Формы и внутренние источники выхода из финансового кризиса

Главной целью финансовой санации является мобилизация финансовых ресурсов для восстановления (улучшения) платежеспособности и ликвидности, формирование финансового капитала для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.

Совокупный капитал предприятия состоит из собственного и заемного капитала. Таким образом, финансирование санации может осуществляться за счет собственных средств предприятия (самофинансирование), финансовых средств собственников, с помощью кредиторов и, в исключительных случаях, через получение государственной финансовой поддержки. Санация может быть направлена ​​на реструктуризацию активов или на реструктуризацию пассивов. По формальным признакам различают два вида санации:

а) санация без привлечения дополнительных финансовых ресурсов на предприятие;

б) санация с привлечением нового финансового капитала.

В первом случае санация может осуществляться в следующих формах:

–уменьшение номинального капитала предприятия;

– конверсия собственности в долг;

– конверсия долга в собственность;

– пролонгация сроков уплаты задолженности;

– добровольное уменьшение задолженности;

– самофинансирование.

Санация с привлечением нового финансового капитала может набирать следующих форм:

– альтернативная санация

– уменьшение номинального капитала с последующим его увеличением (двухступенчатая санация);

– безвозвратная финансовая помощь владельцев;

– безвозвратная финансовая помощь персонала;

– эмиссия облигаций конверсионной ссуды;

– привлечение дополнительных займов.

По источникам мобилизаций финансовых ресурсов различают автономную санацию (собственные средства предприятия и капитал его владельцев) и внешнюю санацию (средства кредиторов и государства).

Выделяют отдельный вид санации предприятий - с помощью государственной финансовой поддержки. Финансирование государством санационных мероприятий может осуществляться на возвратной или безвозвратной основе. Кроме того, в отдельных случаях государство может прибегнуть к косвенным методам содействия санации субъектов хозяйствования: налоговые льготы, создание особых условий предпринимательской деятельности и т.д.

Если в балансе предприятия по результатам отчетного года отражены непокрытые убытки прошлых лет (или убытки отчетного года), то надо принимать решение об источниках покрытия этих убытков («чистая санация»). Чистая санация заключается в санации баланса несостоятельного предприятия и направлена ​​на формальное покрытие указанных в балансе убытков.

В литературе по вопросам финансовой санации указывают на два вида реакции предприятий на финансовый кризис:

а) защитная реакция, которая предусматривает резкое сокращение расходов, закрытие и распродажи отдельных подразделений предприятия, сокращения и распродажа оборудования, увольнение персонала, сокращение отдельных частей рыночного сегмента, уменьшения отпускных цен и (или) объемов реализации продукции.

б) наступательная реакция, предполагает активные действия модернизация оборудования, введение новых технологий, внедрение эффективного маркетинга, повышения цен, поиск новых рынков сбыта продукции, разработка и внедрение прогрессивной стратегической концепции контроллинга и управления.

В зависимости от выбранной стратегии предприятие выбирает тот или иной каталог внутрихозяйственных санационных мероприятий. Использование внутренних финансовых резервов позволяет не только преодолеть внутренние причины несостоятельности предприятий, но и значительно уменьшает зависимость эффективности проведения санации от привлечения внешних финансовых источников. В то же время на предприятиях, находящихся в финансовом кризисе, полностью исчерпан такие классические источники самофинансирования, как прибыль и амортизация. Мобилизация внутренних резервов финансовой стабилизации направлена ​​прежде всего на улучшение (или восстановления) платежеспособности и ликвидности предприятия. Как правило, ее осуществляют по следующим основным направлениям:

а) реструктуризация активов;

б) уменьшение (замораживание) расходов;

в) увеличение выручки от реализации.

Первую группу санационных мероприятий связано с изменением структуры и состава активной стороны баланса (достаточно часто эти изменения сопровождаются также изменениями в составе и структуре пассивов). В рамках реструктуризации активов выделяют следующие виды санационных мероприятий:

а) мобилизация скрытых резервов. Скрытые резервы - это часть капитала предприятия, которая не отражена в его балансе. Размер скрытых резервов в активной стороне баланса равна разнице между балансовой стоимостью отдельных имущественных объектов предприятия и их реальной (выше) стоимости. Мобилизация скрытых резервов осуществляется:

1) через реализацию отдельных объектов основных и оборотных средств, которые непосредственно не связаны с процессом производства и реализации продукции (здания и сооружения непроизводственного назначения, корпоративные права других компаний, долговые ценные бумаги, нематериальные активы, сверхурочные запасы сырья и материалов и т.п.)

2) в результате индексации балансовой стоимости имущественных объектов, которые невозможно реализовать без нарушения нормального производственного цикла (такой метод реструктуризации активов не связан с реальным улучшением платежеспособности, однако непосредственно влияет на повышение кредитоспособности предприятия). В случае индексации основных фондов изменяется структура пассивов (увеличивается статья «Уставный капитал» или «Дополнительный капитал»);

б) использование возвратного лизинга (хозяйственная операция, предусматривающая продажу основных фондов с одновременным обратным получением таких основных фондов в оперативный или финансовый лизинг). Например, убыточное предприятие продает лизинговой компании административное здание с одновременным заключением договора о лизинге данного объекта недвижимости. Кредитоспособность данного предприятия снижается. Однако его платежеспособность резко улучшается. Кроме того, предприятие по причине своей ущербности может получить значительную экономию на налоговых платежах, которые сопровождают сделку купли-продажи данного объекта основных фондов;

в) лизинг основных фондов. Этот метод делает модернизацию оборудования (а следовательно, осуществление санационных мероприятий производственно-технического характера), если не хватает необходимых инвестиционных ресурсов;

г) сдача в аренду основных фондов, которые не в полной мере используются в производственном процессе;

д) оптимизация структуры размещения оборотного капитала (уменьшение доли низколиквидных оборотных средств, запасов сырья и материалов, незавершенного производства и т.п.);

е) продажа отдельных, низкорентабельных структурных подразделений (филиалов). За счет такой операции предприятие может получить инвестиционные ресурсы для перепрофилирования производства на более прибыльные виды деятельности;

рефинансирования дебиторской задолженности (перевод ее в другие, ликвидные формы оборотных активов: деньги, краткосрочные финансовые вложения и др.). Одним из факторов, негативно влияет на финансовое состояние предприятий и, в частности, их платежеспособность, является высокий уровень неоправданной дебиторской задолженности.

К основным формам рефинансирования дебиторской задолженности относятся:

– факторинг (продажа дебиторской задолженности в пользу факторинговой компании или банка). На основании договора о проведении расчетных операций через факторинг банк, например, может приобрести у предприятия-продавца право требования за поставленные товары и оказанные услуги, сроки уплаты по прошедших (просроченная дебиторская задолженность), или по текущим расчетам. Предприятия уступают правом на получение денег по платежным документам на поставленную продукцию в обмен на немедленное получение основной суммы дебиторской задолженности (за вычетом комиссионного вознаграждения факторинговой фирме, размер которой зависит от рискованности операции, действующей процентной ставки и сроков наступления платежа).

– учет или дисконт векселей. Содержание этой операции заключается в том, что банк, купив вексель по именным индоссаментом, срочно его оплачивает предъявителю, а платеж получает только с наступлением указанного в векселе срока погашения. Экономической сутью операции дисконтирования досрочная реализация векселя его держателем банка и перевода коммерческого кредита в банковский. За досрочный платеж банк удерживает из номинальной суммы векселя определенное вознаграждение в свою пользу, то есть оплачивает вексель за вычетом скидки. Разница между суммой, которую банк заплатил, купив вексель, и суммой, которую он получит на этот вексель в срок платежа, также называется дисконтом.

– форфейтинг - кредитование внешнеэкономических операций в форме выкупа у экспортера векселей и других долговых требований, акцептован импортером. Продавцом требований по форфейтинга может быть предприятие, которое выполнило обязательства по контракту и стремится рефинансировать дебиторскую задолженность с целью уменьшения кредитного риска и улучшения ликвидности (платежеспособности). Форфейтинг, как правило, осуществляется с участием банковского учреждения и является также одной из форм трансформации коммерческого кредита в банковский.

Кроме того, в рамках мероприятий по рефинансированию дебиторской задолженности проводится комплекс процедур по принудительному взысканию задолженности, в том числе обращением с иском в арбитражный суд.

Все охарактеризованные выше санационные мероприятия так или иначе вызывают изменения в отдельных статьях актива баланса. Следующие две группы мероприятий связаны в основном с изменениями в отчете о финансовых результатах и ​​их использовании (отчет о прибылях и убытках).

Уменьшение (замораживание) расходов. Данный блок санационных мероприятий осуществляется в двух направлениях:

а) замораживание инвестиционных вложений;

б) снижение валовых расходов.

Срок окупаемости инвестиций (особенно внешних), осуществляемых предприятием, которое находится в финансовом кризисе, должно быть как можно меньше. Окупаемость капиталовложений может происходить либо в результате увеличения денежных доходов, или благодаря уменьшению расходов. В рамках финансовой санации может быть принято решение о замораживании рисковых инвестиционных проектов и инвестиций с длительным сроком окупаемости.

Санационные мероприятия, направленные на снижение издержек производства, целесообразно осуществлять на основе нуль-базис-бюджетуваняя (ZBB - Zero-Base-Budgeting). Главной целью ZBB является определение оптимального уровня валовых расходов предприятия и приоритетных направлений использования ограниченных финансовых ресурсов. Основное отличие ZBB от обычного оперативного финансового планирования заключается в том, что последнее в значительной мере сориентировано на показатели уровня расходов предыдущих периодов (которые могут быть неоправданно завышенными). Базой для ZBB является так называемая точка-ноль, то есть плановые показатели рассчитываются на основании нового расчета всех норм и нормативов затрат, их состав и структуры. ZBB является составной частью контроллинга затрат предприятия. Порядок проведения ZBB показано на рис. 13.1.

В рамках ZBB анализируются все статьи затрат и по каждой из них определяются возможности экономии. Разрабатывая планы сберегательного использования материалов, особое внимание следует обратить на необходимость борьбы с кражами на производстве.

Как свидетельствуют отечественная практика и зарубежный опыт, проведение финансовой санации предприятий обязательно сопровождается радикальным сокращением расходов на персонал. Экономии по этой статье можно добиться уменьшением заработной платы или уменьшением величины необходимого рабочего времени. Наиболее распространенными мерами по высвобождению рабочего времени являются:

– ведение неполной рабочей недели;

– досрочный выход на пенсию;

– неоплачиваемые отпуска;

– увольнение персонала.

Заметим, что массовые увольнения персонала надо сочетать с санационными мерами социального характера. В рамках мобилизации внутрипроизводственных санационных резервов анализируются все имеющиеся возможности увеличения выручки от реализации продукции.

Стимулировать сбыт можно как предоставлением скидок покупателям, так и умеренным ростом цен; как массированной рекламой, так и ее прекращением. Тип санационных мероприятий в данной сфере будет зависеть от конкретного предприятия и от выбранной им стратегии маркетинга.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Рисунок 13.1 – Этапы ноль-базис-бюджетирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: