней и внешней среды организации.

Первый фактор – фактор непосредственной ситуации, вызывающей принятия решения. Это значимость решения и давление времени. Значимость решения определяется на основе таких критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения, количество израсходованных и степень влияния решения на выживаемость или прибыльность придприемства; время, которое руководители тратят на обоснование и реализацию решения. Согласно этому решению по значимости бывают: имеют наибольшую важность, незначительные, средние по важности.

Второй фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество. Это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). При недостатке времени больше внимания обращается на негативные, чем на позитивные обстоятельства, и рассматриваются всего несколько факторов при принятии решения, без получения достаточной информации или рассмотрении необходимого количества альтернатив.

Третий фактор – условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания условий используются такие понятия, как «определенность» и «неопределенность».

В условиях «определенности» лицо, принимающее решение, знает все варианты и последствия каждого из них. Решение состоит в выборе наиболее эффективной альтернативы. В таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование и модели.

В условиях «неопределенности» можно только предвидеть результаты различных вариантов. Неизвестная вероятность достижения каждого результата. В этом случае задача состоит в том, чтобы выявить вероятность каждого решения и на этой основе принимать решения. В данном случае могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата, такие как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория больших систем, общая теория систем и другое.

Если в условиях определенности используются в основном стандартные, оправдавшие себя на практике методы и приемы принятия решений, то при неопределенности чаще привлекаются опыт, интуиция, творческие способности руководителя.

Кто должен принимать решение: индивидуум или группа? При групповом принятии решения обеспечивается участие тех, кого решение касается, повышается их готовность к выполнению его, облегчается координация дальнейшей работы, улучшаются коммуникации, увеличивается разнообразие рассматриваемых вариантов, расширяется объем используемой информации.

Однако принятие решения может быть более длительным, решения могут не приниматься из-за внутренних конфликтов и несогласия, и т. д.

Группы лучше используются для принятия решений, когда особенно важна точность. В последние десятилетия выработан целый ряд методов группового принятия решений. Среди них –- мозговая атака, метод номинальной группы, метод Дельфи.

Мозговая атака – метод, определяющий процесс генерирования идей, когда рассматриваются все возможные альтернативы с критической точки зрения.

Метод номинальной группы – ограничивает обсуждения или общение друг с другом до определенного предела. Члены группы присутствуют на встрече, но действуют независимо.

Метод Дельфи наиболее сложный и длительный по времени. Он схож с методом номинальной группы с той разницей, что физического присутствия всех членов группы не требуется. Преимущества метода – независимость мнения экспертов, находящихся в пространственном отдалении друг от друга.

Во всех случаях принятия решения важно соблюдать установленные процедуры, выполнение которых обеспечивает необходимую обоснованность и надежности того или иного решения (табл. 4.1).

Таблица 4.1 - Процедуры процесса принятия решений

Этапы Процедуры
Постановка задачи для решения проблемы - возникновение новой ситуации; - определение проблемы; - сбор необходимой информации; - описание проблемной ситуации.
Разработка вариантов решения - формулировка требований, ораничений; - сбор необходимой информации; - разработка возможных вариантов реше-ния.
Вибор решения - определение критериев отбора; - выбор решений, которые соответствуют критериям; - оценка возможных поледствий; - выбор желательных решений.
Организация исполнения решения и его оценка - план реализации выбраного решения; - контроль хода реализации решения; - оценка решения проблемы и возниконовения новой ситуации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: