Журналистская и медиаобразование

Начала журналистского образования связаны с Дж Пулитцером, именем которого названа престижная премия Он организовал 1912 г в Колумбийском университете первую журналистскую школу Описывая украинской традиций иции, В Здоровега свидетельствует, что с 1920-х гг первые кадры партийных журналистов готовились на базе Коммунистического института им Артема и Коммунистического института журналистики в Харькове После Второй сви товой войны журналистское образование переместилась в университеты, сначала в Киевский им Т Шевченко, а за год и Львовского им И. Франко, с той же партийной коммунистической направленности Несмотря на все недо лекарства, будущие журналисты все же оказывались в интеллектуальной ауре, получали достаточно глубокую, на то время, образование С методологической точки зрения, журналистское образование была хорошо структурирована и соответствующих ала всем требованиям коммунистической системтичної системи.

Нынешний посттоталитарный состояние журналистского образования не удовлетворяет украинский медиа Старая система была разрушена, а новая еще не создана Учебные заведения и редакции СМК существуют в определенной степени, в параллельных плоскостях, самодостаточно и независимо друг от друга Редакции преимущественно не надеются на выпускников украинских университетов и сами заботятся о подготовке и переподготовке собственных кад ров Однако уровень журналистского образования является важным индикатором состояния национальных медиа Пока проблемы профессионального образования в области медиа государство считает второстепенными или вообще оставляет их незамеченными Для того чтобы соответствовать современным западным стандартам, украинских журналистское образование требует решения таких первоочередных проблемоблем:

1 Преодоление общего филологической направленности Подобные акценты были оправданы в советские времена, так как в вузах была создана украиноязычная система подготовки журналистов Но в принципе журналист ТСК образование не является подразделением филологическиної.

2 Осознание того факта, что журналистика является ежедневной практической деятельностью, а не наукой

3 То, что в западной практике называется \"медиастудиямы\", имеет не заменять собой собственное журналистское обучения, а углублять его, опираясь на медиадослидження с преобладанием социологического компонентов клиента, которые в Украине почти не проводятсяя.

4 Необходимо изменить концептуальный взгляд на подготовку журналистов: им нужны не только знания, а также, в равной степени, умения и навыки

5 Согласно коренного реформирования требует система оценки знаний и умений

6 Организация учебного процесса должна происходить с созданием значительного англоязычной части, поскольку студенты должны пользоваться западными источниками и сравнивать продукцию украинского медиа из к лучшими зарубежными образцами.

7 следует наладить взаимовыгодное партнерство между редакциями СМК и учебными заведениями в том смысле, что медиа должны сформировать социальный запрос на того журналиста, которого они хотят видеть Унив верситетська образование преимущественно ориентируется на устаревшие схоластические образцы и впрямь не знает, кого она готовитує.

К позитивам можно отнести тот факт, что сегодня в Украине существует несколько различных систем подготовки журналистских кадров, а разнообразие подходов всегда приводит профессиональную конкуренцию Во-первых, это е факультеты и отделения журналистики в университетах Во-вторых, различные краткосрочные тренинги и курсы, организаторами которых выступают общественные организации В-третьих, повышение квалификации й \"на рабочем месте\" в редакциях СМК В-четвертых, это Могилянская школа журналистики, где сочетается практическое журналистское обучения с предоставлением магистерской степени Образцами организации учебного процесса здесь послужили британский и американский опыт ЕФедченко подчеркивает, что Могилянская школа журналистики принципиально отказалась от взгляда на профессию журналиста как на \"творчество\" Здесь мало зависит от вдохновения Больше ценится умение работать в команде, вкладываться в определенные сроки выполнения заданий, стабильность в ежедневной тяжелой работы, которая на первый взгляд обычной рутиной Также не существует нормированного рабочего времени - все время, которое уходит на выполнение задания - рабочие - робочий.

Есть Федченко подчеркивает важность обучения журналистов через практику Такое привлечение студента к производственному процессу важное по нескольким причинам Во-первых, оно дает навыки, которые впоследствии потребуются в ро Оботе Во-вторых, - возможность максимально приблизить условия обучения к условиям будущей профессии В-третьих, это означает, что вместе с получением диплома выпускник университета уже имеет собственное портфолио, с которым может прийти к работодателю Есть Федченко называет еще одну важную проблему - это наз первая работа При нынешних темпах развития медиарынка работодатели готовы брать любого, кто хотя бы приблизительно е дповидае общим требованиеим вимогам.

На Западе все наоборот Например, во Франции новые рабочие места в редакциях фактически не возникают, а из старых никто не хочет идти Конкурсы в престижные заведения журналистского образования - от 40-60 претенденте ей на место в лилльского школе до 100-200 - в Сорбонне В Британии на вакансию театрального критика в журнале \"Тит Out\" претендовало 1800 журналистов, а выпускники журналистских программ университетов годами работают бесплатно на Би-Би-Си, чтобы получить соответствующую запись в резюмюме.

Такая же сложная ситуация с первой работой и в сии ИЛ где работа для начинающих если и находится, то на маленьких и найнепрестижниших местных рынках Поэтому в интересах студентов от учебы взять все по максимуму, чтобы стать привлекательным для работодателя Кроме того, желание учиться подкрепляется еще одним серьезным стимулом: платой за обучение составляет как минимум несколько десятков тысяч евро на год Часто это не гранты, а банковские кредиты, которые потом придется возвращать Ведь образование - это не только диплом, а прежде знания и умения, что, наряду с информацией, является самым дорогим товаром в современном мирсвіті.

По В Кристи, в американской системе журналистского образования различают два вида оценки качества журналистского образования: assessment и evaluation Под первым понимают процесс аттестации - что именно студий енты получают во время обучения от учебных стратегий (в т ч задачи, деятельность на занятиях и тесты) и программных стратегий (включая выпускными интервью и дипломными работами) Assessment делай во упор на академической составляющей Это то, что, собственно, делают преподаватели, исследователи и администраторы Assessment рассматривается как определенный инструмент оценки для управления развитием людей и программ, отражает оценку пути профессионального роста студента в предлагаемой системе образования, показывает, какой мы хотим получить результат Сюда также входит миссия программы, которая вместе с сугубо профессиональными требованиями гаммы провозглашает необходимость оценки воспитания критически мыслящего человека и гражданина своей государств держави.

С другой стороны, evaluation призван выявить уровень профессионального опыта, который обеспечивается учебным процессом и учебным заведением Это оценка умения и навыков подготовить журналистский материал от планирования до выхода в эфир или публикации, использование программного обеспечения, оборудованием и т.п., а также наличия в учебном заведении надлежащего уровня преподавателей и необходимого о вания для развития этих навыков Такое различение между assessment и evaluation очень полезным с точки зрения их использования на различные уровни или типы подотчетности Подразумевается, что каждая школа журналов листикы (факультет или отделение) формируют собственный круг задач и перспектив, а следовательно - осознают, какими должны быть их выпускникики.

В фон Ларош дает информацию о журналистское образование в Германии Обучение здесь преимущественно краткосрочное (от 2 до 4 семестров) и, как правило, идет в дополнение к какой-то другой специальности Иногда спец циально изучается спортивная проблематика, экономика, германистика, педагогика, художественная критика, новые медиа - и журналистика есть профессиональные навыки усваиваются человеком, глубоко владеет знаниями еще в какой-то определенной области (кстати, так же, как в Могилянской школе журналистики) В Германии, пишет В фон Ларош, восемь путей ведут к журналистике через высшую школу Тот, кто хочет стать журналистом, м оже, може:

• получать образование по какому-то специальности и параллельно - журналистское образование;

• поступить в один из институтов, которые предлагают сопутствующие курсы по журналистике;

• изучать журналистику как вторая профессия или как дополнительный специальность (в зависимости от института ориентированность на практику будет разной);

• после завершения обучения по какому-то специальности можно закончить курсы повышенного уровня по журналистике или массовой коммуникации продолжительностью 2 или 4 семестра;

• непосредственно изучать журналистику и получить непосредственный диплом;

• выбрать ориентированные на практику другие типы полного образования, которые появились в 90-х годах и часто выступают под названием \"наука о медиа\" или \"наука о коммуникации\";

• как основной или дополнительный специальность изучать публицистику и коммуникацию, посещая при этом как можно больше курсов по журналистике;

• учиться в одной из высших школ или академий телевидения и киноискусства

Развитие журналистского образования в Украине имеет тесно связано с требованиями медийного рынка, который сам находится в процессе становления По словам Х-А Ферриса, ключевыми моментами новой журналистики ки появление новых медиа и адаптация к новым требованиям старых, интерактивность и мультимедийность, развитие новых ниш и новые модели медиабизнеса Вместе с тем, по его мнению, не существует новой или старой ж алистикы Победителем всегда получается профессиональная журналистика, ориентированная на запросы аудитории и новейшие технологические достижениянення.

Рассуждая о современной журналистское образование в Украине, В здо-ровега частности, обратил внимание на три вещи Во-первых, это инфантилизм первокурсников бакалавриата, их преимущественное неумение излагать мысли и умел отивованисть по выбранной специальности Ведь журналистика требует, кроме всего прочего, еще и наличия личного опыта человека Во-вторых, по его мнению, следует осуществить концептуальное разграничение образования Майбах тних журналистов и медиаменеджеров На Медиа Клубах также было осуществлено условное деление на журналистскую и медиаобразование В-третьих, журналистское образование должна быть мобильной и гибкой из-за особенностей пр офесии, необходимость быстрого реагирования на изменение рынка, обстоятельств, уровень технологического развития обществльства.

Итак, понимание медиаобразования должна быть концептуально отграниченное от журналистского образования Тогда как вторая сосредоточивается на проблемах профессии журналиста, первая может касаться широкого перечня специального ьность масс-медийной (масовокомуникативнои) отрасли, включая Медиаменеджмент Хотя существуют другие толкования Б Потятиник пишет, что в Северной Америке, где и родился термин Media Education, различают собственно журналистское образование (подготовка специалистов для работы в масс-медиа) и медиаобразование соответствии медиаобразование предусматривает работу с широким кругом лиц, в частности со школьной молодежью и родительской гром адськистю, которые, как правило, не имеют отношения к непосредственной редакционной работы есть она приближается к концепции широкой медиаграмот-ности Н Габор предлагает термин \"медиапросвита\", \"медиапросви т-водство \"Подобным образом понимают медиаобразование в Польше и России Концептуальная адаптация этих понятий в Украине требует широкой профессиональной дискуссии, которая поможет определиться в приоритетах развития меде и и массовых коммуникацийомунікацій.

Контрольные вопросы

1 которых правил нужно придерживаться, чтобы стать хорошим журналистом?

2 Назовите особенности жанра журналистского расследования

3 профессиональных стандарты новостной журналистики

4 Охарактеризуйте особенности правового статуса журналиста

5 Почему этика является частью журналистского профессионализма?

6 В чем заключается важность саморегуляции медиа?

7 Типового ошибки журналистов при публикации данных социологических исследований

8 Объясните значение терминов \"PR\" и \"спин\"

9 главной проблемы журналистского образования в Украине

Тема для дискуссии: Что такое общественный интерес?

Литература

Бекешкина И Опросы общественного мнения Пособие для журналистов и политиков - К, 2005

Богуш Д Украина и Россия: информационные войны ниже пояса

Ведерникова И Почему прокололись социологи?

1-7 апреля

Открытое письмо-требование журналистов Украины к Партии регионов

Указания продюсерам Би-Би-Си - К, 1998 Вуароль М Гид газетчика - К, 2003 Головенко Р Статус журналиста / /

Данькова Н журналистского образования помогут услышать запросы медиарынка

К дискуссии о журналистской этике - К, 2002

Этические основы работы журналиста: западный опыт - К, 2002

Жизнь по правилам становится нормой / /

Журналистская этика в Украине: выборы-2002 и взгляд в будущее Материалы конференции - К, 2002

Журналистское расследование - К (2004

Всеобщая декларация прав человека / /

Закон Украины \"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам обеспечения и беспрепятственной реализации права человека на свободу слова\" / / Ведомости Верховной Рады - 2003 - № 28

Основы редакционной политики информационных редакций Общественного (общественного) вещания Украины Проект / /

Средства массовой информации и мораль / / Глобальные вопросы - К, 2001 - Т 6 - № 1

Средства массовой информации: профессиональные стандарты, этика и нормы - К, 2006

Захаров Есть Нарушение свободы слова во время избирательной кампании 2006 г / /

Здоровега В Хочешь стать журналистом?

Здоровега В Обучение журналистов вчера, сегодня, завтра

Катион Р указания журналистам Ассошиэйтед Пресс - К, 2005

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод / /

Константинов А Журналистское расследование История метода и современная практика - СПб - М, 2003

Копатько Есть ли нам доверять?

Королько В Паблик Рилейшнз Научные основы, методика, практика - К, 2001

Кюнрих Е Свободная пресса всегда должна иметь ограничения

Мисьо M, Петрова И Законодательные основы деятельности СМИ в Украине - К, 2002

Механизмы защиты журналистов, которые проводят расследование Краткое руководство по материалам дискуссий, проведенных в региональных медиа-клубах - Черкассы, 2007

Москаленко А Теория журналистики - К, 2003

Ожеван М Русский PR в украинской парламентской кампании и почему он не сработал / /

Олейник Есть Евгений Федченко: \"Мы сразу абстрагировались от понимания журналистики как творчества\" / /

Остапа С Развития СМИ в Украине препятствует отсутствие правового образования журналистов / /

Паниотто В экзит-полл в Украине 2004 года: провал или успех?

Паниотто В Реабилитация социологов на парламентско выборах

Панина Н экзит-полл в Украине 2004 года: социология или политика?

Побережська А, Граут-Смит Т Профессиональный Кодекс заставляет редакторов британских газет нести личную ответственность за достоверность публикаций / /

Почепцов Г Спиндоктор, Который умеет \"лечить\" события - М, 1999

редакции установки Би-Би-Си Для редакторов выпусков новостей и информационных программ - К, 2005

Титиш Г Спин как метод манипуляции СМК: украинский и американский опыт - К, 2006

Федченко Есть Чего мы не знаем, может убить / / Зеркало недели - 2006 - № 14

Фон Ларош В Введение в практической журналистики - К, 2005

ХалерМ Поиск и сбор информации - К, 2006

Хмелько В Кому стоит доверять?

Хмелько В силу чего политикам удается раскалывать Украину?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: