Другое общее замечание. Во многих кругах пропаганда часто отождествляется с ложью, обманом и мошенничеством. На наш взгляд, пропаганда не имеет неизбежной связи с правдой или ложью. Достоверное сообщение о потоплении американских торговых кораблей во время войны служит доказательством того, что существует эффективная пропаганда, помогающая гражданам пережить многие утраты, которые в других обстоятельствах они не смогли бы перенести с достоинством. Если мы поддадимся взгляду, что пропаганда — это только ложь, то мы на пути к нигилизму. К тому же признаем, что установка на недоверие, без каких-либо критических оснований, может возникать как защита от осознания утраты или от мешающих фактов
© Перевод. Черемисинова Е.Р., 2006
* В соавторстве с П.Ф. Лазарсфелдом. — Примеч. автора.
и информации, которая вызывает страх, дискомфорт или отказ от любимых убеждений.
Но время ограничивает слишком развернутую дискуссию по пропаганде, такое обсуждение будет слишком долгим, обладающим всеми прелестями умозрения, неконтролируемого эмпирическими исследованиями. Чтобы уточнить определенные проблемы пропаганды, мы должны обратиться к конкретным деталям пропаганды и разработать определенную процедуру для проверки наших объяснений. Мы не считаем, что общие дискуссии о пропаганде обязательно лишены обоснованности, они лишь преступают границы нашего знания. В них много значительных пробелов.
|
|
Но, возможно, в этой главе есть ошибки другого рода. Мы собираемся сообщить только о некоторых исследованиях, которые во время Второй мировой войны провело Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета под руководством д-ра Херта Херцог и авторов данной главы. Первая характерная черта этих исследований — изучение установленного влияния на людей отдельных пропагандистских документов. Другая их характерная черта — их методическая ориентация; они представляют основу для рекомендаций сценаристам и продюсерам данной пропаганды. Эти исследования должны быть средством для непосредственного решения и действия. За много лет до бегства в Самоа Роберт Льюис Стивенсон описал невольно именно тот тип ситуации, с которым столкнулись исследователи, работающие в структуре политической деятельности:
Мы не кабинетные ученые, исследующие предмет на совесть; мы теоретизируем с пистолетом у своего виска; мы сталкиваемся с новыми обстоятельствами, в которых мы не более чем за час должны не только принять решение, но и начать действовать.
Настоящая глава, таким образом, рассматривает исследования, проведенные «с пистолетом у нашего виска». Наша цель — изложить вопрос так, чтобы вы не спустили курок.
|
|
Формы анализа пропаганды
В определенном смысле точный анализ пропаганды не является нововведением. Влияние фильмов, радиопрограмм и газет изучается по крайней мере последние тридцать лет. Тем не менее до настоящего времени эти исследования обращались к общему воздействию пропагандистского материала в целом. Таким образом, некоторые иссле-
дования (например, исследования Л.Л. Турстоун) ограничивались обобщением определенного рода наблюдений:
Антинегритянский фильм «Рождение нации» усилил антинегритянские чувства в изучаемой аудитории.
Фильм «Улицы шансов», который изображает авантюриста «как интересный, привлекательный характер», по каким-то непонятным причинам приводит к возрастающему осуждению авантюризма.
Фильм «Все на Западный фронт» вызвал более заметный протест против войны в группе школьников, чем фильм «Конец путешествия».
Вы замечаете, что такие исследования почти не сообщают об особых чертах пропаганды, вызывающей такое влияние. Но именно этот вопрос интересует сценариста и продюсера. Если исследования пропаганды должны оказаться для них полезными, то должны раскрывать не только ее общее воздействие, но и наиболее типичное влияние особых аспектов пропаганды. Каков должен быть характер эффективной пропаганды в конкретных условиях? В этой главе мы рассмотрим образцы современных исследований, в которых определенные черты пропаганды соотнесены с определенными типами реакции.
Перед тем как обратиться к методам анализа воздействия пропаганды, мы попробуем рассеять одну общую иллюзию. Очевидно, что создатели пропаганды не знают в целом, как аудитория будет реагировать на их материалы, полагаясь только на свою интуицию или замечая свои собственные реакции. Некоторые примеры, первый из которых скорее просветительский, чем пропагандистский, проиллюстрируют, насколько неожиданные реакции могут вызвать у аудитории сценаристы.
Во время Второй мировой войны один опытный автор подготовил черновик инструкций по использованию промтоварных карточек в настолько понятных выражениях, насколько мог. Психологи-консультанты помогали ему в этой задаче. Обученные интервьюеры представляли эти инструкции домохозяйкам и наблюдали за их реакцией. На основе этих наблюдений был подготовлен второй вариант инструкций. Он также был проверен в опросах и, в конце концов, был принят третий модифицированный вариант. Основная задача состояла в том, чтобы объяснить, что промтоварные карточки различной ценности можно сложить для получения определенного числа единиц.
Авторы предположили, что поскольку большинство людей имеют опыт использования почтовых марок, то будет полезно использовать аналогию с ними в инструкциях. Кто бы мог предвидеть в тиши кабинета, что эта простая аналогия может вызвать комментарии, подобные следующим:
Я не имел в виду, что вы должны посылать их по почте. Их не нужно приклеивать куда-либо.
Этот тривиальный пример непредвиденной реакции отражает нарушения, возникающие при передаче информации. Другой иллюстрацией может стать фильм, который подчеркивает жестокость и аморальность нацистов. Эпизоды, которые явно показывают, что нацисты абсолютно равнодушны к общим человеческим нормам, аудитория иногда оценивает с чисто технической точки зрения: они считают это иллюстрацией оперативности нацистов. Аудитория не обращает внимания на эмоциональный и моральный смысл, к которому стремились продюсеры этого фильма.
Такой же образец непредвиденной реакции мы находим после радиопередач. На радио под руководством медицинского общества была проведена беседа о рентгеновских лучах как часть кампании, направленной на содействие «правильному» использованию медицинских служб гражданами. Лектор — известный рентгенолог — старался убедить своих слушателей не обращаться к врачам, не имеющим лицензии (шарлатанам), для рентгеновского обследования и лечения. Стараясь быть убедительным, он несколько раз подчеркнул «опасность использования рентгеновских лучей и проведения рентгеновского обследования». Добрые намерения рентгенолога вызвали неожиданное беспокойство. Некоторые представители аудитории (как раз те, которые не лечились у шарлатанов) выразили свой внезапно возникший страх:
|
|
Людей заставляли отказаться от рентгена. Создалось впечатление опасности. Сам доктор использует свинец и надевает перчатки. Люди не хотят подвергаться рентгену после услышанного. Их испугали.
Я почувствовал, что рентген может причинить вред. Слушая о токах и тому подобном, я подумал, что это по крайней мере неприятно.
Образец непредвиденной реакции поднимает несколько основных вопросов. Каким образом мы можем проанализировать пропаганду в фильмах, на радио и в печати, чтобы определить, чем скорее всего вызван данный эффект? Процедура для решения этой задачи известна как анализ содержания. Есть и другие вопросы. Как мы можем убедиться, что рассматриваемая реакция действительно вызвана Данной пропагандой? Насколько мы можем объяснить расхождение между ожидаемой и действительной реакцией? Можем ли мы накопить опыт и интерпретации, которые дадут нам возможность более точно предсказать реакции на различные типы пропаганды и, таким образом, уменьшить или предотвратить нежелательные реакции с по-
мощью внесения соответствующих поправок в пропагандистский материал до его выхода в свет? Процедуру, предложенную для ответа на эти вопросы, мы назовем анализом реакций.
А сейчас мы обратимся к тому, что считаем своей главной задачей: сообщить о нашем двухлетнем опыте анализа различных типов пропаганды. Возможно, мы сможем сделать более понятными разработанные нами методы анализа содержания и анализа реакций, если сосредоточимся на проблемах, с которыми мы на самом деле столкнулись в наших исследованиях.
|
|
Анализ содержания
Для того чтобы определить возможные типы реакции на пропагандистский документ (брошюру, кино или радиопрограмму), он в первую очередь тщательно изучается и в целом, и в его отдельных компонентах, аспектах. Можно предположить, что любой человек, который ознакомился с пропагандистским материалом, будет знать его содержание. Но на самом деле это не так. Для анализа содержания необходимы определенные методы, основанные на практическом опыте, а также на психологической и социологической теории; они помогают понять вероятные реакции на содержание. Недостаточно одного лишь поверхностного взгляда. Содержание 15-минутной радиопрограммы или часового фильма можно адекватно оценить только благодаря систематическим методам. Как необходим полевой бинокль для различения объекта на далеком расстоянии, точно так же нам нужны средства, иногда удивительно простые средства, для того чтобы понять поток переживаний в течение большого периода времени. Таких средств множество, начиная с метода подсчета частоты определенных ключевых символов и заканчивая другим методом определения структуры пропагандистского материала в целом или всей пропагандистской кампании.
Рассмотрим несколько примеров использования самого простого метода—анализа символов. Регулярные пропагандистские радиопрограммы содержали примерно 1000 символов, обозначающих как Организацию Объединенных Наций (или ее членов, помимо Соединенных Штатов), так и Ось Держав Берлин — Рим (отдельные страны или в целом). Исследуя частоту использования соответствующих наборов символов в двенадцати программах, мы выявили определенную закономерность, которая отражает структуру программы, но расходится с явным намерением продюсера. Почти во всех программах частота использования символов Организации Объединенных Наций точно со-
ответствовала частоте использования символов, относящихся к Оси Держав Берлин — Рим: рост или уменьшение в одном ряду символов связаны с ростом или уменьшением в другом ряду символов. В связи с этим на передний план выходит важная модель в этой пропагандистской программе. Интерес к Организации Объединенных Наций в основном ограничен ее ролью в войне с Осью Держав Берлин — Рим: они редко упоминаются в другой связи. Согласно радиопередачам, Организация Объединенных Наций выглядит «друзьями на черный день»: интерес к ним главным образом проявляется как к союзникам, помогающим в борьбе с Осью Держав Берлин — Рим, а не как к союзникам, с которыми существуют и другие близкие связи, не зависящие от войны. В радиопрограммах о них рассказывают не как об обществах, но только как о нациях, демонстрирующих военную отвагу и мужество. Мы отдаем честь героически погибшим русским и довольны, что они — враги Гитлера. Мы восхваляем англичан, которые так долго охраняют крепость Британию от нацистов. Мы сочувствуем судьбе оккупированных наций, и опять же интерес к этим нациям ограничен их страданиями в руках врага. Мы обнаружили связь между частотой символов, относящихся к Организации Объединенных Наций и к Оси Держав Берлин — Рим, поскольку упоминание Организации Объединенных Наций было связано с этой основной темой. Следует отметить, что комментаторы, а также, вероятно, продюсеры этих радиопрограмм не обнаружили лежащую в их основании структуру, не обращая внимания на ее символический итог.
Эта серия радиопрограмм также широко использует персонификацию как стереотипное отношение к врагу: около 25 процентов всех символов, относящихся к врагам, — это Гитлер, Муссолини, Геринг и так далее; напротив, только четыре процента ссылок на Организацию Объединенных Наций и 11 процентов ссылок на Соединенные Штаты содержат персонификацию. Такое использование упрощенной стереотипной персонификации дает представление о враге как о небольшой, по сути, банде злодеев и подразумевает, что как только эти люди будут уничтожены, все будет хорошо. Слушатели легко воспринимают такой род персонификации, поскольку он соответствует широко распространенным наивным идеям: например, аналогичным является представление о том, что мы должны бороться с преступлением, главным образом наказывая преступников, а не профилактическими мерами.
Более того, мы обнаружили, что мнение опрошенных людей, которые посмотрели документальный фильм, отражает выборочное употребление выражений, используемых для характеристики врага в этом фильме. Таким образом, если комментатор фильма намного чаще
отождествляет с врагом единственную сатанинскую фигуру — Гитлера или весь немецкий народ, а не нацистскую партию, это отражается в образцах реакции аудитории. Чтобы осознать значительную политическую важность данной проблемы, мы должны лишь вспомнить реакцию на пункт об ответственности за развязывание войны в Версальском договоре. Современная пропаганда может небрежно проигнорировать фашистский или нацистский характер врага и, таким образом, проложить неверное русло для агрессивных настроений в послевоенный период.
Еще один пример мы возьмем из брошюры о неграх. В брошюре есть две основные темы: известно, что негры продолжают страдать от дискриминации, но тем не менее они достигли большого прогресса в нашем демократическом обществе, которое дало возможность многим неграм достичь личного успеха и внести свой вклад в общественное благосостояние. Напротив, Гитлер всегда выражал презрение к цветным людям, и если бы он победил в войне, все завоевания негров были бы уничтожены. Таким образом, содержание брошюры можно подразделить на две категории: материал, относящийся к «завоеваниям и достижениям негров в демократическом обществе», и «лишения, которыми угрожает неграм победа Гитлера». В брошюре 189 параграфов и заголовков. 84 процента рассказывают о современных завоеваниях и 16 процентов о возможных потерях при нацизме. Создатели брошюры, по-видимому, считают обоснованным такое распределение для акцентирования этих двух тем.
Но брошюра содержит два типа представления информации. Первый — это статья известного негритянского автора, второй — ряд приковывающих внимание фотографий с краткими подписями. В нашем дальнейшем анализе содержания мы обнаружили, что подписи под фотографиями и текст статьи раскрывают обе темы в совершенно разных пропорциях. В статье примерно 73 процента пунктов относятся к потерям при Гитлере и 27 процентов к завоеваниям в демократическом обществе, тогда как 98 процентов фотографий и подписей относятся к достижениям негров в демократическом обществе и только два процента к гитлеровской угрозе.
В настоящее время так сложилось, что большинство населения, и особенно негритянского населения с его низким образовательным уровнем, больше предпочитают фотографии и подписи к ним, чем подробной текст. Они чаще рассматривают первое, чем второе. А в нашем примере фотографии почти полностью пренебрегают темой негритянских потерь в случае победы нацистов. В результате брошюра в целом попала мимо цели. Определенные установки негров были проверены как до чтения брошюры, так и после. Большинство чита-
телей испытывали гордость и возросшее чувство собственного достоинства в результате данной характеристики достижений и вклада своей расы. Но брошюра потерпела неудачу в формировании особого побуждения у негров — усилить борьбу против нацистов ради своих собственных интересов, поскольку читатели в основном проглядели основной смысл сообщения.
Эти два примера, хотя и несколько поверхностно, иллюстрируют методы, которые с помощью простого подсчета ключевых символов и анализа содержания помогают нам обнаружить небрежные ошибки пропагандистов. Они также служат руководящим принципом для интервью с людьми, на которых направлена пропаганда. Существуют и другие методы анализа содержания, которые можно кратко обобщить: '
1. Метод подсчета символов состоит в определении ключевых символов и их подсчете в информационном материале. Просто указывается количество символов, которые были в центре внимания аудитории. Подсчет упоминаний врага в комментариях к фильму — иллюстрация этого метода2.
2. Одномерная классификация символов: это некоторая разработка предыдущего метода. Символы классифицируются в соответствии с их применением, говоря в широком смысле, либо в позитивном (благоприятном), либо в негативном (неблагоприятном) контексте. Таким образом, Англия может быть описана в позитивных выражениях (побеждающая, демократичная, отважная) или в негативных выражениях (пораженческая, кастовая, предательская). Этот тип анализа — первый шаг в изучении наиболее эффективного распределения символов для достижения определенного результата. Он сможет послужить прекращению часто неэффективной практики черно-белых контрастов. Примененный к вражеской пропаганде, такой род анализа дает основания для оценки относительной безопасности или опасности врага3.
1 Тщательное исследование процедур анализа содержания доступно изложено в
книге: Bernard Berelson, Content analysis in Communications Research (Glencoe, Illinois: The
Free Press, 1951). См. также: H.D. Lasswell, «A provisional classification of symbol data»,
Psychiatry, 1938,1, 197—204; Douglas Waplesetal. What Reading Does to People? Appendix В
(Chicago, 1940); N.C. Leites & I. de Sola Pool. On content analysis. Experimental Division
for the Study of Wartime Communications. Document No.26. September, 1942. — Примеч.
автора.
2 См., например: H.D. Lasswell, «The world attention survey», Public Opinion Quarterly,
1941, 3, 452-462. - Примеч. автора.
3 Например, исследования Hans Speier & Ernst Kris; исследовательский проект
no тоталитарным коммуникациям в Новой школе социальных исследований; нео
публикованный анализ символов в серии радиопрограмм «Это война». Бюро приклад
ных социальных исследований, Колумбийский университет. — Примеч. автора.
3. Анализ деталей: классификация отдельных частей пропаганды (например, сцен в фильме, песен в радиопрограмме, фотографий в брошюре). Это требует отбора значительных или незначительных частей на основе психологической теории «ценности для внимания». Будет ли какая-либо часть вызывать основной или второстепенный интерес аудитории? Как эти части будут проинтерпретированы различными видами аудитории? При анализе некоторых фильмов можно предсказать сцены или ряд сцен, которые будут в центре внимания аудитории.
4. Тематический анализ: классификация явных и неявных (символических) тем в пропагандистских материалах. Это в отличие от анализа деталей относится к предполагаемой нарастающей значительности ряда деталей4.
5. Структурный анализ: рассматривает взаимосвязь различных тем в пропаганде. Эти связи могут быть дополняющими (враг жесток, мы милосердны), интегрирующими (враг жесток, лжив, агрессивен, не имеет религии), интерферирующими (когда темы направлены на разные цели, например, тема нацистской силы порождает беспокойство)5.
6. Анализ пропагандистской кампании: рассматривает взаимосвязь различных документов, каждый из которых предназначен для общей главной цели. В то время как структурный анализ рассматривает связи внутри одного пропагандистского документа, анализ кампании рассматривает связи ряда таких документов. Сюда входят: проблема последовательности сцен, их продолжительности, относительных акцентов, установление ритма и времени, а также соотношений, упомянутых в структурном анализе6.
Из этого обобщения мы видим, что главная задача анализа содержания — дать ключ к вероятной реакции на пропаганду. Но этого недостаточно. Мы должны увидеть, возникают ли эти ожидаемые реакции на самом деле, только тогда анализ содержания может быть обоснован по существу. Для этого необходимо интервью с представителями аудитории; это интервью особого типа, который мы назвали «направленное интервью»7.
В данном случае существует взаимосвязь между анализом содержания пропаганды и направленными интервью с читателями и слу-
4 Например, исследования Грегори Батесон о нацистских пропагандистских филь
мах. См. также: Siegfried Kracauer, Propaganda in the Nazi War Film (New York: Museum
of Modern Art Film Library, 1942). — Примеч. автора.
5 Например, Kracauer, opt. cit.; также исследование фильмов Бюро прикладных
социальных исследований. — Примеч. автора.
6 Например, исследование политической кампании, общественной полезности
пропагандистской кампании, общественных кампаний и т.д. — Примеч. автора.
7 R.K. Merton, M. Fiske and P.L. Kendall, The Focused Interview. — Примеч. автора-
шателями. Предварительно сделанный анализ содержания необходим для выработки основных принципов интервью, а опыт интервью обостряет ваше зрение для более точного анализа содержания.
Анализ реакции
Интервью, запланированные для выявления действительных реакций на пропаганду, кажутся на первый взгляд простой задачей. Но на практике это не так уж просто. Использование обычных методов интервью недостаточно для получения необходимой информации. Большинство людей считают, что трудно выразить свою реакцию на фильм или радиопрограмму в выражениях, которые используют сценаристы, продюсеры или социологи.
Мы считаем, что опрашиваемых можно разделить на два больших класса. Если они хорошо формулируют свои ответы, то, как правило, дают свои советы, как «следует показывать» фильм или как «следует переделать» радиопрограмму, чтобы возросла их эффективность. Они стремятся рассуждать как профессиональные критики или консультанты, но именно это нам и не нужно. Тактика интервью должна быть разработана таким образом, чтобы избежать таких установок «дать совет», возникающих у части опрашиваемых, и дать им возможность сообщить о своих непосредственных реакциях на пропаганду.
Для других людей, которые считают, что вообще трудно сообщить свою реакцию, была создана специальная методика интервью, которая помогает им сформулировать и передать свои переживания. В целом интервью направлено на пропагандистские материалы, которые должны быть исследованы. Замечания интервьюера не привлекают прямо внимание к определенным аспектам пропаганды. Они просто помогают опрашиваемым людям сообщить о том, что находится в центре их собственного внимания, и об их собственных реакциях на те детали, которые значительны для них. Позволим сравнение: интервьюер дает проблеск маяка, который в уме опрашиваемого освещает путь к фильму, радиопрограмме или опубликованным данным. Только после того, как опрашиваемый полностью сообщил о своей реакции на те аспекты пропаганды, которые он воспринял наиболее ярко, интервьюер завершает обсуждение проверкой своих собственных гипотез, происходящих из анализа содержания и которые Даже не рассматривались в интервью. Полностью интервью записано в стенограмме. Позднее возможен глубокий анализ именно тех аспектов пропаганды, которые вызвали определенный тип реакции.
В целом мы можем сказать, что направленное интервью можно оценить в соответствии со степенью достижения следующих целей:
1. Выявлены ли эффективные аспекты пропаганды, на которые реагирует аудитория.
2. Выявлен ли неоднозначный характер этих реакций на значительные детали.
3. Дана ли возможность проверить, будут ли действительно возникать те
реакции, которые мы ожидаем на основе анализа содержания.
4. Обнаружены ли полностью неожиданные ответы; то есть те ответы, ко
торые не предвидели ни сценаристы, ни мы при анализе содержания.
Хотя все эти цели интервью важны, именно последняя имеет особое практическое значение. Вспомним ранее приведенные нами примеры — брошюру, посвященную неграм, и радиобеседу про рентген. В этих примерах мы хотели показать, что без анализа содержания и анализа реакции, которые могут помочь пропагандисту, он иногда может не увидеть леса за деревьями. Далее мы должны предположить, что часто пропагандист не может увидеть шипы на розах. Если пропагандист хочет довести до нас мысль или создать определенное впечатление, он делает это с помощью слов, иллюстраций или других символов. Когда брошюра, пьеса, радиопрограмма или сценарий выходят в свет, аудитория понимает его так, как считает нужным. Есть история о миссионере, который указывал на стол и повторял слово «стол» до тех пор, пока неграмотная аудитория не смогла повторить это слово. Через некоторое время он пришел в уныние, узнав, что некоторые их неграмотных относят слово «стол» к дереву, поскольку они оба были коричневого цвета. Другие называли собак «столами», поскольку у них четыре ноги. Короче, каждый слушатель выбрал некоторый аспект в сложном объекте, который для миссионера был определен как целое словом «стол». В связи с этим полезно рассмотреть, насколько часто эффект от пропаганды бывает полностью непредвиденным.
Эффект «бумеранга»
Случай, который мы хотим рассмотреть, возник из ранее упомянутого исследования программы, посвященной здравоохранению. Правительство должно было поддерживать просветительские и пропагандистские функции, которые, предполагалось, направлены на поддержание морального духа во время войны, что имело большое значение. В послевоенный период американское население, имея
опыт общепризнанных мер правительственного надзора, могло оказаться более восприимчивым к заботе об общественном здравоохранении, питании и образовательной деятельности.
Вспомним пример, в котором представитель окружного медицинского общества беседовал на радио о рентгене. Он подчеркивал предосторожность, необходимую для предотвращения рентгеновского облучения; он указывал, что местная администрация защищает граждан с помощью системы лицензирования работы в области рентгена и с помощью проверки оборудования; он подчеркивал, что требуется специальное обучение, чтобы стать компетентным в этой области. Лектор, очевидно, стремился уберечь своих слушателей от рук шарлатанов, которые не были ни компетентными, ни честными. Профессионально рассказывая об этой проблеме, он, по-видимому, не осознавал, что слушатели не имеют достаточного опыта, сравнимого с его собственным. Он не обратил внимания, как будет воспринята эта проблема с точки зрения опыта его аудитории.
Хорошо известно из родственной области исследований, что слушатели не могут легко ассимилировать установки и информацию, если они не согласуются с накопленным ими опытом. Если бы врач описывал процедуры, применяемые шарлатанами для своих клиентов, или представлял данные по предполагаемому числу нелицензирован-ных обследований в этой области, его слушатели могли бы понять его взгляды и установки. Но поскольку он этого не сделал, он, по-видимому, стучал в открытую дверь.
Он говорил о получивших лицензии врачах, но недостаточно ясно. Он не сказал ни разу, что произойдет с вами, если в этой области работает человек, не имеющий лицензии.
В результате слушатели начали сомневаться в важности, а иногда и в реальности этой проблемы. Он говорил на самом деле в психологической пустоте, которую слушатели так или иначе образовали. Им говорили о сложности аппаратуры для рентгена, и они, получив эту новую информацию, использовали ее для собственного взгляда на проблему.
Я не считаю, что беспокойство оправдано. Не всякий может иметь рентгеновскую аппаратуру. «Дженерал электрик», вероятно, не станет продавать оборудование любому, не имеющему лицензии.
Я не могу понять, как любой человек, не имеющий лицензии, отважится купить такое дорогое оборудование ценой около 1Г 000 долларов, только для того, чтобы на следующий день его поймали те, кто обнаружит, что у него отсутствует лицензия.
Вероятно, стремясь опровергнуть такое мнение, лектор начал превозносить достоинства специалистов в общих выражениях. Анализ содержания выявил 63 упоминания в 14-минутной программе понятий «авторитет», «лицензия» и «специализация». Поскольку беседа подняла вопросы, которые не удалось прояснить, она привела к эффекту «бумеранга». Слушатели беспокоились чем дальше, тем больше и в результате стали сомневаться в самом эксперте по рентгену.
Существует достаточно много случаев, когда человек, имеющий лицензию, не мог использовать рентген достаточно правильно.
У вас могут быть водительские права, но это не доказывает, что вы умеете водить. Точно так же люди могут получить лицензию, что не доказывает, что они компетентны.
Программа подчеркивала ценность соответствующего обучения специалистов-рентгенологов. Но ошибочно допускалось, что слушатели имеют склад ума, при котором неизбежно отождествят лицензию с соответствующими навыками. Следовательно, вся убедительность лектора привела сначала к беспокойству, затем к сомнению и, в конце концов, к недоверию.
Значит, при определенных обстоятельствах люди реагируют на пропаганду противоположным образом, чем тот, который предполагал автор. В ходе наших исследований мы обнаружили различные разновидности таких «бумерангов», некоторые из них можно упомянуть здесь. Предшествующий «бумеранг» («специалист») иллюстрирует широко известную разновидность: он возникает из-за ошибочной психологической оценки умонастроения аудитории. Пропаганда не вызовет ожидаемую реакцию, если ее содержание не соответствует психологическим потребностям аудитории. Следовательно, необходимо получить большее количество информации о преобладающих установках и чувствах населения, если мы не хотим, чтобы пропаганда не спровоцировала такой «бумеранг». Для подробного анализа пропаганды можно использовать хорошо известные типы опросов общественного мнения и другие массовые обследования.