Приоритетные направления, проблемы и перспективы внешней политики РФ

Основа - Концепции внешней политики 2000 г. и развивающей, уточняющей ее положения Концепции 2008 г. некоторые подходы в Обзоре внешней политики 2007 г. Стратегические установки конкретизируются и уточняются в Посланиях Президента Федеральному Собранию.

Хронология разработки:

§ январь 1993 г. -Концепция внешней политики;

§ ноябрь 1993 г. - Основные положе­ния военной доктрины;

§ 1996 г. - Послание Президента ФС по национальной безопасности;

§ декабрь 1997 г. - пер­вая редакция Концепции национальной безопасности.

§ В 2000 г. утверждены новые редакции Концепции нацио­нальной безопасности, военной доктрины и Кон­цепции внешней политики.

§ в марте 2007 г. появился первый Обзор внешней политики Российской Федерации - новый документ в области внешнеполитического планирования.

§ В июле 2008 г. Пре­зидентом РФ Д.А. Медведевым была принята новая Концепция внешней политики. В конце августа им также были выдвинуты «пять принципов», конкретизирующих приоритеты российской внешней политики.

Ключевая роль во внешней политике – Президент. СФ и ГД «ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитиче­ского курса РФ и выполнению ее международ­ных обязательств». Совет безопасности России должен осуществ­лять «подготовку решений Президента Российской Федерации в об­ласти обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением». МИД РФ обязан вести работу по непосред­ственной реализации утвержденного Президентом внешнеполитиче­ского курса, осуществлять координацию внешнеполитической дея­тельности федеральных органов исп власти.

Основные приоритеты в соответствии с Концепцией внешней политики 2008 г:

• обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авто­ритетных позиций в мировом сообществе.

• создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь разви­тия, повышения уровня жизни населения и т.д.

• воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, верховенство международного права

• формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами

• поиск согласия и совпадающих интересов с другими государ­ствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России

• всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

• содействие объективному восприятию РФ в мире как демократического государства с социально ориен­тированной рыночной экономикой и независимой внешней по­литикой;

• поддержка и популяризация в иностранных государствах рус­ского языка и культуры народов России

На практике в 2000-2008 гг. отношениям с США уделялось го­раздо больше внимания, чем явствует из расстановки приоритетов, сохранившейся и в Обзоре внешней политики. Сам внешнеполитический курс выстраивался исходя из отношения к наиболее влиятельному полюсу, о чем свидетельст­вуют преамбулы обоих документов, изобилующие прямыми и кос­венными указаниями на особую роль США в современном мире. В 2001-2003 гг., до вторжения США в Ирак, Россия и США могли рассматриваться как основные стратегические партнеры в рамках антитеррористической коалиции.

Рос- амер отношения необходимо поддерживать в рамках партнерства, соглашения о СНВ. Проблема вопрос с постсовет гос-ами. Особая роль Большой Восьмерки.

Региональные приоритеты. Особая роль СНГ. Проблема Грузия, Укр. Углубление отноше с Белорус и Казахстаном, Тадж, Узб, Кирг, Туркмения.

В Европе – сотрудничество с ЕС, но Польша - противник.

В русле многополярного мира – перспективно сотрудничесвто с АТР. Торг – эк сотруд с КНР и Индией. ШОС, АТЭС, АСЕАН

В Африке мы ограничены. Сотрудничество с ЛА.

25. Этнополитический процесс: определение, субъекты,формы участия. Этнополитические конфликты в России.

26. Национальные интересы. Понятие. Виды. Национальная безопасность. Понятие. Критерии. Основные направления безопасности в современной России.

Нац интересы – совокупность причинно-обусловленных потребностей и неотъемлемых ценностей, исторически сложившихся, объединенных соц-кул связями и организованной госуд соц общности.

Нац интересы складываются в ходе длительного исторического процесса, в котором взаимодействуют разнообразные частные интерес, по мере развития гражд об-ва возникает С «нация – гос-во», в рамках которой вырабатываются механизмы равновесия частных и гос-ых интересов.

В идеале: частные интересы + гос интересы = нац интересы.

При неразвитом гражд об-ве частные интересы заменяются интересами бюр машины.

Типологии нац. интересов:

· По направленности:

- внутренние (защита основ общ строя, созд условий для прогресса об-ва…)

- внешние (w-пол интересы, внеш – эк интересы, идеологические, международное сотрудничество, внешняя безопасность).

· По степени постоянства:

- постоянные (реализация которых необходима для стабильности, функционирования и развития страны)

- временные (возникают в результате реакции на некоторые внутрисистемные процессы или возд внешней среды – w, стихия, эк кризисы)

· По степени важности:

- жизненноважные (коренные) – от которых зависит сущ гос-ва.

- существенные (важные)

- периферийные (второстепенные)

· По сфере жизни:

- эк (устойчивое эк развитие, защита нац производства, поддержка ЕЭП)

- соц (достойный h жизни населения)

- дух (сохр и укрепление историч, дух ценностей об-ва)

- эколог

- правопор

· По h на котором провозглашаются:

- гос h (К, концепции, доктрины)

- негос h (Программы ПП, общ орг, СМИ)

· По основным методам реализации:

- мирные (дипломатия)

- силовые (угроза насилия или насилие)

Национальная безопасность - состояние нации, возникшее в результате деятельности различных соц S, направленное на нейтрализацию и полное устранение угроз и опасностей ее существования.

Виды:

- эколог

- эконом

- информац

- соц безопасн (охрана здоровья и т.д.)

- полит (состояние защищ ПС от внешних и внутренних угроз и опасностей)

Полит безопасность как форма деятельности ощущается на различных h управления различными полит S в центре, регионах или на местах (гос власть, СМИ, финн – пром группы, ПП и т.д.)

Основные показатели полит безопасности:

² Политическая стабильность. Устойчивость ПС об-ва к разнообразным опасностям и угрозам. Условия полит стабильности: поддержка курса власти со стороны об-ва; способность адм аппарата выполнять постав задачи; открытость власти.

² Терр целостность. Принцип неотъемлемости терр, неприкосновенность гос границ, интеграция АТЕ в рамках 1 гос-ва.

² Нац суверенитет. Самостоятельность гос-ва в реализации своих нац интересов. Верховенство гос власти над населением, прожив в границах опред терр; независимость гос-ва в международных делах, способность обеспечивать защиту от вмешательства во внутр дела. Данная категория соприкасается с категорией безопасности, которая рассматривается как способность гос-ва ограничить потенц ущерб, который ему могут нанести S мировой политики.

Основные политико – правовые доктрины:

- Концепция нац безопасноти РФ от 2001

- Стратегия нац безопасности до 2020 года (2009)

- стратегия эк развития страны.

27. Региональные финансовые ресурсы и их динамика.

Механизм перераспределения обычно работает таким образом, что часть средств подлежит централизации, а затем распределению между р, которые нуждаются в поддержке. В тоже время такая политика имеет ряд негативных эффектов известных из мировой практики:

1. Ловушка богатства. Недовольство богатых регионов, которые вынуждены кормить всю страну.

2. Региональный фаворитизм. Когда федеральная поддержка зависит не сколько от эк показателей сколько от лоббистских возможностей. И когда методика распределения средств не является прозрачной.

3. Региональная зависимость. Когда бедные регионы не имеют возможности для самостоятельного развития.

4. Выгоды от бедности. Когда бедным регионам может быть выгодна такая ситуация, поскольку крайняя бедность является гарантией федеральной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: