Финансовая зависимость региона от центра

Р использует политику бюджетного федерализма, смысл бюджетного федерализма заключается в распределении финансовых поступлений между h региональной структуры. Регионы, которые получают трансферты, принято называть реципиентами. Все остальные регионы доноры. В тоже время существует более строгое научное определение. Доноры – это регионы, которые поставляют в федеральный бюджет больше средств, чем которые получают из центра. Остальные регионы являются реципиентами. Финансовая помощь региона составляет значительную часть федерального бюджета. Она определяется в законе о бюджете в абсолютных показателях и растет вместе с ростом доходной части российского бюджета.

К числу финансово-зависимых регионов относятся большинство республик, что в сложившейся ситуации резко сокращает их полит. притязания (Особенно Сев.Кавказ. Рекордсменом долгое время являлась Ингушетия – более 80% фин.помощи, Около 80 % - Дагестан, более 70 % К-Б, Карачаево-Черкесия, С. Осетия. более 50 % - Калмыкия и Адыгея.)

Аналогичная ситуация характерна и для российских республик. (Тува более 80 %, Алтай 60 %, Бурятия 50 %, Мария Эл, 50 %, Мордовия 40-50 % и т.д.) Таким образом, большинство национальных автономий находится практически в полной финансовой зависимости от центра. Что касается русских регионов, то h финансовой зависимости в целом ниже. Однако есть группа регионов, в которых доля финансовой зависимости превышает 40-50 %, это Брянская, Ивановская, Костромская, Тамбовская, Псковская, Пензенская, Амурская, Магаданская, Камчатская об и Алтайский край.

Наряду с фондом финансовой поддержки в рамках федерального бюджета создаются и другие фонды через которые в регионы направляется помощь, обычно эта помощь имеет целевой характер. Перечисляемые в регионы средства, предназначенные на конкретные заранее определенные нужды, принято называть субвенциями. Наличие нескольких фондов позволяет центру обеспечивать реализацию на региональном h решений центра, связанных с проведением эк и соц реформ. В ряде случаев конкретное распределение средств между регионами остается прерогативой федерального правительства или проводится по итогам конкурсов.

Фонды, которые существуют помимо фонда на выравнивание регионов:

1. Фонд компенсации. Средства идут на субвенцию территорий, предназначенной для льготной оплаты ЖКХ для отдельной категории граждан.

2. Фонд софинансирование социальных расходов. Из этого фонда регионы получают средства, которые идут на социальную поддержку граждан, на различные субсидии и пособия.

3. Фонд регионального развития.

4. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

5. Федеральная адресная инвестиционная программа. В рамках этой программы регионы получают средства на финансирование конкретных О на своей территории.

6. Инвестиционный фонд (создан в 2006). Финансируются проекты регионов.

Таким образом, финансовая помощь регионам распределяется по двум направлениям:

· Выравнивание бюджетной обеспеченности.

· Целевое финансирование расходов. Кроме того существует финансирование конкретных региональных проектов. В том числе регионах, не являющиеся получателями дотаций.

Кроме того, сущ финн конкретных рег проектов, в том числе рег, которые не я вл дотационными (м, Татарстан, Башкирия).

Наряду с единым перераспределительным механизмом существует адресная финансовая помощь. Т.е. возможно существование федеральных целевых программ, принимаемых правительством и финансируемых из федерального бюджета. Пример – восстановление экономики Чеченской республики.

Кроме того в российской федерации используется другие формы адресной поддержки региона - индивидуальные финансовые отношения с центром, которые зафиксированы в договорах о разграничении полномочий и межправительственных соглашений:

1. Индивидуальные целевые статьи в федеральном бюджете для регионов и городов, пример – Чечня, Дагестан. В 2006 финансовая помощь 2 млрд. рублей представлена Красноярскому краю при объединении.

2. Финансовой компенсацией регионам, находящимся в особом положении. Н –р: компенсация тарифов на электроэнергию на Д/В.

3. Субвенции М за исполнением столичных функций (были отменены)

4. Субвенции и дотации на дорог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: