Общественное вещание

Проект общественного вещания в Украине относится к тем, которые не были реализованы после Оранжевой революции Дискуссии на эту тему продолжаются, звучат политические обвинения, но причина одна - те силы, я которые приходят к власти в современной Украине, а в случае изменения ситуации также их оппоненты, не могут отказаться от взгляда на медиа как на определенный ресурс для воздействия на массовое сознание Политики конкурирую ть просто за влияние, а за полный контроль над СМК Однако политическая борьба не должна отрицать медиаторську роль и независимость медиа Такие вещи принадлежат к области политической культуры, их трудно регламентировать законодательными нормами прежде из-за угрозы фактического несоблюденияання.

Сразу оговоримся, что в контексте общественного вещания не рассматривается печатная пресса, а только традиционные электронные медиа - телевидение и радио Это связано с тем, что частотный ресурс ограничен м Считается, что он принадлежит государству, которое выступает от имени всего народа Она может выдавать лицензии и устанавливать правила игры по общественным интересом и нормами действующего национального закон одавства есть так или иначе, государство осуществляет важную регуляторную роль в общественной речи С другой стороны, все средства, необходимые для издания газет и журналов, могут принадлежать организации или отдельны й человеку, имеющие материальные ресурсы и готовы потратить их на определенный издательский проект Если не нарушается действующее законодательство, государство не имеет никакого отношения к такого проектроекту.

Нужно также разобраться некоторым недоразумением, которые имеют место в употреблении терминов \"общественное\" и \"общественное\" речи И Курус объясняет, что, поскольку в украинском языке слова \"общество\" и \"общество\" \"имеют разные значения, подразумевается, что общество осуществляет свою деятельность на определенной территории Поэтому общественные медиа - радио, телевидение, в известной степени и пресса - это организации, созданные конкретных ной общиной, на уровне самоуправления Итак, общественные СМК - это средство массовой коммуникации общегосударственного уровня Именно так их трактует Закон Украины \"О телевидении и радиовещании\" М Княжицкий считается есть, что следует оперировать двумя понятиями: коммерческое и публичное, так это известные в Европе формы речи Р Павленко и и Клименко предлагают общественными называть те медиа, которые действуют в интересах общества в целом за счет общественного финансирования и не выражают частных или узко-властных интересе інтересів.

самом деле проблемы в определениях существуют не только в Украине Г Бецкой приводит исследование Т Сиверстен, которая, рассмотрев более 20 различных определений, насчитала около тридцати различных признаков, которые имеют хар рактеризуваты общественное вещание Но чаще они не только различаются между собой, но и противоречат друг другу Обобщая, она говорит, что разные специалисты называют общественным вещанием три вещи: всю национальную систему, определенные институции речи или какую-то ряд программ При определении задач общественного вещания большинство все же сходится на трех главных задачах: информирование, просвете да и интерес аудиториторії.

Т. Шевченко считает, что в этой путанице понятий значительной степени виновата Совет Европы, которая потратила большие ресурсы на пропаганду термина \"общественное вещание\", но не смогла точно объяснить, что это такое Как следствие, подавляющее большинство украинских слышали об общественном телевидении, однако не имеют никакого представления, что это значит К сожалению, даже часть экспертов, которые предлагают свои концепции создания г ромадського телевидения, не знакомы достаточно с опытом Европы Не было акцентировано той ключевой мысли, что стандарт общественного телевидения - это путь реформирования контролируемого государством телевидении ния для того, чтобы сделать его максимально независимым от государства и поставить на службу гражданянам.

В английском языке, говорит Т. Шевченко, употребляется термин: public service broadcasting украинского его переводят по-разному, например, как общественное вещание - в официальных переводах документов Совета и Европы, или как общественное вещание - в законах Украины Однако слово \"рublис\" можно перевести и как \"публичное\", и даже как \"государственное\" Вместо дословный перевод public service broadcasting звучит я к \"вещания в интересах общественности\" или \"речи, которое служит гражданам\" есть ни один из украинских терминов не является точным соответствием и не отражает сути особой формы телерадиовещания Голов не, чтобы телевидение на практике служило интересам граждан При этом его можно назвать общественным, а \"украинская\", или \"национальным\", или \"народным\", что будет понятнее и ближе для украинскихраїнців.

Т Лебедева также отмечает, что в деле создания общественного вещания нельзя полагаться на власть, ибо она привыкла к односторонней коммуникации и пропагандистских приемов Дж Стемпер, которая впродо овж 20 лет работала журналистом Би-Би-Си, убеждена: если украинские захотят иметь свое общественное вещание, они его будут Просто надо работать над этим, лоббировать и требовать Но основным его принципу должна быть независимость от влияния государства \"Телекритика» наибольшее внимание уделила этим вопросом, включая публикацией различных точек зрения экспертов и представлением концепций общественного (су общего, публичного) речивлення.

частности наз Концепция О Ткаченко рассматривала Общественное телевидение как независимого от государства вещателя, который должен занять соответствующее место на медиарынке, что в свою очередь фактически развязывает ему руки для я коммерческой деятельности Неясным остался вопрос общественного надзора за его деятельностьюістю.

Концепция Коалиции \"Общественное вещание\" подчеркивает необходимость разработки механизмов независимости редакционной политики общественного вещателя, на ее прозрачности и публичной задекларованости, на обще ькому аудите финансовой деятельности Обе концепции не исключают пересчет из госбюджета как источник финансирования Коалиция \"Общественное вещание\" также подготовила Проект основ редакционной политики др. формационных редакций Общественного общественного вещания Украины, основанный на лучших стандартах демократической журналистики и может безоговорочно использоваться любой украинской редакцией циеєю.

После Оранжевой революции была популярной идея превращения НТКУ на общественного вещателя, одним из идеологов которой выступал А Шевченко Создание нового вещателя должно происходить по следующим принципам: 1) общество является его собственником (канал не может быть приватизирован) 2) общество финансирует его; 3) общество контролирует его программную политику Для реализации этого проекта как минимум была потриб на политическая воля государства, которая не была обнаружена А риторика Оранжевой революции включала обещание создать общественное вещание Коллектив НТКУ объединился против этой идеи, также исключило возможность внутренней эволюции По мнению А Шевченко, проект, который должен стать крупнейшим медийным достижением послереволюционной страны в 2005 г-, находится в состоянии клинической смерти Он считает, что его надо начинать и с чистого листао аркуша.

Еще раньше печальная участь постигла Общественное радио, созданное О Кривенко По меткому выражению О ДМИТРИЧЕВА, под разговоры о создании общественного телевидения умерло Общественное радио Этот проект существовал в а средства различных грантов, главным образом МБФ \"Возрождение\", т.е. не финансировался обществотвом.

Однако его формат \"разговорного радио\" и соблюдения профессиональных принципов независимой журналистики, несомненно, внесли свой вклад в историю украинского медиа Весь этот опыт приводит нас к важному в выводу: в Украине наконец-то должны быть созданы нормальные условия для развития общественного вещания В смысле перехода от разговоров и пожеланий к конкретным действиям, которые будут не менее конкретные последствияки.

Создание общественного вещания в Украине перешло исключительно в политическую плоскость Медиапрофесионалы согласовали свои позиции в главных вопросах Примером могут служить \"Принципы введения стандарте ей общественного вещания в Украине \"\" разработаны Национальной комиссией по вопросам свободы слова при Президенте Украиныі:

1 главный отличием общественного вещания от государственного является его независимость от органов власти и деятельность в интересах всего общества Общественное вещание создается вместо государственного и на е ого баззі.

2 Общественное вещание в Украине базируется на государственной форме собственности Телерадиоорганизации, основанные на государственной форме собственности, могут существовать только в формате общественного вещания

3 На канале общественного вещания обязательно должен быть сформирован коллегиальный орган управления

4 именно коллегиальный орган управления должен иметь компетенцию относительно назначения и увольнения руководителей общественных вещателей

5 Принцип формирования коллегиального органа должен предусматривать участие в формировании этого органа Президента Украины, Верховной Рады Украины и общественных организаций

6 Общественные вещатели должны подавать ежегодный отчет общественности, а также Президенту Украины и Верховной Раде Украины

7 Независимость и цели деятельности общественных вещателей должны быть закреплены на уровне закона

8 Общественные вещатели должны иметь собственные редакционные уставы

9 Механизм финансирования общественного вещания должен гарантировать его независимость

Важно добиться качественных изменений в отношении политикума и общества в целом к??общественному вещанию Р Павленко и и Клименко приводят сравнительное исследование СМК девятнадцати стран, которое провел Балт тийський медиа-центр вместе с Шех Было отмечен высокий уровень и демократический характер восточноевропейского (за исключением Сербии и Беларуси) медиазаконодавства, которое во многом было списано с запад ноевропейського против друга выводом было то, что эти законы далеко не всегда работают - общественные медиа фактически не стали независимыми и функционируют под жестким политическим давлениемиском.

Пражская Резолюция 1994 p разъясняет определяющие черты общественного вещания:

• общественное вещание, как радио, так и телевидение, поддерживает ценности, лежащие в основе политической, правовой и социальной структуры демократического общества, в частности прав человека, культ турный и политический плюрализм

• общественное вещание является одним из важнейших факторов для существования плюралистической системы общения, доступной для каждого;

• общественное вещание е точкой отсчета для всех членов общества и фактором объединения индивидов, групп и сообществ;

• исключает любую дискриминацию по культурным, религиозным, половым или социальным признакам и социальную сегрегацию;

• служит форумом для общественных дискуссий, в ходе которых должно быть выражено как можно более широкий спектр мнений и взглядов;

• не жертвует стремлением к качеству в пользу рыночных сил;

• расписание программ должна учитывать интересы широкой аудитории и одновременно удовлетворять вкусы мелких групп;

• программы общественного вещания должны отражать различные философские идеи и религиозные взгляды в обществе с целью углубления взаимопонимания, терпимости и связей между представителями разных этносе в и культа.

По свидетельству Р Эвери, концепция политической и финансовой независимости сразу закладывалась в принципы общественного вещания Основы общественного вещания базируются на документах British Broadcasting Co orporation (BBC) Корпорация, имея доверие общественности, делает упор на серьезных образовательных и культурных программах, призванных поднять уровень интеллектуальных и эстетических вкусов аудитории обще ке речи базируется на принципах универсальности услуг, разнообразия программ, обеспечения аудитор меньшинств, включая те, которые находятся в невыгодном положении, информационной поддержки элек торату и культурно-образовательного обогащения Концепцию было задумано и развит исходя из идеала культурного и интеллектуального просвещения общества В известной степени, говорит Р Эвери, это продукт британской короны, а не парламента Финансирование приобрело форму денежных сборов за лицензии, налогов и некоммерческих поступлениедходжень.

Рассмотрим главные модели общественного вещания, опираясь на исследования М Басенко Оно существует в 49 странах мира Хотя родоначальницей общественного вещания является Великобритания (Корпорация Би-Би-Си осн нований в 1923 г), стопроцентное финансирование общественного вещания самим обществом на сегодня существует только в Японии, где такая модель сформировалась недавно Близки к этому Норвегия (99%), Швеция (9 8%), Дания (91%), Германия (82%) В Великобритании - около 80% Средства, недостающие пополняются за счет спонсоров или меценатов, а также общественных фондов (например, в США) В Испании, Порт угалии, Франции и Канаде предусмотрены также государственные субсидии Почти во всех моделях предусмотрено участие государства, которое предоставляет частоты и ваннбладнання.

Би-Би-Си также частично зависит от государственного финансирования, но при этом имеет высокую степень независимости от власти Корпорация действует на основе Королевской хартии, а также лицензии и соглашения, надо ае министр национального наследия Великобритании На утверждение в парламенте Хартия подается королевой и может быть либо полностью принята, или полностью отклонена - вносить изменения не разрешается Этот документ определяет правила, по которым Би-Би-Си работает и финансируется Для обеспечения того, чтобы Би-Би-Си оставалась \"на расстоянии руки от правительства\", Хартией предусмотрено, что Корпорация имеет свой руководящий орг ан - Наблюдательный совет, который назначается королевой по представлению правительстворяду.

В Наблюдательный совет входят 12 членов Это специалисты с большим опытом в различных сферах, в частности в искусстве, бизнесе, промышленности Они могут иметь разные политические взгляды, но должны оставлять их за две ерима, как верхнюю одежду, когда принимаются решения Целью Наблюдательного совета является обеспечение выполнения Корпорацией своих обязательств перед обществом и плодотворное посредничество между Корпорацией и правительство изменить и членов этого органа довольно трудно, и с приходом к власти нового правительства состав не меняется Все члены Совета работают на полставки - некоторые из них имеют другую работу, а некоторые на пенсииенсії.

Директора назначают главного руководителя Би-Би-Си - Генерального директора - для осуществления ежедневного руководства Корпорацией Он также является главным редактором и несет ответственность за то, что выходить во в эфир Генеральный директор и высшее звено руководителей подотчетны Наблюдательному совету Ежемесячно Совет встречается с Генеральным директором и старшим руководством для обсуждения, ли деятельные во Корпорации согласованной стратегии и целям Хартия гарантирует редакторскую независимость Би-Би-Си и определяет ее обязательства как общественного вещателя Она закрепляет принципы беспристрастности и балансовых ности как основу редакторской политики Другой важный элемент обязательств Би-Би-Си перед обществом - транслировать высококачественные программы для различной аудитории и отражать многообразие точек зорк зору.

Публично-правовое телерадиовещание существует в Германии с 1945 г Такой статус был избран для того, чтобы обеспечить независимость медиа от государства и дать возможность общественности участвовать в деятельности те надзорных органов Основатели этой системы стремились, с одной стороны, предотвратить односторонней политической направленности СМИ, а с другой - старались не подгонять программы под потребности существующей системы эко ки Поэтому были созданы условия, при которых публично-правовое телерадиовещание максимально независимое от рекламы Общественное телевидение и радиовещание Германии было создано в результате заключения дого воров между отдельными немецкими землями, которые являются свободными от ведомственного надзора, работают по принципу самоуправления и финансируются за счет абонентской платы и только частично за счет рекламы В к омпетенции федерации находится лишь регулирование действий систем связи, в т ч техники передачи телепрограмм, проблемы авторского права тощва тощо.

Только с начала 80-х гг в Германии одновременно с публично-правовыми телерадиоорганизациями начали действовать частные Но на функции и структуру публично-правовых компаний это почти не повлияло Они, как и прежнему объединены в Рабочее сообщество телерадиокомпаний Германии (АРД), который формирует из их материалов первую программу общеобразовательных немецкого телевидения, которое транслируется наземным путем и по кабели ю Земельные компании ведут свои трансляции в пределах своего ареала на наз третьей программе Кроме того, компании, входящие в АРД, транслируют в своих землях еще до пяти телерадиопрограмм Большинство программ доступны через спутниковую связь Руководит деятельностью директор совместной программы, который назначается на должность на срок не менее двух лет Любая земельная компания может выйти с АРД, но сооб домиты об этом необходимо за два рока два роки.

В противоположность организованном на федеральной основе АРД, существует вторая программа - ЦДФ, построена по принципу централизма ее передачи транслируются из Майнца ЦДФ существует на свою долю доходов с абонентское кой платы (она получает 30% прибыли, что составляет примерно половину всего бюджета ЦДФ), доходы от рекламы (треть бюджета), из других источников, например доходы от процентов за использование пр ав ЦДФ возникла 6 июня 1961 г в результате заключения договора между землями Телевизионная совет ЦДФ состоит из 66 представителей правительств земель и федерации, основных политических партий и общественных орга низаций общегосударственного уровня Единственной телерадиокомпанией, которая находится в распоряжении федерации и финансируется правительством, является \"Немецкая волна\" Но по закону она вещает только по кордо кордон.

Структура общественных телерадиокомпаний соответствует одной устоявшейся схеме Во главе стоит интендант, который отвечает за все программы, транслируемые Его деятельность контролируется двумя органами: адми истративною советом, наблюдающего за административными и финансовыми делами, и телерадиовещательной советом, контролирует содержание программ Последняя служит гарантией \"внутреннего\" плюрализма мнений, потому состоящий ься из представителей различных партий, профсоюзов, церкви, других общественных объединений Главная задача телерадиовещательной совета - не цензурировать содержание сообщений, а следить за тем, чтобы программы не висловлюв али точку зрения только одной группы населения или партертії.

Опыт Франции интересен с точки зрения значительного участия государства в функционировании электронных медиа Верховным государственным органом в области телевидения и радиовещания является Высший совет по аудиовизуальным средствам Она г гарантирует независимость деятельности государственных радио и телевидения (именно государственных, ибо они больше связаны с государственными учреждениями), объективность передачи информации, следит за соблюдением принципа свободы конкуренции, по качеству и разнообразию программ, сохранением и пропагандой французского языка и культуры, распределяет частоты и следит за правилами их использования, контролирует соблюдение п ринципив плюрализма государственными телерадиокомпаниями, назначает их руководителей (срок С года), следит за соблюдением прав подростков и молодежи, определяет политику в области кабельного вещания Высшая советов а состоит из 9 членов (3 назначает президент Республики Франции, 3 - председатель Национального собрания, 3 - председатель Сената на срок 6 летів).

Финансируются 6 государственных ТРК (Французское телерадиовещания TDF и 5 национальных компаний, занимающихся только производством телепрограмм) за счет абонентской платы и рекламы Стоит отметить, что государственными ТРК управляет административный совет В ее состав входят: 1 представитель Национального собрания, 1 - от Сената, 4 - от государственных органов, 4 - от Высшего совета 2 - от трудового коллектива 29 июня 2002 p во Франции был принят закон, что обеспечивает аудиовизуальный сектор Он укрепляет общественное вещание, создавая холдинг \"France Television\", который владеет тремя национальными каналами: \"France 2\", \"France 3\" и \"La Cinqui років.

В Польше первые негосударственные радиостанции были созданы в 1990 г. по решению Римско-католического костела В целом же радикальных изменений система телерадиовещания пережила после того, как в декабре 1992 г. Сей йм принял закон о радиовещания и телевидения, который регулировал деятельность коммерческого и предусмотрел создание общественного вещания Согласно этому закону государственное объединение \"Польское радио и то лебачення \"было преобразовано в одно общенациональное и 17 региональных акционерных обществ для радиовещания, а также одно - для телевидения Следующим этапом было законодательное регулирование лицензув Ання этой деятельности После дальнейших последовательных преобразований органы общественного вещания было защищено от вмешательства государства закреплением таких гарантийантій:

• общественные телевидение и радио являются акционерными обществами (акции принадлежат государству, однако она не может ими распоряжаться);

• кадровую политику общественных СМК осуществляет Общественный совет по вопросам телевидения и радиовещания, которую совместно формируют Сенат, Сейм и президент, причем членов Совета отозвать невозможно, а распустить м можно только с общего согласия Сената, Сейма и президента, что практически достаточно сложно

• общественные медиа являются финансово независимыми от государственного бюджета, это даже запрещено законом; основными источниками являются общественное (абонентское) финансирование и реклама Общественное российское телевидение (ОРТ, теперь \"Первый канал\")

было общественным только по названию Это типичный пример подмены понятий Государство сохраняло контрольный пакет акций ОРТ (45% - министерство государственного имущества, 3% - 1ТАР-ТАСС, 3% - Телевизионный технический цен НТР) Все остальные акции сосредоточены в руках трех частных собственников: 38% - у консорциума банков \"Столичный\", \"Менатеп\", \"Альфа-банк\", \"Объединенный банк\", 8% - в \"ЛогоВАЗа\", 3 ции банка \"Столичный\" перешли в СБС-АГРО, а Газпрома - до \"ЛогоВАЗа\") Таким образом, нельзя было даже говорить о независимости от государственных и частных структур, что является главным признаком обще ького речи Кроме того, не было общественного контроля за деятельностью ОРТ Наблюдательный совет, которую возглавлял президент России, ни разу не собиралась Политика ОРТ определяла Совет директоров, куда входили высшие государственные чиновники и банкиры Источником доходов для ОРТ, судя по косвенным данным, были средства акционереціонерів.

Общественное вещание начало развиваться в США с появления в 1920-х pp некоммерческих радиостанций, которые создавались прежде всего в университетах В 1930-е pp большинство таких радиостанций закрылась из-за финан нсови трудности, так что в 1945 г. в США было всего 25 образовательных радиостанций Тогда Федеральная комиссия связи, которая распределяет в США частоты, зарезервировала для некоммерческого радио 20 каналов на коротких мин илях Президент США Л Джонсон подписал 7 ноября 1967 г Акт о Общественное вещание (Public Broadcasting Act) были созданы Служба публичного вещания (US Public Broadcasting Service) и Национальное публичное радио (National Public Radio) Примерно 17% расходов на некоммерческое телерадиовещания в США покрывается за счет федерального бюджетного бюджету.

Кроме того, деньги предоставляются в форме грантов на отдельные программы, пожертвований фондов (около 22%) и частных лиц (20%) Реклама на общественном вещании запрещена Только 5% поступают от спонсорс ства Весомое источник доходов - лицензионные собранийори.

Некоммерческое телевидения и радиовещания в США отличаются по своей структуре Национальное публичное радио объединяет отдельные не коммерческие радиостанции и само формирует информационную продукции ию Служба публичного вещания осуществляет только руководство взаимосвязями между несколькими крупнейшими публичными телестанциями по всей территории США Станции хотят в службу публичного мо влення, должны соответствовать ряду требований Во-первых, их речь по содержанию должна быть образовательного характера, обеспечивать граждан объективной информацией и освещать общественную проблематику Во-вторых, они должны быть полностью независимы от влияния не только органы, но и любых политических и религиозных организаций В-третьих, такие станции не могут вести рекламную или иную коммерческую в деятельностььність.

Регулирование публичная речь, как и все речи США, Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commission), которая имеет исключительно регулирующие, а не хозяйственные функции Она состоит из 5 человек, которых назначает Президент США и утверждает Сенат Причем более трех человек из этой комиссии не могут входить в одной политической партии, ни один член Комиссии не должен иметь прибыли в тех компаниях специализирующихся в сфере телерадиовещания или связи Все заседания проводятся открыто, за неделю о них информируют общественность Главная функция Комиссии - распределение частот Она может накладывать ш трафни санкции, но не имеет права на одну форму цензурнзури.

Сегодня общественное вещание, пишет Р Эвери, переживает не лучшие времена, что во многом обусловлено объективными причинами От 1970-х до 2000-х pp оно во всем мире было подвергнуто атакам, поскольку деда али больше вопросов вызывают те принципы, на которых оно базировалось изначально Появление новых коммуникационных технологий создала новые средства доступа к услугам речи, изменила общественное с принятия важности и даже законности услуг общественного вещания в условиях дефицита частотного спектра есть его дальнейшее существование поставлено под вопрос Однако неоспоримое значение имеет оп лил общественного вещания на формирование стандартов современной журналистики Также нет сомнений в том, что на повестке дня современной Украине общественное вещание остается актуальный проектроектом.

Контрольные вопросы

1 Объясните важность проекта общественного вещания для Украины

2 исчислите причины создания корпорации Би-Би-Си

3 Назовите успешные модели публичной речи

4 В чем главное отличие общественного вещания на Западе и в странах бывшего \"советского лагеря\"?

5 Почему общественное вещание находится под угрозой?

Тема для дискуссии: Кто, по вашему мнению, мог бы возглавить проект общественного вещания в Украине и почему?

Литература

Басенко М Модели общественного телевидения в демократических странах: украинский контекст - К, 2006

Бецкой Г Роль общественного вещания в демократических обществах - К, 2003

Общественные и общественные СМИ: терминологическая путаница (материалы Медиа Клуба) / /

Государственное телевидение должно стать общественным / /

Дмитричева О Под разговоры о создании общественного телевидения умерло \"общественное радио\" / / Зеркало недели - 2005 - 19-25 февраля

Эвери Р Общественное вещание / /

Основы редакционной политики информационных редакций Общественного общественного вещания Украины Проект / /

Заявление Коалиции общественных организаций \"Общественное вещание\" / /

Павленко Р, Клименко / Общественные СМИ: понятие, международный опыт и перспективы для Украины / /

Парламентские слушания 13 апреля 2005: \"Перспективы создания общественного телерадиовещания в Украине\" / /

Резолюция № 1 \"Будущее общественного телерадиовещания\" - Прага: 4-я европейская конференция министров по политике в области средств массовой информации - 8 декабря 1994

Общественное вещание Накануне / /

Общественное вещание: украинский вариант / /

Шевченко А Общественное телевидение: с чистого листа

Шевченко Т \"Рublис Service Broadcasting\" - трудности перевода / /

Ющенко обещает украинской общественное вещание / /


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: