Корректирование организационных структур

Приведение структуры организации в соответствие изменившимся условиям является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решение о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации при возникновении серьезных причин, которые не вызывают сомнений.

Причинами необходимости корректировки организационных структур являются:

– изменение внешней экономической обстановки;

– неудовлетворительное функционирование предприятия (рост затрат, снижение производительности труда, текучесть кадров, снижение внутренних и внешних рынков, уменьшения масштабов деятельности, недостаток ресурсов и т. д.);

– перегрузка высшего руководства;

– изменение технологи управления;

– разногласия по организационным вопросам;

– необходимость перераспределения прав и функций;

– отсутствие перспективы;

– рост масштаба деятельности;

– увеличение разнообразия;

– объединение хозяйствующих субъектов;

– влияние технологий производственных процессов.

Каждое из указанных обстоятельств приводит к изменениям организационной структуры и в соответствии с просмотра главной стратегии предприятия, так как ни стратегия, ни структура не могут быть установлены независимо друг от друга.

Эта взаимосвязь стратегии и структуры лежит в основе всех рекомендаций по корректировке и изменению организации управления предприятием.

Аналитический процесс изучения стратегии предприятия состоит из пяти этапов.

Первый этап – выяснение задач предприятия, областей неопределенности и наиболее вероятных вариантов развития. Задача предприятия определяют общую структуру.

Второй этап – определение переменных, которые значительно влияют на выполнение задач. Особое значение имеет анализ внешней среды, изучение влияния внешних факторов и внутренней среды (экономическая и производственная структура предприятия и ее компоненты).

Третий этап – изучение цели и планов предприятия, их соответствия главной задачи, поскольку цели и планы оказывают непосредственное влияние на организационную структуру путем определения приоритетов и значения ранее принятых решений.

Четвертый этап – определение соответствия структуры организации задач, целей, планов и факторов, от которых зависит успешность ее функционуння. Для этого тщательно изучается существующая формальная структура организации, ее слабые и сильные стороны.

Пятый этап – оценка человеческих ресурсов предприятия, т.е. наличие высококвалифицированных специалистов для выполнения поставленных задач, а также изучение основных процессов управления (планирования, распределения ния ресурсов, оперативный контроль) для определения их способности выполнения задач, целей и стратегических программ.

Процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:

– систематический анализ функционирования организации и ее среды с целью выявления проблемных зон, при котором используется метод предупредительного дает выявление отклонений от нормы в работе деловых организаций - метод "Диагностики";

– разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;

– последовательную реализацию планируемых изменений;

– поощрение повышения уровня информированности сотрудников.

Диагностика – (от греческого слова - способен распознавать) – установление и изучение признаков, характеризующих состояние организационной системы для предсказания возможных отклонений от нормы и предотвращения сбоев в работе системы.

Диагностика – это первый этап в цикле исследования системы управления предприятием: «диагноз - прогноз - управленческое решение - контроль».

Диагностические исследования системы управления проводятся с целью оценки текущего состояния предприятия и выявления проблемных ситуаций.

Проблема – это ситуация, при которой цели, поставленные перед предприятием и системой управления, по какой-либо причине не могут быть достигнуты, и появляется необходимость в корректировке системы.

Диагностика проводится в несколько этапов.

Первый этап – выявление и описание признаков, вызывающих затруднения в работе, то есть выявление «симптомов заболевания, отклонения от нормы». Необходимым условием проведения этого этапа является наличие положений и нормативов, служащих основой измерения экономических и социально-психологических характеристик деятельности системы.

Второй этап – измерение параметров и анализ полученных показателей.

Третий этап – выводы и заключения, позволяющие поставить окончательный диагноз и принять необходимые меры для исправления ситуации.

Диагностика проблем представляет собой сложную многошагового задачу.

На первом этапе необходимо сформулировать проблему в общем виде, что позволит сократить число факторов, определяющих эту проблему. Информация должна содержать сведения о состоянии рынка, о действиях конкурентов, государственных организаций, т.е. внешних факторов.

Следующим этапом диагностики является анализ текущего состояния организации, определяется такими показателями, как прибыль, сбыт, заттримкы, производительность, анализ социально-психологических признаков таких, как текучесть кадров, конфликтность в коллективе.

Для группировки факторов и описания их влияния на работу организации целесообразно использовать методы факторного анализа.

Диагностика является элементом не только стратегического, но и оперативного управления предприятием, для проведения оперативной коррекции управления деловой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: