Введение. Предлагаемое учебно-методическое пособие посвящено одному из наиболее актуальных и перспективных разделов теории управления – Cтратегическому Менеджменту

Доцент, к.э.н. Штопаков И.Е.

ТЕОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА:

ПЯТЬДЕСЯТ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

Введение.

Предлагаемое учебно-методическое пособие посвящено одному из наиболее актуальных и перспективных разделов теории управления – Cтратегическому Менеджменту (далее - СМ).

Как самостоятельное научно-практическое направление, СМ возник полвека назад в ответ на настоятельные запросы практики управления крупными западными корпорациями. В своем развитии СМ прошел сложный путь: периоды подъемов и бурного развития, накопления и обобщения успешных управленческих решений, отбора эффективных инструментов для их реализации, сменялись периодами спадов, отрицания ряда казавшихся незыблемыми истин. Затем наступала очередь новых гипотез, концепций и многообещающих теоретических прорывов, отвечающих на вызовы времени. И сегодня СМ продолжает оставаться одной из динамично развивающихся отраслей науки управления. Он служит основой для разработки жизненно важных для корпораций управленческих подходов, задающих вектор их развития на многие годы вперед.

Вместе с тем отличительной особенностью современного СМ как научной дисциплины до сих пор остается слабая систематизация его понятийного аппарата, что вообще характерно для развития западной теории управления. Точнее говоря, в ее традиции - акцентировать внимание не столько на строгости терминологии и системности ее построения, сколько на поиске и описании нового эмпирического опыта. Анализ и обобщение его позитивных компонентов прямо выводил исследователя на рекомендации по применению накопленного опыта в практике корпоративного управления. Если же понятийного аппарата для этих целей оказывалось недостаточно, в арсенале СМ появлялись новые категории и термины, которые впоследствии либо занимали свое место и закреплялись в научном обиходе, либо отмирали как невостребованные теорией и практикой управления корпорациями.

Несмотря на такую особенность развития, роль и значение СМ как теории в первом десятилетии XXI века непрерывно нарастали. Вне всякого сомнения, эта тенденция будет сохраняться и в будущем. Можно с уверенностью утверждать, что без знания теоретических основ СМ просто невозможно приблизиться к пониманию того, как функционируют глобальные отрасли современной мировой экономики, “работают” лежащие в их основании рыночные механизмы.

Все большую роль играет СМ икак учебная дисциплина в современной системе подготовки кадров управления для корпоративного сектора. Менеджер, не способный мыслить стратегически, подобен шахматисту, который видит ситуацию на доске только на один ход вперед, а потому исход партии для него предрешен: поражение. Эффективный менеджер сегодня – это специалист, способный подходить к решению стоящих перед ним проблем перспективно, масштабно, системно, что в прикладном значении этого термина и означает – стратегически.

Разумеется, эффективный менеджер должен предметно знать и понимать существо технико-экономических проблем развития той отрасли, в которой ему придется выполнять функции управления. Времена, когда считалось, что если менеджер имеет должную теоретическую подготовку только в области управления, он с успехом сможет применить ее в любой отрасли экономики, безвозвратно ушли в прошлое. Без качественной инженерной подготовки ему не обойтись.

Современной корпорации на месте менеджера среднего, а тем более – высшего звена управления, нужен не просто надежный исполнитель чужих управленческих решений, а инициативный, способный оперативно и комплексно оценивать общую ситуацию в отрасли и в компании «агент изменений», диктуемых быстро меняющейся внешней бизнес - средой. Однако анализировать ситуацию системно менеджер может лишь в том случае, если он вооружен соответствующей системой категорий. Этот понятийный аппарат должен адекватно отражать состав и механизм взаимодействия элементов такого все более усложняющегося объекта управления СМ, каким предстает современная корпорация.

Все приведенные выше соображения позволяют надеяться, что предлагаемое учебное пособие, посвященное системному построению ключевых понятий СМ, окажется не просто еще одним из сотни учебников по стратегическому управлению. Оно призвано стать действенным установочным материалом, ориентирующим преподавание этой дисциплины на уровень современных требований с максимально полным учетом отраслевой специфики.

Приоритетность отраслевого аспекта в подготовке менеджеров выражается в том, что данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам, магистрантам, аспирантам и слушателям курсов MBA, изучающим проблемы менеджмента применительно к нефтегазодобывающим компаниям (НГК). При этом практика стратегического управления нефтегазовым бизнесом за рубежом и в России используется в пособии не просто и не только в качестве иллюстративного материала. Современные глобальные НГК – это уникальный и невероятно сложный для стратегического управления объект, заслуживающий глубокого самостоятельного изучения, разработки и применения нестандартных подходов.

Системное изложение ключевых понятий теории СМ применительно к НГК как специфическому объекту управления – и общий замысел, и основная задача данного учебного пособия.

Среди разделов общей теории фирмы, таких как маркетинг, производственный, финансовый, инвестиционный, инновационный менеджмент и другие, - курс СМ призван стать интегрирующим, обобщающим и завершающим. Поэтому в пособие включены прежде всего аутентичные стратегическому менеджменту понятия, тогда как позаимствованные им из родственных отраслей науки управления привлекаются лишь в самых необходимых случаях по принципу минимальной достаточности. При этом основное внимание уделено соблюдению принципа выводимости одних категорий из других, то есть их логической взаимосвязи.

Структурно предлагаемое пособие построено таким образом, чтобы одновременно раскрыть и генезис, и анатомию понятийного аппарата СМ, соблюдая принцип единства исторического и логического. С этой целью весь материал пособия условно разделен на три части.

Первая часть – “СМ: десять исходных понятий“ предлагается вниманию студенческой аудитории и охватывает начальный период в становлении СМ, а именно 1960е-1980е годы прошлого столетия. Сюда вошли категории, объединенные термином “initial ideas”.

Вторая часть – “СМ: тридцать базовых понятий адресована (наряду с первой частью) магистрам, специализирующимся на изучении проблем стратегического управления ТЭК, и охватывает период наиболее бурного и плодотворного развития теории СМ – 1980е –1990е годы. Эти понятия отнесены к группе “basic ideas”.

Третья часть – “СМ: десять продвинутых понятий“ - после освоения материалов первой и второй -рекомендуется к использованию аспирантами и слушателями курсов МВА как вспомогательный материал для подготовки научных публикаций, дипломных и диссертационных работ. В третьей части предполагается обобщить новые тенденции в развитии теории СМ в первом десятилетии XXI века, сформировав новую группу понятий – “advanced ideas”. Дальнейшая судьба этих категорий остается вопросом открытым. Вполне вероятно, что некоторые из них со временем перейдут в разряд базовых, тогда как другие просто выпадут из научного оборота. Все это покажет будущее.

Допустимо ли применение такого подхода? Является ли он единственно возможным? Чтобы кратко ответить на эти вопросы, попробуем теорию СМ представить в виде большого здания. Его “архитектурный проект” не раз пересматривался, менялись “проектировщики и подрядчики”, строительство не закончено до сих пор. Но здание растет и его прочность сомнений не вызывает. Если мы хотим раскрыть секрет этой прочности, логично начать с изучения фундамента, затем перейти к несущим стенам и перекрытиям, а напоследок заглянуть в окончательный (?) вариант проекта верхних этажей и крыши. Не исключено, что кому-то более разумным покажется другой порядок действий. Удачи.

Предлагаемое учебно-методическое пособие основано главным образом на работах зарубежных авторов, внесших наиболее значительный вклад в становление и развитие стратегического менеджмента как особого научно-практического направления. В некоторых случаях приводятся ссылки на наиболее значимые работы российских исследователей по проблематике пособия.

В качестве Приложения к первой части в пособии представлены: - материалы для проведения деловой игры “Управление портфелем бизнесов” на основе отраслевой модели матрицы Бостонской консультативной группы (BCG);

- структура учебного курса «Стратегическое управление НГК»;

- список рекомендуемой к учебному курсу литературы.

Результаты проведения деловой игры могут быть использованы для рубежного контроля и оценки семестровой работы студентов, изучающих основы стратегического управления в качестве обязательной учебной дисциплины.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: