Навигация и наука
Еще одной проблемой судоходства в этот период было определение времени приливов и отливов. Как указывал Флемстид в примечании, приложенном к первой составленной им таблице приливов и отливов, ошибка в расписаниях их наступления достигала прибли-
48 «A Theory of the Variation of the Magnetical Compass», Phil, Trans., 1683, Vol. 13, p. 208—221. См. также дополнение: ibid., 1693, Vol. 17, p. 563—578. — Примеч. автора.
зительно двух часов; а потому научная коррекция этих данных была насущной необходимостью как для Королевского военно-морского флота, так и для навигаторов вообще49. Соответственно, время от времени он исправлял несколько таблиц приливов и отливов, составленных для портов не только Англии, но также Франции и Голландии. Эта работа была продолжением того интереса к созданию теории приливов и отливов, который подчеркивался Королевским Обществом с самого его зарождения. Первый том «Transactions» содержал несколько статей, в которых излагались наблюдения времени наступления приливов в разных портах. Свою лепту в изучение этой проблемы внесли Бойль, Сэмюэл Коулпресс, Джозеф Чилдрей, Галлей, Генри Поул и прежде всего Джон Уоллис.
|
|
Ньютон воспринял эту задачу как дополнительное основание для верификации общего закона тяготения, и, как отмечает Томсон, «его теория приливов одинаково примечательна как своей проницательностью, так и важностью для навигации». В этой теории объяснялись самые очевидные аспекты приливов и отливов: разница между весенними половодьями и квадратурными приливами, утренними и вечерними приливами и отливами, влияние лунного и солнечного склонения и параллакса, а также приливы и отливы в отдельных местах. Для проверки расчетов использовались наблюдения Галлея, Коулпресса и других50. Галлей, пытавшийся, как всегда, устроить бракосочетание теории и практики, не замедлил сообщить лорду верховному адмиралу об «общей пользе для всего судоходства», которую можно почерпнуть из этих исследований51. Однако до тех пор, пока не появились работы Эйлера, Бернулли, д'Аламбера, а позднее также Лапласа, Леб-бока и Эйри, эту теорию нельзя было применить с достаточной степенью точности, которая бы обещала возможность использовать ее на практике. Здесь опять-таки можно провести связь между научными интересами — в данном случае изучением столь эзотерического предмета, как теория тяготения, — и экономическими запросами.
Еще одной проблемой, имевшей серьезное значение для мореходных дел, было истощение лесных ресурсов, дошедшее до того, что со временем пришлось использовать в строительстве кораблей невысу-шенную древесину. Запасы древесины относительно оскудели как по причине применения ее в качестве топлива, так и в силу быстрого ее потребления в морских войнах и реконструкции Лондона. Топлив-
|
|
49 Phil. Trans., 1683, Vol. 13, p. 10—15; более поздние таблицы см. в: ibid., 1684,
Vol. 14, p. 458, 821; 1685, Vol. 15, p. 1226; 1686, Vol. 16, p. 232, 428. - Примеч. автора.
50 Principia malhematica (London, 1713; второе издание), Bk. Ill, Prop. XXIV, XXXVI,
XXXVII. — Примеч. автора.
51 Correspondence, p. 116. — Примеч. автора.
ная проблема частично была решена с помощью применения угля в разных отраслях промышленности, таких, как латунное и медное литье, пивоварение, красильное дело и скобяное ремесло, хотя в производстве железа он еще не использовался. Истощение запасов леса поставило судостроение под такую угрозу, что представители Королевского военно-морского флота обратились в Общество за предложениями относительно «улучшения и приумножения запасов леса». Эвелин, Годдард, Меррет, Уинтроп, Энт и Уиллоби вложили в решение этой проблемы свои ботанические познания; их статьи вошли в знаменитый труд Эвелина «Лес». Отнюдь не в стороне от таких насущных практических потребностей стоит, следовательно, и тот факт, что одной из «главных деятельностей» Общества стало «лесоводство». Кроме того, говорит Спрэт, члены Общества «тратили много времени на изучение Устройства кораблей, форм Парусов, очертаний Килей, сортов Древесины, разведения Пихт, повышения качества Дегтя, Смолы и Корабельных Снастей»52. Это привело не только к изучению лесоводства и смежным ботаническим изысканиям, но и к исследованиям в области механики, гидростатики и гидродинамики. Ибо, как отмечал Ньютон в своих письмах к Хоузу, решение таких проблем, как определение напряжения канатов и древесины, силы ветров и приливных течений, а также сопротивления жидкостей погруженным телам различных форм, принесло бы огромную пользу мореходу.
Более того, если сравнить оснащение военного корабля, описанное в начале века сэром Уолтером Рэли в «Заметках о военно-морском флоте», с типами исследований, проводимых Обществом, то становится очевидно, что все основные проблемы стали предметом научного изучения. Рэли называет 6 желательных качеств боевого корабля: крепкий каркас, быстроходность, прочный набор корпуса, способность палить из пушек при любой погоде, способность легко держаться на воде во время шторма и остойчивость. Ученые того времени пытались придумать способы удовлетворения всех этих требований. Во многих случаях это приводило их к решению производных проблем «чистой науки» — с перспективой дальнейшего применения их знания для решения этих задач. Так, Годдард, Петти и Рен изучали методы кораблестроения с целью совершенствования существующих процедур. Гуку Общество поручило определить самый «прочный набор корпуса» путем проверки сопротивления «одних и тех же пород дерева — разного возраста, выросших в разных местах и срубленных в разные времена года»53. Гук (иногда в сотрудничестве с Бойлем) про-
52 Sprat, op. cit., p. 150. — Примеч. автора.
53 Birch, op. cit., Vol. I, p. 460. — Примеч. автора.
вел многочисленные эксперименты по «испытанию прочности древесины», а также сплетенных и расплетенных канатов. В то время, когда эти эксперименты были в самом разгаре, Гук пришел к открытию закона, который теперь носит его имя (ut tensio sic vis).
Для открытия способов повышения быстроходности кораблей надо изучить движение тел в сопротивляющейся среде, а это одна из основных задач гидродинамики54. Соответственно Морей, Годдард, Броункер, Бойль, Рен и Петти занялись этой проблемой55. В данном случае наличествует явная связь между технической задачей и соответствующими «чисто научными» изысканиями. Петти писал, что «оснащение Двудонного [судна] неистово преследует меня», как раз тогда, когда проводил эксперименты в области гидродинамики с целью определения скорости «плывущих тел». Общая связь устанавливается Спрэтом в описании методов, используемых Обществом:
|
|
[Есть] несколько способов нахождения скорости плывущих Тел, обладающих разными Формами и движимых с разной силой, а также проверки того, какие Формы наименее способны быть опрокинутыми, с целью создания истинной теории Форм Кораблей и Ботов для всевозможного рода пользы56.
Кристофер Рен, которого Ньютон считал одним из «величайших Геометров нашего времени», тоже исследовал законы гидродинамики именно ввиду их возможной пользы для улучшения ходовых качеств судов57. Ньютон же, сформулировав теорему о зависимости сопротив-
54 Ср.: Hessen, op. с/7., р. 158—159. — Примеч. автора.
55 The Petty-Southwell Correspondence, ей. by the Marquis of Lansdowne (London, 1928),
p. 117; Birch, op. cit., Vol. I, p. 87. — Примеч. автора.
56 Sprat, op. cit., p. 250. См. письмо Гука к Бойлю в: Boyle, Works, Vol. V, p. 537. —
Примеч. автора.
"«Среди Проблем Навигации, вполне достойных того, чтобы их разрешить, есть Вопрос, касающийся того, к каким Механическим силам можно свести Плавание (особенно против ветра); он [Рен] показал, что это Клин. И продемонстрировал, как малейшее действие Силы на наклонную Плоскость вызывает движение Плоскости в сторону супротив первого Двигателя. Еще он сделал Инструмент, который Механически производил то же следствие, и показал причину Плавания при всех Ветрах.
Он показал, что Геометрическая Механика Гребли есть Направленное движение, опирающееся на движущуюся или неподвижную Точку Опоры. С этой целью он сделал Инструменты, дабы найти, насколько продвигается Тело в направлении препятствия Движению в Жидкой Среде и какая степень помехи какой степенью продвижения создается: все это наряду с прочими вещами, служащими необходимыми Элементами, закладывающими основы Геометрии Движения под Парусом, Плавания, Гребли, Полета и Строения Кораблей». Sprat, op. cit., p. 316. Опять мы видим, как непосредственная техническая задача приводит науку к изучению вытекающих из нее проблем. — Примеч. автора.
|
|
ления жидкой среды от формы движущегося в ней тела, тут же добавляет: «и это утверждение, как я полагаю, может быть полезно в строительстве кораблей»58.
Королевское Общество сохраняло устойчивый интерес ко всяким подводным приспособлениям: от водолазного колокола до предложенной Гуком полноценной субмарины, которая бы двигалась так же быстро, как гуари по Темзе. Комиссия по водолазному делу приняла к рассмотрению свинцовые «водолазные ящики» и «водолазный колокол» Галлея, которые были испытаны в Темзе и — к большему удовольствию для зрителей, нежели для самого водолаза — в большой бадье, установленной на одном из его еженедельных собраний. Уилкинс особенно подчеркивал возможность и преимущества подводного мореплавания, которое принесло бы несомненную пользу в военном деле, было бы избавлено от неопределенности приливов и отливов и могло быть использовано для спасения затонувших сокровищ59. Гук многие свои эксперименты с дыханием связывал с техническими проблемами, вытекающими из этих усилий.
Уилкинс предложил вниманию Общества «зонтичный якорь», средство «придания устойчивости судну во время шторма». Рен предложил «удобный способ использования артиллерии на борту корабля», а Гал-лей, указывая нато^ что Англия «должна быть хозяином в Море и превосходить в морском могуществе любого соседа», описал метод, позволяющий кораблю нести на борту пушки в плохую погоду60. Петти, наивно надеясь «осуществить усовершенствование судов на основе новых принципов», построил несколько двудонных ботов, которыми Общество было очень довольно. К несчастью, самая амбициозная его затея, корабль «Святой Михаил Архангел», потерпела прискорбную неудачу, что привело его к заключению, что и судьба, и король против него.
ss Principia mathematica, Bk. II, Sect. VII, Prop. XXXIV, Scholium. Насколько я знаю, в данной связи эту ремарку Ньютона еще никто до сих пор не упоминал. Она гласит: «Quam quidem proposilionem in construendis Navibus non inutilem futuram esse censeo». — Примеч. автора.
59 John Wilkins, Mathematical Magick (London, 1707; 5th edition), Ch. 5. Еще в 1551
г. Тарталья предложил довольно эффективный способ подъема затонувших кораблей
на поверхность воды. Было выдано, по крайней мере с 1631 г., несколько патентов на
«водолазные приспособления». С помощью одного из таких приспособлений и, как
добавляет Андерсон, «счастливой удачи» сэр Уильям Фипс «выудил на поверхность»
около 200000 фунтов стерлингов с шести кораблей испанского флота, потопленных в
Вест-Индии. См.: Origin of Commerce, Vol. Ill, p. 73. Гук и Галлей, а также некоторые
другие ученые откликнулись на этот успех новыми приспособлениями для извлече
ния сокровищ из морских глубин. — Примеч. автора.
60 Wren, Parentalia, p. 240; Correspondence... ofHalley, p. 265. — Примеч. автора.
Время от времени Общество возвращалось к обсуждению способов предохранения кораблей «от червей», проблеме, доставлявшей массу хлопот как представителям Королевского военно-морского флота, так и частным судовладельцам. Ньютон оставил свидетельство своего интереса к этой не дающей покоя проблеме, обратившись к Астону с просьбой разузнать, «нет ли у голландцев каких-либо хитростей для убе-режения своих кораблей от полного поедания червями». Эти дискуссии не увенчались, однако, сколь-нибудь ощутимыми результатами.
Итак, в целом можно сказать, что ученые семнадцатого столетия, от неутомимого виртуоза Петти до непревзойденного Ньютона, определенно сосредоточивали свое внимание на технических задачах, настоятельность которых была продиктована проблемами навигации, и вытекавших из них научных изысканиях. Последнюю категорию отграничить довольно трудно. Хотя действительно можно проследить прямую связь многих научных исследований с техническими требованиями, в равной степени очевидным представляется и то, что некоторые из этих исследований были логическим продолжением предшествующего развития науки. Однако в свете того, что говорили о практических импликациях своих изысканий сами ученые, не подлежит сомнению, что практические проблемы оказывали на них ощутимое направляющее влияние. Даже такая «чистейшая» из дисциплин, как математика, представляла для Ньютона наибольший интерес тогда, когда разрабатывалась ради решения конкретных физических проблем61.
Некоторое внимание уделялось также и сухопутному транспорту, хотя в меньшей степени, чем морскому, возможно, ввиду большей экономической значимости последнего. Увеличение объема сухопутных перевозок требовало значительных усовершенствований. Такие усовершенствования, как говорил Дефо, оказывают «большую помощь Негоции и способствуют развитию универсального Сообщения, без которого не могла бы осуществляться наша Внутренняя Торговля»62. Странствующие купцы, которые могли перевозить до тысячи фунтов сукна, опутали своей торговлей всю Англию63 и требовали усовершенствованных средств передвижения. Из-за «великого возрастания числа телег, повозок и проч., вызванного общим возрастанием нашей коммерции», говорит Адам Андерсон, король
61 Е.А. Burtt, The Metaphysical Foundations of Modern Physical Science, p. 210. — При
меч. автора.
62 Dfaniel] D[efoe], Essays upon Several Projects (London, 1702), p. 73 и дальше. —
Примеч. автора.
63 Daniel Defoe, Tour of Great Britain (London, 1727), Vol. Ill, p. 119-120. - При
меч. автора.
(несколько оптимистично, несомненно) распорядился в 1662 г., чтобы все общественные дороги были расширены до восьми ярдов. Что характерно, ученые того времени тоже пытались решать эти технические проблемы. Петти, с его острым интересом к экономическим делам, изобрел несколько легких колясок, которые, как он гарантировал, были способны «преодолевать горы, обрывы и извилистые дороги»64. Рен попытался усовершенствовать кареты для большего их «удобства, прочности и легкости» и, подобно Гуку, изобрел «путемер» для измерения расстояния, пройденного экипажем65. Уилкинс — возможно, последовав примеру Стевина, который предложил такое же изобретение полувеком раньше — описал «парусную Повозку, которая может двигаться по Суше без Лошадей, подгоняемая Ветром, подобно кораблю в Море»66. Аналогичным образом, Общество поручило Гуку, по его просьбе, провести «эксперимент по сухопутной перевозке и быстрой передаче известий»67. Такие усилия свидетельствуют о попытках ученых внести технологическую лепту в деловое предпринимательство, в данных же конкретных случаях — оказать содействие возможному расширению рынков, которое является одним из первоочередных требований зарождающегося капитализма.
Степень экономического влияния
В некотором смысле, все предыдущее обсуждение дает не более чем иллюстративный материал для связей, которые мы прослеживали. Еще остается определить, в какой степени были действенными социально-экономические влияния. Протоколы собраний Королевского Общества, приводимые в «Истории Королевского Общества» Берча, закладывают одну из основ для такого исследования. Допустимая, хотя в некоторых очевидных аспектах неадекватная, процедура состоит в классификации и табулировании исследований, обсуждавшихся на этих собраниях, в сочетании с анализом того контекста,
64 Petty-Southwell Correspondence, p. 41, 51, 125. «И кажется мне [пишет Петти], что эта повозка может обеспечить перевозку товаров между Честером и Лондоном менее чем за треть фунта». Со всей подобающей честностью Петти признает, что это «Средство не застраховано от опрокидывания», но при этом утешительно добавляет, что «ежели оно вдруг и опрокинется (пусть даже на груду камней), не вижу возможности, чтобы Ездок мог как-то от этого пострадать». — Примеч. автора.
45 Parentalia, p. 199, 217, 240. — Примеч. автора.
"Wilkins, op. cit., Bk. II, Ch. 2. — Примеч. автора.
67 Birch, op. cit., Vol. I, p. 379, 385; Hooke, Diary, p. 418. За трехлетний период эта тема обсуждалась примерно на пятнадцати собраниях общества. — Примеч. автора.
в котором принимались во внимание различные проблемы. Это должно дать некоторую основу для определения приблизительной степени воздействия внешних факторов на науку.
Возьмем собрания, проводившиеся в 1661, 1662, 1686 и 1687 гг. Нет никаких причин предполагать, что они не были собраниями, типичными для изучаемого периода в целом. Используемая здесь классификация опирается скорее на эмпирические, нежели логические критерии. Отдельные единицы классифицировались как «прямо связанные» с социально-экономическими потребностями, когда индивид, проводивший исследование, открыто указывал на такого рода связь или когда непосредственное обсуждение исследования свидетельствовало о первоочередной оценке такой связи. Единицы, классифицируемые как «косвенно связанные», охватывают собой исследования, которые имели прозрачную связь с текущими практическими потребностями, видную из контекста, но не связывались с ними столь же определенно самими исследователями. Исследования, не представлявшие никаких связей такого рода, классифицировались как «чистая наука». К этой категории были отнесены многие единицы, которые имеют (для нынешнего наблюдателя) вполне понятную связь с практическими нуждами, но не рассматривались эксплицитно как таковые в семнадцатом веке. Например, исследования в области метеорологии вполне можно связать с практической желательностью прогнозирования погоды, но когда эти исследования не связывались эксплицитно с конкретными практическими проблемами, мы классифицировали их как чистую науку. Точно также значительная часть исследований в области анатомии и физиологии представляла несомненную ценность для медицины и хирургии, однако при классификации этих единиц использовались те же критерии. Следовательно, если в этой классификации и есть какая-либо погрешность, то, вероятно, лишь в сторону переоценки масштабов «чистой науки».
Каждое обсуждавшееся исследование «учитывалось» в качестве одной «единицы». Эта процедура, безусловно, дает лишь очень приблизительную оценку степени внешнего влияния на выбор тем научного исследования, но если большая точность невозможна, приходится временно довольствоваться меньшей. Результаты, подытоженные в нижеприведенной таблице, могут дать лишь общее представление об относительной степени тех влияний, которые мы проследили в большом числе конкретных случаев68.
68 Более полное рассмотрение применяемой здесь процедуры и детальную классификацию категорий см. в моей работе «Наука, технология и общество в Англии семнадцатого столетия», глава 10. В Приложении А приводятся примеры единиц, распределенных по разным категориям. — Примеч. автора.
Из этой таблицы видно, что меньше половины (41,3%) исследований, проведенных в течение взятых четырех годов, могут быть классифицированы как «чистая наука». Если добавить сюда единицы, которые были лишь косвенно связаны с практическими потребностями, то получится, что около 70 процентов исследований не имели явного практического применения. Поскольку эти цифры представляют собой не более чем грубое приближение, то в качестве обобщения полученных результатов можно сказать, что от 40 до 70 процентов исследований попадали в категорию чистой науки и, соответственно, от 30 до 60 процентов исследований находились под влиянием практических потребностей.
Опять же если рассмотреть только исследования, напрямую связанные с практическими потребностями, то оказывается, что больше всего внимания привлекали к себе проблемы морского транспорта. Это согласуется с нашим впечатлением, что ученые того времени в полной мере сознавали проблемы, поднимаемые островным положением Англии — проблемы как военного, так и коммерческого характера, — и с энтузиазмом брались за их разрешение69. Почти столь же значительным было и влияние военных потребностей- На это столетие выпало не только около пятидесяти лет реального военного противостояния, но и две великие революции в английской истории. Проблемы военного характера наложили свой отпечаток на культуру этого периода, в том числе на научное развитие.
Как можно увидеть из исследований Нефа и других экономических историков, аналогичное ощутимое влияние оказала угледобыча, достигшая в этот период весьма заметного развития. В данном случае большая часть научных исследований (если вообще можно отделить их от технологических) приходилась на минералогию и металлургию и была нацелена на открытие новых полезных руд и новых способов извлечения металлов из руды.
Не будет лишним заметить, что в последние два года, учитываемые в этом резюме, наблюдалось возрастание доли исследований в области чистой науки. За возможным объяснением далеко ходить не надо. Видимо, поначалу члены Общества были озабочены оправданием своей деятельности (перед Короной и общественностью) с
69 См., например, замечание Эдмонда Галлея: «То, что Жители Острова или любого иного Государства, которое бы встало на защиту Острова, должны быть хозяевами Моря и превосходить в морском могуществе любого соседа, который сочтет уместным на него напасть, — это, полагаю, не нуждается ни в каких дополнительных аргументах». Это слова из его статьи, прочитанной на заседании Королевского Общества и воспроизведенной в: Correspondence... ofHalley, p. 164—165. — Примеч. автора.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВЛИЯНИЯ НА ВЫБОР НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЛЕНАМИ
ЛОНДОНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА,
1661-1662 И 1686-1687 гг.
Всего за четыре года | ||||||
Число исследований | В процентах | |||||
Чистая наука | 41,3 | |||||
Наука, связанная с социально-экономическими потребностями | 58,7 | |||||
Морской транспорт | 16,0 | |||||
Прямо связана | 8,6 | |||||
Косвенно связана | 7,4 | |||||
Угледобыча | 20,6 | |||||
Прямо связана | 3,1 | |||||
Косвенно связана | 17,5 | |||||
Военная технология | 10,8 | |||||
Прямо связана | 7,2 | |||||
Косвенно связана | 3,6 | |||||
Текстильная промышленность | 3,2 | |||||
Общая технология и земледелие | 8,1 | |||||
ИТОГО | 100,0 |
помощью максимально быстрого получения практических результатов; отсюда и заметная на первых порах ориентация на практические проблемы. Кроме того, многие из проблем, которые первоначально исследовались целенаправленно в силу их утилитарной значимости, позднее могли исследоваться уже без осознания их практических импликаций. На основе критериев, принятых в этой компиляции (возможно, и пристрастных), некоторые из последних
исследований произвольно классифицировались бы в качестве чистой науки.
Исходя из проведенного исследования, представляется оправданным утверждать, что круг проблем, изучаемых английскими учеными XVII века, находился под ощутимым влиянием социально-экономической структуры того времени.
Содержание
Предисловие к дополненному изданию 1968 г........................ 7
Предисловие к исправленному изданию 1957 г..................... 11
Благодарности......................................................................... 13
ЧАСТЬ I. О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
I. ОБ ИСТОРИИ И СИСТЕМАТИКЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ........................................ 19
Упрощенное понимание единства истории
и систематики.................................................................. 20
Научно-теоретические публикации в социологии............. 22
Преемственность и прерывность в социологической теории.... 27 Шпенглер и Данилевский: от предоткрытия до предвидения...48 Маркс — Энгельс и их предшественники: от выискивания
предвосхищений к предвидению....................................... 48
Гуманитарный и естественнонаучный аспекты социологии 50
Эрудиция и оригинальность................................................ 54
Функции классической теории............................................ 59
II. О СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ СРЕДНЕГО УРОВНЯ... 64
Универсальные системы социологической теории........... 71
Утилитарная потребность в универсальных
социологических системах............................................. 76
Универсальные теоретические системы и
теории среднего уровня.........................."........................ 78
Полярные отзывы о теорих среднего уровня.................... 81
Процесс поляризации.......................................................... 81
Согласие с установкой теории среднего уровня................ 84
Неприятие теории среднего уровня.................................... 93
Резюме и ретроспектива...................................................... 99
Парадигмы: кодификация социологической теории........ 100
III. ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ............................... 105
Задача кодификации функционального анализа
в социологии.................................................................. 105
Терминология функционального анализа......................... 106
Один термин, разные понятия............................................ 106
Одно понятие, разные термины......................................... 110
Преобладающие постулаты
в функциональном анализе........................................... 113
Постулат функционал ьного единства общества................ 113
Постулат универсального функционализма......................... 119
Постулат обязательности............................................... 122
Функциональный анализ как идеология........................... 127
Функциональный анализ как консервативная идеология........ 127
Функциональный анализ как радикальная идеология.............. 129
Идеология и функциональный анализ религии....................... 134
Логика функционального анализа..................................... 139
Преобладание функциональной ориентации........................ 139
Парадигма функционального анализа в социологии....... 144
Цели парадигмы............................................................... 151
Объекты, подвергаемые функциональному анализу....... 152
Явные и латентные функции.............................................. 158
Эвристические цели данного различения............................. 162
Модель престижного потребления.................................... 168