Согласно требованиям ПТЭ подвижной состав железных дорог должен быть оборудован автотормозами. Это значит, что в пути следования при разрыве тормозной магистрали (саморасцеп вагонов, разъединение тормозных рукавов, повреждение тормозной магистрали) происходит самоторможение разъединившихся частей поезда.
Рабочим элементом в автотормозах является воздух, находящийся в тормозной магистрали и других частях тормоза.
Пассажирские вагоны (поезда) оборудованы следующими видами тормозов:
1. Пневматический тормоз (ПТ).
2. Электропневматический тормоз (ЭПТ) – главный тормоз.
3. Ручной тормоз.
Управление ПТ и ЭПТ производит машинист.
Тормоз предназначен для снижения скорости подвижной единицы, поезда вплоть до остановки.
ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ:
1. служебное (может быть ступенчатым) - служит для снижения скорости поезда в пути следования. Нормальный выход штока поршня тормозного цилиндра при первой ступени 80-120мм.
2. полное служебное – торможение до полной остановки поезда. Нормальный выход штока поршня тормозного цилиндра 130-160мм
3. экстренное - служит для ускоренной остановки поезда в случаях, угрожающих безопасности движения.
Проводник вагона должен различать виды торможения для определенных действий в некоторых случаях (ст. 3.20 Инструкции).