Типы полит процессов

1. Локальный

2. Региональный

3. Глобальный.

Данная классификация — пространственно -временное измерение.

1. внутрисистемный

2. переходный (транзитный).

Классификация по отношению к С институтов и норм, образующих рамки любого процесса.

Процессы внутрисистемного типа разворачиваются в таком пространстве, где четко определены институты и правила игры.

Транзитный тип — полит процесс в странах находящихся в переходном положении — смена власти, изменение полит институтов...

1. стабильный

2. кризисный.

Данная классификация — реформа или революция используются в полит процессе.

1. легальный

2. нелегальный (теневой).

Критерий определения — правила полит игры, границы дозволенного и недозволенного.

1. закрытый

2. открытый.

Закрытые полит процессы — тип изменений, который может быть однозначно в рамках критерия хорошо-плохо. Открытые процессы — тип изменения, который не позволяет предположить, какой негативный или позитивный для S результат воздействия.

Структуры и акторы полит процесса.

Структура полит процесса мб описана с помощью анализа взаимодействия различных полит акторов и посредством выявления динамики процесса (основные фазы полит процесса...). Большое значение имеют факторы, влияющие на полит процесс. So, структура полит процесса — совокупность взаимодействий м/у факторами и их логической последовательности (сюжета полит процесса). Каждый отдельный полит процесс имеет свою структуру и свой собственный сюжет.

К параметрам полит процесса относят — акторов полит процесса, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамику, временные единицы измерения и факторы влияющие на полит процесс.

Основными акторами полит процесса явл полит С, полит инстит, организованные и неорганиз группы людей и индивиды.

Полит институты — воспроизводимая с течением t совокупность норм и правил и бла-бла.

Основной актор — гос-во. Гражд общ, ПП и т.д.

При анализе полит процесса следует учитывать хар-р взаимодействия м\у S. Основные формы взаимодействия — конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус.

Факторы полит процесса:

1. внутренние — хар-ка акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и сюжет полит процесса.

2. внешние — среда и ее условия, правила и условия полит игры, внешнеполитические события.

Большинство взаимодействий акторов касается осуществляется полит власти, поэтому вели значимость процесса принятия и реализ полит решений.

Стадии полит процесса.

1. инициирование политики.

2. Формулирование политики.

3. Реализация политики

4. оценка политики.

1*. Это стадия, на которой осознаются важные вопросы, которые определяются, как проблемы и начинается поиск путей к решений проблемы.

Анализировать эту стадию сложно, т.к. новая полит идея может возникнуть в любом сегменте ПС. Она может идти сверху или снизу. На этой стадии велика роль общ мнения, эти устремления часто остаются аморфными.

2*. Как только появилась новая идея, начинается основательный процесс выработки полит программы. Это центральная стадия полит процесса, он предполагает не только перевод абстрактных идеи в четкие формулы, но и, возможно, полный пересмотр изначальных соображений.

Согласно американским ученым, сущ несколько фаз в формулировании политики:

· решение о способах решения, т.е. выбор механизмов, на основе которых пойдет дальнейший процесс.

· Более точное определение проблемы — пересмотреть с учетом механизмов.

· Постановка целей и выстраивание приоритетов.

Ключевым в этой стадии явл анализ, оценки вариантов решение вопроса.

Данная стадия протекает по-разному в разных ПС. Согласно Ричардсону, она бывает: а) в зависимости от метода формулирования политики (консультации и директивы сверху); б) долгосрочное планирование или реакция на ход событий. Швецию и Японию он отнес к гос-ам, которые в полит процессе прибегают к консультациям и действуют на перспективу. Напротив, ПС США — пожарное реагирование на проблему. Велик — стиль политики меняется во времени.

Хар-ой чертой данной стадии явл то, что здесь сокращается число участников процесса. Для участия в этой стадии необходимы спец.знания. Если на предыдущей стадии присутствуют различное множество групп интересов, то на этой присутствуют в основном инсайдеры (приближенные к власти, политики...).

Существует концепция открытого правительства — доктрина, согласно которой все происходящее в гос-ве дб открыто для общества, в том числе для критики. Такое положение обеспечивается свободным обменом информации м\у гос органами и обществом (СМИ и т.д.). На практике этот принцип ограничен, т. к. часть информации подлежит закрытию в связи с секретностью и означает право общество знать ограничено. Данный принцип позволяет бороться с некомпетентностью, коррупцией и правительственным произволом, благоприятствует развитию гражд общества. Минус в том, что может негативно сказываться на полит процессе из-за постоянного и некомпетентного вмешательства населения, затрудняет принятие непопулярных, но необходимых решений.

3*. ранее к этой стадии не было интереса, так как предполагалось, что она проходит автоматически. Исследования в США показали, что результаты политики далеки от первоначальных намерений. Необходимо: 1- четко работающая адм С, 2- надежный контроль за исполнением решений. 3 — единообразие правил полит-адм С. 4 — высокая дисциплина исполнения, 5 — достаточное t для мобилизации адм ресурсов. 6- хорошая обратная коммуникация. Поскольку обеспечить совокупность всех параметров невозможно, поэтому м\у решением и исполнением всегда будет дистанция.

4*. полит процесс завершается фазой оценки соответствующей программы. На этой стадии принимаются решения о пересмотре, прекращении или продолжении программы. Процедура оценки м послужить началом нового цикла, где разрабатываются новые полит стратегии. К сожалению, правительство неохотно выделяют $ на эту фазу. К этой фазе хорошо подходят лищь те правительства, которые действуют на перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: