Из всего перечня разработанных наукой механистических и органическихорганизационных структур управления выбирается наиболее приемлемая для реализации целей предприятия с учетом специфики внешней и внутренней среды. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В крупной организации управленческая работа разделяется по горизонтали и вертикали.
Проектирование организационных структур управления осуществляется поэтапно.
На первом этапе осуществляется деление проводимых в организации работ в соответствии с важнейшими направлениями ее деятельности. Принимается решение, какие виды деятельности отнести к линейным и штабным подразделениям.
На втором этапе определяется численность структурных подразделений и уровни управления, определяются организационные полномочия различных уровней, устанавливается соотношение этих полномочий, разрабатывается специализация управления.
На третьем этапе формируются функции структурных образований, формулируются должностные обязанности как совокупность задач и функций для всех уровней управления, их выполнение закрепляется за конкретными должностями и поручается назначенным руководителям. Устанавливаются нормативы выполнения работ, допустимые границы деятельности. При необходимости разрабатываются конкретные задачи непосредственным исполнителям работ, на которых возлагается ответственность за их выполнение
|
|
На четвертом этапе, на основании разработанной организационной структуры управления, сформированных функций структурных подразделений и должностных инструкций разрабатывается регламент работы организации, являющийся основным документом организационно-управленческой деятельности сформированной системы управления.
На пятом этапе обеспечивается формализация принятых решений по формированию организационной структуры управления. Утвержденные положения о структурных подразделениях и должностные инструкции доводятся до конкретных исполнителей.
Утвержденные структуры и обязанности должностных лиц не являются раз и навсегда данными.
Организационные структуры могут развиваться путем совершенствования или нового проектирования в зависимости от изменений внешней среды и происходящих перемен внутри организации. Совершенствование структур может осуществляться на основе децентрализации управления и делегирования полномочий на средние и низовые уровни, интегрирования различных форм адаптивных структур внутри механистической структуры (путем создания венчурных фондов, бизнес-центров, бригадных структур, проектных групп и др.), создания конгломератных структур за счет внешнего слияния предприятий и др.