Глобализация и медиа

Рассмотрение медийной проблематике в контексте глобализации также наталкивает нас на проблему дисбаланса между \"теми, кто\" и \"теми, кто не имеет\", который, по свидетельству О Зернецкой, поразителен время как в пер рших принадлежит 25% населения планеты, ко вторым - 75% \"Те, кто имеют\", потребляют 80% мировой энергии и имеют 86% мировой промышленности (пять стран контролируют 60% промышленности, а 44 на йменш развитые страны имеют лишь 0,21%) Не менее поразительный дисбаланс сложился в области информации и коммуникации Технология, которая является основной составляющей для производства и совершенствования физических носителей сооб домлень и программного обеспечения, создается, развивается и контролируется в США, Японии и Западной Европвропі.

Количество корпораций, которые контролируют главные американские медиа (газеты, журналы, телевидение, радио, книгоиздания, музыкальную и кинопродукцию, видео-производство и фото-агентства), сократилась с 50 в 1983 3 г до 5 в 2004 Это Time Warner, Disney, Bertelsmann (Германия), Viacom, Rupert Murdoch's News Corporation Эти же корпорации является значительными мировыми гигантами Б Багдикян отмечает, что шестое место в аме костариканской индустрии занимает General Electrics NBC P Честные говорит, что такая конгломерация является относительно недавним явлением До 1980-х pp медиа главным образом развивались и регулировались в национальных рамках Роз виток современных информационных технологий, давление международных учреждений (Всемирный банк) и правительства США о необходимости дерегуляции и приватизации медиа ускорял эти процессці процеси.

Наибольший объем информации распространяется между странами Севера, меньше - между странами Севера и Юга и совсем мал между странами Юга Поскольку глобализация, по словам Дж Голлорана, оказывается неспе проможною пойти навстречу проблемам \"третьего мира\", то чего мы действительно безотлагательно нуждаемся, это глобализации моральной ответственности Вопросы, разрешаемые посткоммунистических стран Европы имеют свои удельные особенности, прежде всего в идеологической плоскости Т Лиле указывает на то, что глобализация не является идеологически нейтральным процессом и, как правило, способствует распространению ценностей массовой культуры Это может привести к гомогенизации национальных реальностей посткоммунистического мира, в котором нации объективно попали в условия информационного выживания В коммуникационной плоскости глобализацию следует раз рассматривать как продолжение влияния тех сил, которые можно считать относительными победителями \"холодной войны війни".

Т Лиле выражает надежду на плюрализацией глобального информационного пространства по поли-национальному принципу Это сделало 6 согласования условий коммуникационного процесса с правом народов распространять информации ию о себе без посредников, а также выход за пределы информационно унифицированного (узурпирована) мира Тогда глобализация обеспечила информационную адекватность идентификационного процесса, качество которого зависит не только от прочности коммуникативных связей внутри нации, их реставрационной способности, но и от того, как нацию детерминирует внешний мир В посткоммунистической ситуации, где преобладает ориент ацийна модель идентификации, такое понимание коммуникационного плюрализма очень важноливе.

Перед угрозой глобальной унификации Т Лиле фактически соответствует 3 Бжезинскому, что глобализация и универсализация - далеко не идентичные понятия Отговорки гегемонии, прежде всего США, якобы ун версальною направленностью их культуры и политики - неуместно и даже опасно не только универсальность, а прежде доминирование создало могущество Запада Попытка отождествления этих двух понятий сприч иняе критическое отношение к собственно универсальных ценностей в странах проходят стадию демократизации Упомянутые стоимости маргинализируются, их адаптация в идентификационном процессе может блокироваться А прогрессивных глобализация затрудняет демократизацию посткоммунистического общества, поскольку она усиливает гипердемократизм и ослабляет национальные государства - традиционный пространство реализации народовластияовладдя.

Так же, как и Я Дашкевич, Т Лиле критикует очарование глобализмом с правых позиций постколониальной нации и государства По его мнению, в посткоммунистическом пространстве преобладает одностороннее трактовка глоба ализации Имеет место попытка свести все идентификационные альтернативы двум направлениям: прозападного или пророссийского Конструктивность глобализации зависеть от того, ее идеологи признают, что де-фа кто каждая национальная культура делает прогресс человечества, а права человека невозможно реализовать без реализации национального права Детерминистский потенциал глобальных медиа-систем относительно реальности пис ля завершения \"холодной войны\" существенно вырос Медиа детерминирования национальных реальностей в основном основано не на семантической, а на прагматичной адекватности, с точки зрения интересов пропагандиста Для межнационального примирения важна прежде не количество информации, а ее содержание, не игнорирует правду, даже невыгодным, а потому и делает компромисс Коммуникационное псевдотолерування, как и денационализация информационного пространства, лишь усложняет примирения Его предпосылкой не может быть поглощение и ассимиляция Глобальным коммуникационным процессом такого важного степени реальности, как наци, як нація.

Желание сохранить статус-кво имперской культуры в Украине, которое мотивируется защитой универсальных ценностей, означает также развитие пост-колониализма На конференции \"Права человека в Украине: состояние дел в, проблемы, перспективы \", которая проходила в НаУКМЛ в октябре 2002 года, О Баган отмечал широкомасштабный процесс русификации украинского социума частности зависимость украинского медиа от российских\" первоисточников \"и\" авторитетных контекстов \"настолько велика, что представляет угрозу национальной безопасности Украины, поскольку государство, не способна на массовом уровне эффективно распространять свои информационно- идеологические модели, интерпретировать международные события с точки зрения собственных национальных интересов, формировать позитивный имидж собственной социополитикы и социокультуры, рискует впасть в зависимость от сосед неи государства, на все это изначально влияет Следует упомянуть, что масс-медийная секция этой конференции принял постановление о том, что игнорирование прав украинского языка в Украинском информации йному пространстве является нарушением прав человекдини.

Рассматривая дискуссию pro и contra глобализации, мы приходим к выводу, что СМК участвуют в развитии постмодернистского состояния современного мира Эта тема требует большего внимания Так, Ж Бодрийяр, описывая реквием по масс-медиа в контексте студенческих акций протеста, имевших место в 60-х годах во Франции, реконструирует полярную функциональность медиа и доминирование правого дискурса в смысле одно-спрямованос те информационного сообщения \"адресант - адресат\" есть постмодернизм у него выступает средством выразительности медиаторськои функции медиа, также звучит в известной степени синонимично с левой политической ор иентациею в тогдашниешній

Франции Сегодня его обвинения в манипулятивности медиа сохраняют неизменную актуальность

Позицию Ж Бодрийяр разделяет В Черепанин, который также критикует риторику правого, но уже не просто властного, а глобального дискурса По его мнению, Америка получила то, о чем фантазировала, поскольку тер рористични акты в США - это действительно плод виртуальной картинки Ведь в последние годы голливудские режиссеры соревновались, кто с большими спец-эффектами изобразит разрушения зданий, цунами, массовое бегство из американских мегаполисов и другие ужасы Чаще всего \"доставалось\" Нью-Йорке, \"уничтожали\" землетрясением, астероидом или монстрами Поэтому вопреки постоянно повторяющейся фразе о том, что события 11 сентября я 2001 г следует представить, что американцы якобы боялись обсуждать что-то подобное, на самом деле западная культура представляла и репетировала их годам роками.

В Черепанин волнует безответственность тех интеллектуалов, ут ч украинской, которые, описывая американскую трагедию, ни словом не обмолвились об афганской, палестинское, африканскую, трагедии Сараево, Грозного, Руанды, Конго, Сьерра-Леоне, Судана, Никарагуа, Камбодже, Панамы, Ирака, Сомали, Ливана и сотни других трагедий во всем мире Он соглашается с С Жижек в том, что полет-корректность - ц е новый фашизм, имея в виду переход в тоталитарную фазу, когда \"полит-корректность\" превращается в \"политическую коррекцию\" В Черепанин приводит слова либерального интеллектуала Р Стила: \"Они нас ненавязчиво идять, потому что мы чемпионы нового мирового порядка капитализма, индивидуализма, секуляризма и демократии, должно быть нормой повсюдую всюди".

Такая некритична позиция делает невозможным понимание любой другой точки зрения А именно сирийского мыслителя М Сафади Он обвиняет западную культуру в том, что она сама не может придерживаться ею же объявлю шених принципов цивилизации, поскольку отрицает существование других цивилизаций А египетский литератор Д Асфор пишет, что насилие начинается там, где не прислушиваются к голосу других и принудительно вкориню ется упрощенная логика общего знаменательнника.

Для В Черепанин важно противопоставить правом глобальном дискурса постмодернизм как концептуальное обоснование способности мыслить иронично и независимо По его мнению, постмодернизм не имеет ничего спи ильного с ослаблением другой способности - принимать решения и давать адекватные оценки событиям Постмодернизм говорит только о том, что нет независимого стандарта определения, какая из многих конкурирующих и нтерпретаций события правдивая Единственное, против чего выступает постмодернизм, - утверждает он, - это надежда обосновать ответ на теракты в универсальных терминах, которые были бы убедительными для каждого, вклю чно с врагами Природа этих атак и многообразие реакций, которые они вызвали, свидетельствует скорее о столкновении и конфронтации не между, а внутри цивилизаций Почему бы не перестать говорить об идеологических и цивилизационные конфликты, а поставить реальные вопросы? репанин.

После студенческих волнений 60-х гг во Франции медиаторська функция современных СМК институционально и концептуально укрепилась Однако, несмотря на доминирующую риторику защиты прав человека, сама манипулят ивнисть так и не была преодолена Если современному человеку уже не грозит тюремное заключение за высказывания отличной от официальной точки зрения, если она имеет доступ к различным источникам информации и может опреде чить ее правдивость, она на самом деле добровольно соглашается участвовать в манипуляциях глобального масштаба настолько, насколько принимает риторику \"newspeak-y\", \"руссояза\" или \"новояза\" (по С Шумлянс ьким) Апеллируя к Дж Оруэлла, этот автор напоминает, что существование новояза значительной мере основывается на новом способе мышления - \"двомисленни\", когда человек искренне верит как в определенное утверждение, так и в его антитезу Таким образом, вполне нормально воспринимается то, что \"война - это мир\", а \"рабство - свободавобода".

Именно в таком смысле нам следует воспринимать предостережения Д тусса и Д Фримена Ссылаясь на А Камю, они говорят, что неправильно названы вещи только добавляют мировые несчастий Поэтому, объявив \"войну терроризмом заговоре \", США начали бесконечный глобальный конфликт, который на самом деле может быть направлен против любого врага, в любом уголке мира Риторика выставляет рамки, которые определенным образом с умовлюють нашу деятельность В связи с этим А Ахмад говорит о \"риторическую инфляцию\" и характеризует американскую \"войну с терроризмом\" как \"глобальный милитаризм\" и \"неоимпериализм\" Д Буш назвал ее \"крестовым им походом \", без увязки с историческим значением этого слова Такое определение можно отнести к своеобразному\" христианского фундаментализма \"По мнению А Ахмада, подобная риторика относит мотивацию вч инкив Пентагона к высшему, или Божественной, справедливости Это очень опасно, потому что развязывает руки для решения любых, а не только связанных с терроризмом проблемойризмом проблем.

Когда США вступили во Вторую мировую войну, напоминает М Ожеван, они объявили ее двум конкретным странам - Японии и Германии, а не \"диктаторам всего мира\" Америка не декларировала тогда войну \"фашизма\" Пр роте после 9/11 в официальной риторике официальных американских факторов было мало логики П Вольфовиц призвал ударить по всем \"странах, предоставляющих убежище террористам\" В его выступлениях упоминалось почти 60 стран К Пауэлл употреблял термин \"террористические государства\" Еще в апреле 2001 г семь государств попали в официальный список Государственного департамента как \"terror states\" (Куба, Иран, Ирак, Сирия, Северная Корея, Ливия и Судан) Но здесь не упоминался Афганистан, поскольку США не установили дипломатические отношения с режимом талибовмом талібів.

Не попали в этот \"черный список\" и другие страны, которые, хотя и предоставляют убежище террористам, но официально считаются \"друзьями Америки\" - Саудовская Аравия, Пакистан, Колумбия Кроме того, если быть по ослидовним, то список Госдепартамента следовало бы пополнить всеми странами, где действуют террористические организации Тогда в него попадут Ирландия, Испания и Шри-Ланка есть окажется, что \"враги Амери ки \"есть везде Но, если называть вещи своими именами, то станет понятно, что официальные деятели из Вашингтона, которые якобы пытаются побороть\" Глобальное зло терроризма \", на самом деле имеют в виду лишь\" исламс ький терроризм \"В этом случае нужно убеждать многочисленные исламские государства и организации,\" священная война \"не направлена??против них Следовательно, по мнению М Ожеван, СМК и чиновникам следует отбросить идеолого огичну риторику и сфокусировать усилия на реальных вещах, потому что медиа - это обоюдоострый оружияа зброя.

Описывая психологические медиаоперации по принципу \"мы знаем, где вы есть\", Ф Тейлор делает вывод, что в асимметричной войне против международного терроризма линией фронта является Глобальное информационное окружение Н Милад так очерчивает контуры феномена Аль-Джазиры: если развивать свои первые успехи в международных выпусках, особенно в трактовке \"войны против терроризма\", это агентство сможет создать нишу для себя в международном телерадиовещании и таким образом обогатить глобальный медиадис-курс А ее программы могут стать доступными для глобальной публики и помогать формировать ее взгляды есть, с одной в стороны, деятельность Аль-Джазиры оценивается как участие в информационной войне, а с другой - она??противостоит доминирующей пропаганде, а потому генерирует другой взгляд на сви світ.

Объявляя суррогатный \"крестовый поход\" за демократическими ценностями, граждане США получают взамен авторитаризм у себя дома В сложных условиях информационной войны, которая грозит превратиться в г глобальную, важно не разочароваться в демократических функциях медиа, пишет С Вебер Ведь СМК выступают регулятором и индикатором общественных процессов, одновременно ограничивая стремление государственной системы к в севладности Без CNN, говорит она, было бы гораздо меньше известно о том, что Америка думает сам о себе и без циркуляции непрерывного знания мы не осознавали бы, что происходит вокруг нас Поэтому С Вебер предпочитает невротической и нарциссический - в противоположность бессознательной - Америке Тот же В Черепанин приводит в примеры из жизни \"сознательного\" Запада позицию таких медиа, как \"USA Today\", \"Wal l Street Journal \",\" The Guardian \",\" Dawn \", содержащих серьезные статьи и проводят много дискуссий, которых сейчас существенно не хватает Он отмечает, что наибольшее количество оппонентов войны находится в универ Итет, где преобладает постмодернистское направленияпрямування.

Возвращаясь к теоретических оснований дискуссии, отметим, что всестороннее идеологическое где центрирования, предлагаемое постмодернизмом, на самом деле не дает возможность поставить \"реальные вопросы\" Постмодернизм ам мбивалентний, поэтому не предполагает выбора как такового постмодерна мышление имеет способность изменять названия баррикад, превращаясь в новую технологию блефа А у нас остается лишена смысла название Следовательно претензии Ж Бодрийяр в контролируемой правительством прессы 60-х устарели настолько, насколько он всерьез воспринимал бы утверждение о расширении влияния общественности на глобальную информационную политику теперь, в начале нового тысячелетия есть такое влияние действительно увеличился Одновременно это свидетельствует о появлении новых, изощренных технологий манипулирования массовым сознаниемдомістю.

Постмодернистская идеологическая относительность также превратилась в манипуляционную технологию, которая теперь используется не только левыми интеллектуалами, но и правыми, в т ч и Глобально доминантными, правительство дамы Поэтому для того, чтобы поставить \"реальные вопросы\", следует самому принять определенную позицию, при последовательном отстаивании может одновременно оказаться правой - с точки зрения конкретного места событий и потребности бы решения определенных задач, хоть с украинским взгляд в этом случае левых и правых объединяет нечто третье, чего не хватает нашему настоящему Можем назвать это врожденным человеческим чувством справедливостиості.

По меткому выражению Ж Бодрийяр, коммуникация стала жертвой чрезвычайно большой коммуникации Предварительный мир взорвался под давлением разнообразия местных, этнических, сексуальных и религиозных рационально остей Вместе с тем, постмодернизм утвердился как технология глобальной власти и уже не принадлежит только критически мыслящим интеллектуалам Этот очередной-изм также не выходит за пределы идейных противостояний, а поэтому не может обеспечивать полифоничность суждений Напротив, существует множество примеров того, что постмодернизм выступает обоснованием стратегий манипулирования, ограничений и насилия Опыт непримиримо идео логизованого XX ст указывает на необходимость царствования интеллектуальных борений с социальным опытом частности необходимо углублять медиаторську функцию медиа как закрепленную правом нонконформистскую технолог ию, оставлять надежду и обеспечивать свободу дискуссий в условиях новых глобальных противостоянийтистоянь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: