Сущность антикризисного управления предприятием

Высокая вероятность возникновения и развития кризиса в процессе деятельности любого предприятия предопределяет необходимость осуществления специализированного антикризисного управления. Сейчас этот термин широко распространен, однако понимание сущности данного направления управления, его содержания, особенностей, теоретической основы еще находится на стадии формирования, вызывает различные подходы и толкования, тождественность оценок отдельных базовых положений.

За последние годы издано значительное количество специализированных коллективных и индивидуальных монографий, научно-методических изданий, посвященных проблемам антикризисного управления предприятием, в которых наряду с другими вопросами нашли освещение и содержательные признаки этого термина.

Общепризнанно, что антикризисное управление следует рассматривать как один из функциональных направлений управления предприятием (как разновидность организации управления), то есть, как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей, стоящих перед организацией. Антикризисное управление является составляющей менеджмента предприятия в целом, которая использует его лучшие приемы, средства и инструменты, ориентируется на предотвращение возможных осложнений в деятельности предприятия, обеспечение его стабильного успешного хозяйствования.

В зависимости от стадии (глубины) кризиса антикризисное управление дифференцируется на такие подвиды:

а) предкризисное управления, которое осуществляется для своевременного выявления и решения проблем (принятие решений) с целью предотвращения кризиса;

б) управление в условиях кризиса, целью которого признается стабилизация неустойчивых состояний и сохранения управляемости системы;

в) управление процессами выхода из кризиса, осуществляется с целью минимизации потерь и упущенных возможностей при выводе предприятия из состояния кризиса.

Особенностью антикризисного управления является не только направление, но и структурно-логическое построение, специальный инструментарий, отдельный субъект проведения, что в комплексе и дает возможность рассматривать антикризисное управление как выделен направление управленческой деятельности.

Возможность осуществления антикризисного управления базируется на следующих положениях теории кризиса:

– кризисные явления могут быть определенным образом управляемыми, т.е. кризиса возможно предвидеть, ожидать, вызвать, ускорять, предотвращать, оттягивать, их внешнее проявление и последствия - смягчать;

–к кризисам можно и необходимо готовиться;

– управление в условиях кризиса требует применения особых подходов, специальных знаний и навыков.

Исходя из этого, антикризисное управление не всегда должно быть агрессивным по своей сути, может использоваться и тактика нейтралитета, ожидания и т.д..

Возможность антикризисного управления определяется прежде человеческим фактором. Только осознанная деятельностью человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия для решения наиболее сложных и болезненных проблем, накапливать опыт преодоления кризисов и творчески использовать его с учетом реалий текущей макроситуации и особенностей хозяйственной системы предприятия.

Антикризисное управление в зарубежной литературе часто рассматривается как внешнее управление, осуществляемое специально подготовленными и приглашенными на предприятие специалистами, и целесообразно только на предприятиях, банкротство которых имеет негативные общественные последствия. На других предприятиях организация такого антикризисного управления не имеет смысла, поскольку это обременит их владельцев дополнительными расходами, продолжит неэффективное использование ресурсов, что приведет к агонии предприятия.

Другой подход связывает антикризисное управление с самоорганизацией системы на базе активного и квалифицированного, прежде всего внутреннего, менеджмента. Его основные процедуры должны применяться не тогда, когда единственным средством управления является внешнее регулирование его деятельности, а постоянно, не допуская вхождения в кризисный период, по возможности ограничиваясь гомеостатическими преобразованиями, т.е. превентивными действиями. Таким образом, внутреннее антикризисное управление должно осуществляться в течение всего жизненного цикла предприятия и рассматриваться не как временная мера, а постоянная составляющая системы менеджмента.

Ложными представляются также ограничения периода антикризисного управления ситуацией банкротства и специфическими управленческими усилиями, которые осуществляется в течении внешнего управления предприятием арбитражными управляющими, которое предлагается отдельными исследователями, так кризисные явления требуют соответствующего реагирования существенно раньше начала инициирования соответствующих судебных процедур.

Рассматривая сущность и задачи антикризисного управления, все исследователи единодушны в мнении о его специфичности. Основные отличия, присущие антикризисному управлению, заключаются в следующем:

а) специфичность цели осуществления - сохранение предприятия как хозяйствующего субъекта и восстановления его жизнеспособности;

б) использование специфического управленческого инструментария, т.е. средств и приемов управленческого воздействия; антикризисное управление не может быть сведено, например, к поиску резервов роста производительности труда, сокращения расходов, поиска новых рынков сбыта, реструктуризации активов и пассивов. Эти меры должны осуществляться постоянно, независимо от состояния предприятия, хотя в условиях кризиса они и становятся антикризисными по своему направления; достижения определенных задач требует применения нестандартного, и даже неприемлемого в нормальных условиях состава управленческих средств;

в) отделение субъектов осуществления, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, полномочия, знания и навыки, принимают на себя ответственность за результаты своей деятельности;

г) существенные ресурсные ограничения, связанные с невозможностью или сложностью получения дополнительных ресурсов, прежде всего, - финансовых, поскольку их привлечения в условиях низкой (даже отрицательной) кредитоспособности и инвестиционной привлекательности является чрезвычайно сложным управленческим задачам;

д) существенные временные ограничения, обусловленные возможными агрессивными действиями кредиторов предприятия и возникновением угрозы инициирования банкротства и ограничения дееспособности существующего руководства предприятия;

е) ориентация управленческих усилий не только на внешние проявления осложнений и проблем, но и на их глубинные корни (причины появления), что является препятствием повторения кризиса;

е) повышенная рискованность управленческих решений, принимаемых и реализуемых в связи с высокой степенью неустойчивости (напряжения) хозяйственной системы;

ж) повышение значимости информационно-аналитической поддержки управленческих решений, принимаемых сравнительно больший объем использования аналитически расчетных и прогностических процедур;

с) ориентация на минимизацию потерь всех заинтересованных лиц - владельцев, персонала, кредиторов, государства;

и) использование инновационных решений, креативного подхода к определению типа поведения в ситуации и поиска путей выхода из нее;

и) обеспечение высокой эффективности управленческого воздействия требует более высоких финансовых и интеллектуальных затрат, соответственно имеет большую стоимость по сравнению с нормальными условиями хозяйствования.

Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее толкование термина «антикризисное управление». Это постоянно организовано специальное управление, в основу которого положена система методов и принципов разработки и реализации специфических управленческих решений, принимаемых отдельным субъектом в условиях существенных ресурсных и временных ограничений, повышенного риска, финансовых и интеллектуальных затрат для поддержания соответствующего уровня финансово-экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Объектом антикризисного управления является возникновение и углубление кризиса развития предприятия, имеет негативные последствия для жизнедеятельности предприятия, ее устранения и предотвращения.

Учитывая разнообразие кризисных явлений и наличие многовариантности их проявления, могут реализовываться различные концепции (модели) осуществления антикризисного управления в отношении отдельных параметров кризиса:

–в зависимости от планирования сроков начала кризисного периода:

1) «приближения» - суть которой заключается в создании условий для ускорения наступления кризиса, в том числе за счет соответствующего воздействия на факторы-провокаторы кризиса;

2) «удаления» - что предусматривает создание предпосылок для отсрочки проявления кризиса (перенос тяжести потерь на будущие периоды);

3) «невмешательства» - в ходе которой отсутствуют управленческие усилия, направленные на начало кризисного периода.

– в зависимости от влияния на конечный результат:

1) «предотвращения возникновения» - суть которой состоит в подготовке и реализации таких управленческих мероприятий, которые делают невозможным возникновение кризисных явлений;

2) «стабилизация положения» - при реализации которой главное внимание уделяется обеспечению управляемости системы в ходе прохождения кризисного состояния;

3) «приспособления» - сущность которой заключается в обеспечении минимизации внешних негативных воздействий и использовании преимуществ положительных воздействий;

4) «выход из кризиса» - целью которой является завершение кризисного периода независимо от его последствий, в том числе отрицательных.

– в зависимости от характера мероприятий по выходу из кризиса:

1) «содействие развертыванию» - сущность которой заключается в реализации специальных действий и мероприятий, направленных на наиболее быстрое вызревание противоречий, обусловивших возникновение кризиса, и активизацию их проявления;

2) «нейтралитета» - сущность которой заключается в неприятии любых управленческих мер, а лишь в накоплении ресурсов;

3) «борьба с негативными проявлениями и последствиями» - при реализации этой концепции антикризисное управление ориентируется на преодоление кризиса.

– в зависимости от объекта управленческого мониторинга:

1) «последствия кризиса» - при использовании которой антикризисное управление ориентировано на последствия развертывания кризиса с целью их минимизации;

2) «причины кризиса» - при использовании которой антикризисное управление направляется на локализацию или устранения причин возникновения кризиса;

3) «продолжительность кризиса» - целью которого признается сокращение срока прохождения кризиса;

4) комбинированное антикризисное управление, которое предполагает использование разнообразного инструментария в зависимости от объекта управленческих усилий.

– по источникам преодоления кризиса:

1) внешнее антикризисное управление, которое осуществляется по инициативе внешних агентов (кредиторов, государства и т.д.) и с привлечением внешних ресурсов;

2) внутреннее антикризисное управление, которое осуществляется по инициативе собственников и руководства предприятия и базируется на использовании внутренних ресурсов и резервов;

3) комбинированное антикризисное управление, в ходе которого используются различные источники ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: