Малоразмерный двухконтурный ТРД РДК-300 (1982 г.) предназначен для беспилотных летательных аппаратов. Он размещается на пилоне или внутри фюзеляжа. Модифицированный вариант двигателя существует для применения в гражданской авиации. РДК-300 оснащен современной электронно-гидромеханической системой автоматического управления, реализующей различные его функции (запуск, регулировку, остановку). Конструктивно все оборудование размещается в одном корпусе малого размера. Запуск его производится пиростартером.
На двигателе применен встроенный электрический генератор. Обладая малыми габаритами, он обеспечивает оборудование как двигателя, так и ЛА электроэнергией до 4 кВА.
Рвзл. = 300...350 кгс
Суд.кр. = 0,785 кг/кгс.ч
Ов взл. = 7,5 кг/с
m = 1
Кк = 8,5
Эдв. = 315 мм
Ьдв. = 850 мм
Мдв. = 95 кг
Р79
авиационный турбореактивный двигатель
Для сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141 создан подъемно-маршевый двигатель (ПМД) Р79В-300. Выпущен малой серией в 1984-92 гг. В 1993 г. 12 построенных двигателей отработали около 3500 часов, из которых 500 в полете.
|
|
Двигатель спроектирован по двух- вальной модульной схеме со смешением потоков. Впервые в мире конст- рукторам-двигателистам удалось осуществить в поворотном реактивном сопле форсажный режим (отклонение газового потока возможно и на форсаже).
Система регулирования электронная трехканальная. При работе с горизонтальным соплом она дублируется гидромеханическим регулятором подачи топлива.
Р79-300 и РДК-300 [12] |
141 [2] |
При вертикальном взлете и посадке ПМД в составе СУ отклоняет вектор тяги на 95° (вертикальный взлет), изменяет величину тяги для балансировки самолета по тангажу, подает воздух на струйные рули для балансировки машины по крену и курсу (на этом режиме предельная тяга двигателя снижается до 14000 кгс и подает воздух в подъемные двигатели для их запуска и топливо для работы на всех режимах. Кроме этого, ПМД обеспечивает системы самолета электроэнергией и давлением сервожидкости. Р79В-300 отличается бездымностью выхлопных газов и малым содержанием в них углекислого газа. Для поворота сопла ПМД в задней части фюзеляжа имеется складывающаяся створка, состоящая из двух половин. Привод створки - гидроцилиндр - находится в нижней части фюзеляжа и закрыт обтекателем. Сопло располагается примерно на 2/3 длины самолета (между двумя хвостовыми балками), с тем, чтобы обеспечить баланс тяг ПМД и ПД на переходных режимах и режимах висения. При этом точка приложения суммарного вектора тяги проходит через центр тяжести самолета. При коротком взлете сопло после начала движения от горизонта останавливается в положении 62°. Перевод его в горизонт осуществляется автоматом разгона или вручную рычагом управления соплом. Двухвальный ТРДД Р79В-300 конструктивно состоит из пятиступенчатого компрессора низкого давления (Ов = 120 кг/с), шестиступенчатого компрессора высокого давления (отбор воз
духа за двумя ступенями), кольцевой камеры сгорания (горение происходит в двух зонах), одноступенчатых турбин низкого и высокого давления с охлаждаемыми лопатками (рабочие колеса ТВД и ТНД вращаются в противоположные стороны), форсажной камеры (сохраняет рабочее состояние в режиме "висе- ния" при угле 95° по отношению к направлению полета) и реактивным соплом, которое меняет положение относительно горизонтальной оси: 0° (горизонтальный полет), 63° (короткий взлет) и 90° (вертикальная посадка и "висение"). Рф.взл. = 15500 кгс Рвзл. = 10500 кгс Суд.ф.взл. = 1,6 кг/кгс.ч Ркр. = 10980 кгс
|
|
АМНТК "СОЮЗ"
Суд.кр. = 0,66 кг/кгс.ч Рмакс. = 14000 кгс Ов взл. = 180 кг/с m = 0,8
Тг взл. = 1620 К 71к взл. = 22 Эдв.макс. = 1716 мм Эдв.вх. = 1100 мм Ьдв. = 5229 мм Мдв. = 2750 кг
Для проекта "37" ОКБ Сухого (многоцелевой истребитель-бомбардировщик) в 1995 г. был предложен ТРДДФ Р79М-300 максимальной тягой 18500 кгс с системой управления вектором тяги в вертикальной плоскости на ±20° и цифровой ЭДСУ. Р79М оснащен также новой системой управления и усовершенствованной камерой сгорания.
На базе Р79 создается двигатель ВК-21 тягой 12000 кгс (общая с Р79 турбокомпрессорная часть). Сейчас два двигателя проходят стендовые испытания.
С-21 [6] |
Три ВК-21 предполагается установить на самолет С-21 ОКБ Сухого.
ТВ128-300
авиационный турбовинтовой двигатель
от компоновки самолета) ТВ128-300 [1] |
ТВ-0-100
авиационный турбовальный двигатель
Совместная с ОКБМ разработка ТВаД двигателя для вертолета Ка-126. См. главу "Омское КБ моторостроения".
АМНТК
Р123-300
авиационный турбореактивный двигатель
Конструктивная схема Р123-300 [103] |
Р123-300 - проект двухвального ТРДД для легких дозвуковых самолетов. Компрессор двигателя состоит из одной ступени КНД (m = 6) и трех ступеней КВД (регулируемый ВНА, третья ступень центробежная). Двигатель имеет противоточную камеру сгорания кольцевого типа, одноступенчатые турбины высокого и низкого давления, реактивное сопло со смешением. Рвзл. = 430 кгс
Р125-300
турбореактивный краткоресурсный двигатель
Р125-300 - проект турбореактивного одновального двигателя малой двух- контурности для установки на беспилотные ЛА.
Конструктивная схема Р125-300 [103] |
Простота конструкции, использование недорогих материалов, малое количество деталей обеспечивают снижение трудоемкости изготовления и низкую себестоимость двигателя. Конструктивно Р125-300 состоит из одноступенчатого вентилятора, трехступенчатого компрессора высокого давления и одноступенчатой турбины. Двигатель оснащен электронной системой автоматического управления, встроенным электрогенератором и автономной масляной системой. Запуск осуществляется с помощью пи- ростартера. Рвзл. = 350...450 кгс Мдв. = 50 кг Эдв. = 315 мм Ьдв. = 535 мм
Р126-300
авиационный турбореактивный двигатель
Р126-300 - проект двухвального ТРДД для установки на административные самолеты и самолеты МВЛ (например, Ту-324).
Компрессор низкого давления одноступенчатый, высокого давления - пять осевых ступеней плюс одна центробежная. Установлены противоточ- ная камера сгорания кольцевого типа, двухступенчатая турбина высокого давления и трехступенчатая низкого давления, реактивное сопло со смешением. Возможна установка реверсивного устройства. Рвзл. = 4000...5500 кгс
|
|
Р127-300
авиационный турбореактивный двигатель
Р127-300 - проект двухвального ТРДД для авиации общего назначения. Конструктивно состоит из одноступенчатого осевого КНД, двухступенчатого центробежного КВД, противоточ- ной камеры сгорания, двухступенча- Рвзл. = 900 кгс
тых турбин низкого и высокого давле- Gb = 31 кг/с
ния. Реактивное сопло со смешением. m = 4,8 Возможна установка реверсивного устройства.
©
ОАО „ТураеВское машиностроительное конструкторское бюро
«Союз"
ТУРАЕВСКОЕ МКБ "СОЮЗ"
Адрес: 140061 Россия, г. Лыткарино Московской обл. Тел.: (095) 555-0281, 552-5700 Факс: (095) 552-5878
Генеральный директор/Главный конструктор - Комиссаров Геннадий Васильевич Образовано 1 августа 1964 г. как ОКБ-4-300. Акционировано в 1994 г.
Направления работ в настоящее время:
• ЖРД малой тяги;
• Силовые установки космических аппаратов;
• Прямоточные ВРД
• Форсажные камеры ВРД (в том числе и для ТРДДФ РД-33);
• Малоэмиссионные камеры сгорания СПВРД и ГПВРД
• Исследования проблемных вопросов организации рабочего процесса в камерах сгорания ГПВРД. Имеет экспериментальное производство с испытательным оборудованием.
Материалы по Тураевскому МКБ "Союз" подготовлены с использованием электронной энциклопедии М.А.Первова "Отечественное ракетное оружие 1947-2000" ("АКС-Конверсалт", 1999) и по выставочным материалам аэросалона МАКС-99.
© |
ТУРАЕВСКОЕ МКБ "СОЮЗ
А / 210Б
жидкостный ракетный двигатель малой тяги
ЖРДМТ 210А и 210Б предназначены для изменения высоты и плоскости орбиты спутников. Устанавливались на первые маневрирующие спутники военного назначения "Полет-1" и "Полет-2" массой 1400 кг разработки
ОКБ-52 Челомея, предназначенных для системы перехвата вражеских спутников.
КА "Полет-1" [66] |
ЖРДМТ был рассчитан на 350 запусков, основной двигатель - на 300 запусков.
Д80
сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель + РДТТ
СПВРД 3Д80 разработан в середине 70-х гг. под руководством Михаила Бондарюка и Игоря Леванова для установки на ракетный комплекс "Москит" с корабельной противокорабельной крылатой ракетой 3М80 разработки МКБ "Радуга". Ракета имеет маршевый сверхзвуковой ПВРД, а также стартовый РДТТ (размещен внутри камеры ПВРД, выбрасывается из камеры после выработки твердого топлива). Максимальная дальность стрельбы ракеты 90 км. Крейсерская скорость 2800 км/ч. Высота полета на марше 20 м. Комплекс "Москит" состоит на вооружении ракетных крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей, малых ракетных кораблей проекта 1239. Им оснащался также экрано- план "Лунь".
|
|
Морская крылатая ракета 3М80 [20] |
Су-33 [31] |
Ракетным комплексом "Москит-Е" (две счетверенные пусковые установки) оснащены эсминцы проекта "956", экспортные варианты эсминца проекта "956Э" для Китая, большие ракетные катера проекта "1241-1". "Москит-Е" состоит на вооружении большого противолодочного корабля "Адмирал Ча- баненко".
Еще один объект применения СПВРД 3Д80 - авиационный ракетный комплекс с крылатой противокорабельной ракетой класса "воздух-поверхность" Х-41 (3М80) разработки МКБ "Радуга". Ракета создана на основе морской ракеты "Москит" 3М80. Комплекс принят на вооружение в 90-е гг. Максимальная дальность стрельбы Х-41 250 км. Крейсерская скорость полета Мп = 3. Комплексом вооружены истребители Су-27К и Су-33.
Модификация 3Д81 отличается наличием раскладывающихся стабилизаторов пламени V-образного сечения с топливными коллекторами. Удельный импульс на маршевом режиме 1200 кгс.с/кг.
Модификация 3Д83 имеет регулируемое двухпозиционное сопло, приводимое энергией основного потока газа.
ТУРАЕВСКОЕ МКБ "СОЮЗ"
ДПК
© |
сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель + РДТТ
Крылатая ракета класса "воздух-поверхность" Х-31П [53] |
Двигательная установка 31ДПК разработана под руководством Михаила Бондарюка и Игоря Леванова во второй половине 70-х гг. и предназначена для крылатых ракет класса воздух-поверхность" Х-31А и Х-31П. Силовая установка состоит из маршевого СПВРД со стартовым РДТТ, который после выработки топлива, как и на КР 3М80, выбрасывается из камеры сгорания СПВРД. Авиационный ракетный комплекс высокоточного оружия с тактической противокорабельной ракетой класса "воздух-поверхность" Х-31А разработки ОКБ "Звезда" принят на вооружение в 1989 г.
Дальность стрельбы - от 5 до 70 км. Скорость полета 1000 м/с.
Комплексом Х-31А вооружены самолеты МиГ-29М, МиГ-29СМТ, МиГ-29К, МиГ-31, Су-17, Су-24М, Су-25, Су-27ИБ, Су-35, Як-141.
Крылатая ракета класса "воздух-поверхность"Х-31А [52] |
Другой объект применения силовой установки 31ДПК - авиационный ракетный комплекс высокоточного оружия с тактической противорадиоло- кационной ракетой класса "воздух- поверхность" Х-31П. Комплексом Х-31П вооружены самолеты МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31, Су-17, Су-24М, Су-25Т, Су-27М, Су-27ИБ, Су-30МК, Су-35, Як-141.
Прямоточный воздушно-реактивный двигатель [1] |