Специфические представление

Важное место в работе журналиста занимают наз специфические представления, касающиеся разного рода щекотливых проблем, освещая которые журналист подвергается опасности быть обвиненным в нарушении и этических принципов или в образе кого-нибудь одной лишь неуклюжие упоминанием Это, в частности, касается изображения в медиа разного рода меньшинств, то есть тех социальных и национальных групп, находящихся в количественной меньшинства, но стремятся реализации собственных прав Речь идет также о представлении шокирующих сцен, которые могут противоречить нормам общественной морали Самое главное, что здесь может помочь, - это осо ные тактичность журналиста и соблюдения им общих принципов журналистской этики В большинстве случаев они подскажут правильное решение Также важными факторами е Работа с соответствующим зако конодательством, знание специфики той проблематики, отображаемый в журналистском материале, и редакционная политиколітика.

Отношение к специфическим представлений преимущественно имеет динамический характер Например, кто может дать исчерпывающий ответ на вопрос, каковы критерии общественной морали? обществе, поэтому различные толкования часто бывают неоднозначными К Девол, рассматривая проблемы секса, пошлости и цензуры в медиа, приводит ряд примеров судебных коллизий, связанных с трактовок нием этих понятий Судья Верховного суда США П Стюарт признался в 1964 г, что он не может дать четкое определение, что является непристойностью, но он точно знает, где он сталкивался с ней в медиа Это большая проблема поскольку в США существует Первая поправка о защите свободы слова Поэтому наличие такого общепризнанного, приемлемого как для представителей медиа, так и для юстиции определения значительно упростила бы ситуацию Поскольку профессионалы не могли найти общего языка и все решалось в судах, судья Г Блэк в этом контексте назвал их \"советами судебной цензурыї цензури".

Действительно, в разные времена непристойность воспринималась по-разному Например, актер К Гейбл в фильме \"Унесенные ветром\" обычной

разговоре высказал мнение, что он считает, что не ругался, просто употребляя при этом слово damn (ругань: \"черт\") Этот факт тогда вызвал сенсацию как непристойность Наряду с этим, в 1980 г кандидат в президенты и Б Комонер позволил себе публично высказаться о том, что предвыборные заявления его оппонентов - это дерьмо (bullshit), также эпатировали аудиторию, которая слушала его в прямом эфире Сегодня в США фильмы которые транслируются по телевидению, могут быть изуродованы и сильно сокращены, потому что оттуда вырезаются все сцены, которые могут лишь намекать на непристойность Это, конечно, также выглядит довольно ди вно Однако, вводя такие правила, правительство руководствуется общественными интересами Если он не прав, это нужно доказать также с позиций общественного интересінтересу.

К Девол считает, что следует отделить пошлость от секса и изображений обнаженных людей, слова \"секс\" и \"насилие\" нельзя употреблять в одном клише как близкие по смыслу понятия Он считает, что на а экране следует ограничивать насилие, а не секс Приводит примеры, в США от насилия страдает гораздо больше людей, чем в Великобритании, Японии или Скандинавских странах, где на экранах больше секса, но ограниченное насилие Нужно различать пропаганду деструктивного гедонизма и изображения теплого и позитивного сексуального любвиання.

Несмотря на то что насилие в медиа давно рассматривается на Западе как угрожающий бизнес, связанный со сверхприбылями с продажи соответствующих фильмов, программ, видеоигр, некоторых направлений современной музы ичному и песенной продукции, распространением сцен насилия в Интернете, специальной ориентацией такого рода развлечений на молодежную аудиторию, до сих пор не прекращаются дебаты о реальных воздействий медианасильств а на широкую публику частности указывается не недопустимости цензуры, относительность восприятия медианасильства разными поколениями массовой аудитории, важность для потребителей возможности выбирать, художественные й содержание отдельных образцов подобной медиапродукции Насилие в медиа связывается с широкой социальной проблематикой, которая включает в себя причины неудовлетворительного состояния дел, а потому требует подробного в ивчення и принятие компетентных решений Так, Д Букингем и Г Дженкинс призывают взглянуть не только на то, как СМК влияют на людей, но также люди делают с медиадіями.

Приводя достаточно типичный для сегодняшних украинских медиа грубый заголовок Г Пагутяк утверждает, что насилие - это действие, которое нарушает права и свободы человека, которая обычно основывается на невозможно ости защититься Беззащитность широкой аудитории вызвана не только общественной нестабильностью, рискованным образом жизни, но и давлением, которое оказывают на его сознание медиа и маскультура В глобальном др. формационном поле еще более незащищенными, чем дети, беспризорные и чужестранцы, есть мыслящие люди, потому что они не подчиняются навязанной мысли и особенно чувствительны к унижению и ограничения свободы Автор пишет, щ в наше время породил последнего героя, который борется насилием против насилия, не осознавая, что он сам является одновременно жертвой и слепым орудием гораздо страшнее вида насилия - информацийногного.

Такая позиция заслуживает особого внимания в современной Украине Однако для того, чтобы как-то изменить существующее положение дел, нужно сначала провести соответствующие медиадослидження и оперировать в дискуссиях объект ными данными Затем организовать общественное обсуждение этой проблемы, включить рычаги давления со стороны негосударственных организаций После этого перенести это на правительственный и парламентский уровень, внести изменения с национальным законодательством, а уж следить за его соблюдением Главная ответственность за организацию всех указанных действий лежит на государстве, которая призвана защищать общественный интерес и посте йно выяснять, в чем он заключаетсяягає.

С проблемой грубости в медиа граничит другая - представление жестокости в тех случаях, когда действительно возникает потребность показать последствия насилия или катастрофы как новость Например, окровавленную жертву в заказного убийства Показательным испытанием для украинских медиа стала Скниловская трагедия 2002 г Военный самолет потерпел аварию и фактически врезался в толпа Поскольку все происходило на ав иашоу, на месте происшествия оказалось много тележурналистов, которые были готовы фиксировать все, что они видели Как следствие, новости украинских телеканалов в тот день были переполнены изображениями фрагментов лю ДСК тел, воплем о помощи, отчаянием тех, кто потерял своих близких Надо отдать должное, что сами журналисты и представители менеджмента телеканалов позже давали негативные оценки таком спос обу представления Состоялось профессиональное обсуждение, которое привело к определенной этической коррекции стандартов представления жестокоститокості.

Используя метод контент-анализа, Н Гуменюк сравнивала с 21 декабря 2005 по 20 января 2006 представления насилия на Би-Би-Си (Мир) и украинском телеканале \"Интер\" Проблемой для журналист тов обеих редакций было отношение к правдивому изображению сцен жестокости и шокирования ними аудитории На \"Интере\", который не имел никаких формальных ограничений, в эфир попало 5% новостных сюжетов из сцен ами насилия, тогда как на Би-Би-Си (Мир) - 15% Следует отметить, что этот статистический факт еще не дает основания сделать вывод о высокий профессиональный уровень украинских журналистов Хотя в целом не было обнаружено никаких поводов для обвинения их в непрофессионализме Главное, что исследование дает толчок для глубокой разговора о специфике деятельности обоих телеканалов в контексте решения такой важной проблемпроблеми.

Исследовательница рассматривает зависимость журналистов от корпоративных установок и редакционной политики или от индивидуальных вкусов и общих принципов журналистской этики, а также от аудитории, на которую ро озрахований влияние: широкой обязательно тех, кто принимает политические решения Следует учитывать, имеет канал коммерческую направленность принадлежит к общественному вещанию; оперирует он собственными сюжетами или преимущественно анализирует чужие видеоряды Важно знать, насколько журналисты осознают контекстуальную уместность представления сцен насилия в связи с воздействием на дальнейший ход событий Н Гуменюк раб ить важный вывод о том, что на специфические представления в медиа влияют многие факторы, которые объединяются определению \"профессионализм\" и зависят от образования, социального и культурного окружения есть новости также коррелируются с определенным социальным заказом Национальное телевидение предлагает своей аудитории такой продукт, на который она заслуживаетуговує.

Чрезвычайно важным является представление глобальной проблемы ВИЧ / СПИДа, как ни странно, практически замалчиваемой Украинский Медиа Л Гейдар отмечает, что даже те публикации, которые появляются, как правил ло, очень низкого уровня Они продолжают распространять страхи и ложные стереотипы Считается, когда мы говорим о СПИДе, то нарушаем принципы общественной морали По мнению Т Семигина, в отечественных публики ациях на эту тему почти не поднимается социальная проблематика Украинские журналисты не имеют элементарных знаний в этой области, даже существует тенденция уклонения от получения новой информации По словам А Бойко, после трансляции по телевидению ролика Фонда О Франчук \"АнтиСПИД\" о том, что СПИД в Украине болеет каждый сотый, который может жить в вашем подъезде, на телефон доверия звонили люди с единым с апитанням: а как определить этого сотого? я проблемы есть на данном этапе, очевидно, надо говорить об элементарной просветительскую деятельность в украинской медиаьких медіях.

М Чабаненко называет проблемы представления женщин в украинской медиа Во-первых, женщины бывают не в полной мере представлены Во-вторых, мужчины и женщины изображаются стереотипно: медиа предлагают социал льно одобрены, но довольно примитивные образы В-третьих, во многих случаях изображение отношений между представителями обоих полов программируют зрителей на восприятие насилия в отношении женщины как загальноприйня той нормы украинского телевидения предлагает зрителям мир, в котором фигурируют только мужчины и молодые красивые женщины Женщинам старше за сорок пять практически не отводится места в эфире Но женщины 50-60 лет и старше интересны личностями, они, как правило, имеют богатый жизненный опыт, значительные профессиональные достижения, т.е. реально стоят быть представленными на телеэкранеекрані.

Образы, создаваемые медиа, отражают несовершенны культурные стереотипы Женщина преимущественно изображена как сексуальный объект В лучшем случае (или одновременно!) Она постоянно сосредоточено на домашнем гос сподарстви, проблемам семьи и т.п. (Типичный для рекламы сюжет - красавица в смелом наряде стоит посреди кухни или стиральная машина) Женщин, которые не подпадают под стереотипы, змальо вуют таким образом, что их профессиональная карьера почему-то остается \"за кадром\" На первый план медиа выдвигают их личной жизни, стиль одежды, секреты ухода за собой и т.д. Примечательно, отмечает М Чаба ненко, что на страницах изданий, где редактор - женщина и большая часть штата редакции женская, тендерная ситуация ничем не наилучшийм не краща.

Но, возможно, к наиболее контраверсионных специфических представлений в наше время принадлежит терроризм Касаясь этих вопросов, журналисту следует различать два аспекта проблемы Первый касается собственно журнал листськои этики и правил, принимаемых к действию профессиональной общественностью Второй относится к области \"исследований и расследований, когда журналист хочет выявить причину того или иного конфликта В этом случае йд еться о том, что, исходя из особенностей своей профессии, журналист должен ставить под сомнение любую официальную риторику, особенно если речь идет о имперский дискурс касается первого аспекта представле ния терроризма М Ожеван приводит слова Т Копелем: \"Масс-медиа - особенно телевидение - и террористы, вступая в отношения специальной зависимости, нуждаются друг друга, между ними возникают отношения симбио зу Без телевидения террорист уподобился бы философу, заброшенном в лесные дебри, к голосу которого никто не прислушивается и доказательства которого никем не услышаны Но и телевидения без показа актов террора потеряла бы значительной степени интерес аудиториис авдиторії".

Исследования показывают, что в 1980-1986 pp в вечерних новостях на трех крупнейших американских каналах ABC, CBS и NBC о терроризме в эфир попало больше сюжетов, чем о власти, безработицы, расовой ре ивнисть и преступления По утверждению Б накось, в 1990-х pp терроризм превращается уже в одну из центральных тем в СМИ, журналисты все чаще обращаются к ней как к эффективному информационному прив оду Вокруг террористов создается ореол ужаса, чему способствовали появление прямого телевизионного вещания и Интернет-технологии, которые позволяли передавать информацию прямо с места терактов в режиме он-лай-лайн.

С этой точки зрения 9/11 следует рассматривать как удачный медиа-проект За 82 минуты свидетелем этих террористических актов стал весь мир Благодаря телевидению мир также осознал, что терроризм угрожает каждому в отдельно взятом жителю планеты и никто и нигде не может чувствовать себя в полной безопасности Стало понятно, что использование масс-медиа е главной целью Глобального терроризма, поэтому журналисты не должны давать возможность манипулировать собой, непрофессионально используя информационные поводы о террористических актах С Омельченко отмечает несколько проблем представления терроризма, которые появились после 9/11 Это вмешательство ния власти в деятельность медиа, самоцензура в редакциях, неопределенность в отношении противоречия между принципами свободы слова и права публики на информацию и - опасностью самопроизвольного содействия терроры стам через оперативное информирование о ходе события подій.

Эти события затронули и Украины Р Головенко приводит некоторые положения Закона \"О борьбе с терроризмом\", принятого в 2003 p, и утверждает, что он немотивированно ограничивает права журналистов частности особенно в агальнимы является определение террористической деятельности и пропаганды терроризма Ведь журналистская работа предполагает подробный анализ причин и условий возникновения терроризма, обстоятельств конкретных терактов, личных мотивов террористов с освещением хода и результатов этого анализа через средства массовой информации Распространение такого материала при желании может быть расценено спецслужбами как распространение идеологии террор изму, хотя деятельность журналиста не имеет целью побудить кого-то к терроризму Общество как жертва терроризма также имеет право знать, что на самом деле и почему происходит, кто виноват и как с терроризмом боро ваться Р Головенко справедливо подчеркивает, что лучшая форма борьбы с терроризмом - это его отсутствиедсутність.

Р Перл предлагает несколько вариантов решения \"антитеррористической\" споры между СМИ и властью и улучшения взаимодействия между ними при освещении терактов:

• Совместные учения по взаимодействию представителей власти и журналистов

• Основание информационного правительственного центра по терроризму

• Поощрение использования медиапулив согласованной деятельностью между самими журналистами

• Разработка и популяризация же медиа соответствующих установок

Руководство Би-Би-Си рекомендуют сообщать об актах терроризма быстро, точно, полностью и ответственно Отмечается, что доверие к Би-Би-Си может пострадать вследствие небрежного использования слов, мы истять эмоциональные и оценочные суждения Само по себе слово \"террорист\" может стать препятствием, а не средством для понимания Поэтому следует стараться избегать безотносительного использование этого термина Надо дать возможность другим людям составить свою оценку, в то время как задача Би-Би-Си - это сообщать о фактах так, как о них известно Не следует использовать терминологию других людей как собственную редакционную Профессиональная отв овидальнисть заключается в том, чтобы быть объективными и выкладывать сообщения таким образом, чтобы дать возможность аудитории составить собственную оценку того, кто, что и кому оказыватьчинить.

Важно знать международные документы, посвященные проблематике терроризма, как, например, рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы \"Масс-медиа и терроризм\" Этот документ подчеркивает важность свое время сного и полного информирования общественности обо всех вопросах, касающихся террористической угрозы Журналистов предостерегают от непрофессионального искажения событий, что может способствовать распространению атмосф эры страха и хаоса Несмотря на то что государства вынуждены противодействовать информационной войне, которую ведут террористы, используя современные информационные технологии, от этого не должна страдать осведомленность обще мадян Ведь дискуссии среди информированного общественности могут способствовать выработке надлежащих политических мер реагирования ПАСЕ апеллирует к политической культуры европейцев, рекомендует журналистам разработать и соблюдать соответствующего профессионального кодекса, сотрудничать друг с другом, не допускать распространения шокирующих аудиторию материалов ПАСЕ предлагает ввести просветительские курсы по угрозы терроризма в школьные учебные программыограми.

Вторая проблема медиапредставлення терроризма связана со ссылкой журналистской профессии помочь аудитории найти и понять истину Д Рэндал приводит пример журналистского расследования Я Мак--Гаена, проведенного им 1876 г по неслыханной жестокости турецких войск в отношении христианского населения Болгарии Британское правительство не было заинтересовано в ухудшении отношений с Турцией и с акривав глаза на подобную информацию Однако после публикаций Мак-Гаена был вынужден признать правоту журналиста и газеты \"Daily News\" Я Мак-Гаен писал о том, что приехал в Болгарию уравновешенным и неупер Еджена, но после зрелища жертв массовой резни от его беспристрастности не осталось и следа То же происходило с журналистами, которые попадали в зону боевых действий в Чечне, особенно при жизни Д Ду ДаевД. Дудаева.

Журналист должен иметь независимое критическое мышление и не учитывать официозную риторику, является разновидностью \"паркетной\" информации (которую можно получить на пресс-конференции или даже не покидая редакцию) Перед тем как получить 1991 г собственное государство, украинская находились в тени российского имперского дискурса, через прессу и официальную позицию соответственно толковал стремление украинского народа к неза лежностиі:

Век Русский имперский дискурс о украинские
XVIII предатели
XIX сепаратисты
XX мазепинцы самостийники петлюровцы буржуазные националисты фашисты бандеровцы
XXI террористы?

Есть все основания утверждать: если бы независимое украинское государство не была восстановлена??в конце XX века, в настоящем тысячелетии украинских трактовались бы имперским стилем как террористы, поскольку это оз значение сегодня содержит сильную негативную коннотацию Развивая тезис о существовании целого народа чеченских террористов, российское телевидение принимает для усиления соответствующих характеристик украи низмы типа \"самостийники\", \"схрон\" и др., закрепленные в имперском дискурсе как символы угрозы соответствии журналисты, которые хотят узнать правду и донести ее своей аудитории, подвергаются смертности Ельня опасность Об этом свидетельствует расправа над А Политковской, которая по иронии судьбы была украинская с \"опасным\" в контексте имперского дискурса фамилией Мазепазепа.

Как реализацию права чеченского народа на самоопределение рассматривают кавказскую войну украинские журналисты А Любовник и М Базелюк Американский исследователь Дж. Данлоп говорит, что чеченцы во главе с Дудаевым м представляли собой отважный народ воинов с высоким боевым духом, который имеет взрывоопасный исторический счет к Русскому государству в связи с террористическим актом в Беслане А Политковская писала, что г Осийский журналистика быстро падает в советскую бездну, в информационный вакуум, который влечет за собой смерть от общего неведения Остался только Интернет, в котором доступ к информации свободный Дл я других, кто хочет и дальше работать журналистом, это означает полную покорность государственной системе Иначе журналиста ждет пуля, яд или суд - все зависит от того, что считать необходимым с астосуваты российские спецслужбы А Политковской уже нет, но несокрушимый журналист остается на своей позиции: ничего нельзя замалчивать Кстати, фильм о Беслане был также подготовлен силами то леканалу \"1 1\", но, по свидетельству участников съемочной группы, не попал в эфир по цензурным размышленияих міркувань.

Контрольные вопросы

1 Что мы называем специфическими медиапредставпеннямы?

2 Непристойность и общественная мораль

3 Жестокость и насилие в медиа

4 Назовите проблемы представления женщин в СМК

5 Что характеризует проблематику ВИ Л / СПИДа в украинской медиа?

6 Какие документы регламентируют медиапредставлення терроризма?

Тема для дискуссии: Должен журналист ограничивать право своей аудитории на информацию?

Литература

Анна Политковская о войне в Чечне / /

Бабицкий и Политковская не смогла добраться до Северного Кавказа / /

Головенко Р Ограничение прав журналистов на основании Закона \"О борьбе с терроризмом\" / /

Данлоп Дж Россия и Чечня: история противоборства Корни сепаратистского конфликта - М, 2001

Когда мы запугивает читателей ВИЧ-инфекцией, то запугивает теми людьми, которые болеют (заседание Медиа Клуба 17022005) / /

Ожеван М обоюдоострый оружие / / Предпринимательство в Украине - 2001 - № 8

Омельченко С Медиа и терроризм: влияние СМИ на развитие террористического движения - К, 2006

Пагутяк Г Ад, которое создали нам СМИ / /

Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы / /

Чабаненко М Превалирование женщин в средствах массовой коммуникации: не выдумка и не шутка, а реальность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: