Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель


 


Экспериментальный двухрежимный ГПВРД (1990 г.) разработан совместно ЦИАМ, Тураевским МКБ "Союз", МКБ "Факел" и др. и предназначен для до- разгона и маршевого полета гиперзву­ковой летающей лаборатории. При наземных стендовых испытаниях подтверждена работоспособность в следующих условиях: Диапазон высот полета 8000...27000 м Тв на входе в двигатель = 500...1000 К (Мп = 2,3...4,5)

Тт на входе в двигатель ^ 423 К От = 0,4...10 кг/с Ов = 25...208 кг/с

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель [1]

Непрерывная работа - более 3400 с Летные испытания 1991-92 гг. под­твердили возможность организации эффективного сжигания водородного топлива в сверхзвуковом потоке возду­ха в тракте ГПВРД.

Гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" [22]

ТУРАЕВСКОЕ МКБ "СОЮЗ

ГПВРД устанавливается в носовой части летающей лаборатории, что обеспечи­вает натекание на него невозмущенного воздушного потока с углом атаки < 5°. Двигатель имеет осесимметричную конфигурацию и состоит из осесимме- тричного трехскачкового воздухоза­борника с центральным телом, кольце­вой комбинированной камеры сгора­ния с тремя секциями и тремя пояса­ми струйных форсунок для впрыска нагретого газообразного водорода и реактивного сопла с центральным те­лом, обеспечивающего двойное расши­рение площади проходного сечения проточного тракта двигателя. В состав двигателя входят также сис­тема регулирования расхода водорода, система охлаждения стенок камеры сгорания и сопла, измерительное обо­рудование. Эдв. = 400 мм Ьдв. = 1300 мм



ГП „Тушинское машиностроительное конструкторское бюро

«Союз"


ТУ
/

СКОЕ МКБ "СОЮЗ


 


Адрес: 123362 Россия, г. Москва, ул. Вишневая, 7

Тел.: (095) 491-5865

Факс: (095) 490-2154, 491-8115

Главный конструктор - Нусберг Роальд Юлианович

Первый заместитель ГК - Лобурев Анатолий Васильевич, тел. (095) 491-5801

Заместитель ГК по эксплуатации/Заместитель по ВЭД - Рузин Владимир Михайлович, тел. (095) 491-8115 Заместитель ГК/Директор предприятия - Винокуров Владимир Иванович, тел. (095) 491-4482 Начальник отдела ВЭД - Цуцков Валерий Викторович, тел. (095) 491-6378

Приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности №444с от 13 июля 1942 г. было создано опыт­но-конструкторское бюро завода №500. Приказом Министерства авиационной промышленности №175 от 30 ап­реля 1966 г. ОКБ завода №500 переименовано в Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "Союз" Министерства авиационной промышленности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ап­реля 1996 г. предприятие переименовано в Государственное унитарное предприятие "Тушинское машинострои­тельное конструкторское бюро "Союз". КБ возглавляли:

Чаромский Алексей Дмитриевич - с 13 июля 1942 г. по 14 мая 1946 г.

Яковлев Владимир Михайлович - с 14 мая 1946 г. по сентябрь 1953 г.

Мецхваришвили Николай Георгиевич - с 1957 по 1965 гг.

Хачатуров Константин Рубенович - с 1966 по 1982 гг.

Швецов Юрий Евгеньевич - с 1982 по 1987 гг.

Нусберг Роальд Юлианович - возглавляет предприятие с 1987 г.

КБ было ориентировано на разработку и создание дизельных двигателей для авиации, микро-ЖРД для космиче­ских систем и ТРД. Разработано и создано более 40 типов и модификаций ТРД, 22 из которых внедрены в серий­ное производство.

ТМКБ "Союз" располагает опытным производством, лабораторной базой с уникальными установками для апроба­ции конструкторских решений и идей, испытательной станцией.

Имеет филиалы в г.Жуковский Московской области и г.Ахтубинск Астраханской области.

Глава по Тушинскому МКБ "Союз" подготовлена редакцией на основе материалов, переданных ей от разработчи­ка и доработанных по рекламным проспектам предприятия. Часть данных по РД-500 предоставлены "Заводом имени В.Я.Климова".


ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ


 


АЧ

авиационные/танковые дизельные двигатели


 


АЧ-30Б [26]

Ер-2 [108]
Ил-6 [108]

 


КВ-1 [20]

В 1931-33 гг. в одной из лабораторий ЦИАМ, которой руководил А.Д.Ча- ромский, был создан первый отечест­венный авиационный дизельный двигатель АН-1 ("авиационный неф­тяной") мощностью 850...900 л.с. В 1939-42 гг. он был развит в более мощные дизельные двигатели АЧ-30, АЧ-30Б и АЧ-30БФ.

АЧ-30Б - это V-образный 12-цилинд­ровый двигатель с агрегатами надду­ва - центробежным нагнетателем и двумя турбокомпрессорами (по одно­му на каждый блок).

М501

авиационный/корабельный

В 1946-53 гг. под руководством В.М.Яковлева был разработан дизель­ный двигатель М501, который пред­ставлял собой по схеме 42-цилиндро­вую 7-рядную звезду с наддувом от тур­бокомпрессора ТК-501 (2-х ступенча­тый центробежный компрессор и газо­вая турбина).

Выпуск М501 осуществлялся в ТМКБ "Союз".

АЧ-30Б являлся одним из лучших авиадвигателей в мире по экономич­ности и весовым характеристикам. Он устанавливался на некоторые эк­земпляры самолетов Ер-2 и Пе-8 с воздушными винтами АБ-5ЛВ-116 или ВИШ-24. ^зл. = 1500 л.с. Nef. = 1250 л.с. (Н = 6000 м) Суд.кр. = 150...165 г/л.с.ч Удельная масса 0,86 кг/л.с. Топливо - керосин Ресурс 200 часов

АЧ-30БФ (1944 г) мощностью 1900 л.с. с непосредственным впрыском спир­та производился в единичных эк­земплярах и применялся на опытных самолетах Ил-6.

Попытки установить двигатели АЧ-31 и АЧ-32 (1945 г.) на Пе-8 и Ил-12 ус­пехом не увенчались из-за их недове- денности.

За период с 1943 по 1946 гг. в ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" выпу­щено около 900 двигателей АЧ-30 разных модификаций.

дизельный двигатель

М501 являлся самым мощным и эко­номичным для своего времени двига­телем в мире. Однако в связи с пере­ориентацией боевой авиации на ре­активные двигатели по просьбе Ми­нистерства ВМФ СССР, дизель М501 был переделан в морской вариант М501М с разработанным в ТМКБ "Союз" реверсом и был передан на Ленинградский завод тяжелого ма-

Дизель АЧ-40 мощностью 1500 л.с. ста­вился на самолет БОК-11, разработан­ный до Великой Отечественной войны в Бюро особых конструкций. АЧ-40 вы­пущен в нескольких экземплярах. На основе авиадвигателя АЧ-30Б под руководством Чаромского в 1946-47 гг. был разработан и изготовлен танко­вый дизельный двигатель ТД-30Б. После успешных стендовых испыта­ний в ТМКБ и ходовых испытаниях на полигонах на танках "КВ" образцы двигателей и техдокументация были переданы в танковую промышлен­ность, где двигатель ТД-30Б был внед­рен в серийное производство в 1948 г. Всего выпущено около 500 двигателей ТД-30Б.

Создание ТД-30Б на базе мощного авиационного дизеля АЧ-30Б было первым этапом работ по созданию мощных дизель-моторов для сверх­мощных отечественных танков.

шиностроения, где производился се­рийно для нужд ВМФ. М501М стал прототипом для создания еще более мощных 56-цилиндровых двигателей для ВМФ. ^акс. = 6000 л.с. Суд.кр. = 150...165 г/л.с.ч Удельная масса 0,74 кг/л.с. Топливо - керосин Ресурс 100 часов


ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ"

РД-500

авиационный турбореактивный двигатель


 


Один из первых отечественных турбо­реактивных двигателей РД-500 создан на базе двигателя Rolls-Royce Dervent-V под руководством В.М.Яковлева. Рабо­ты по РД-500 велись на заводе №500 совместно с ОКБ-117 под общим руко­водством В.Я.Климова. Серийный выпуск двигателя осуще­ствлялся в ОАО "ММП имени В.В.Чер­нышева" с 1948 г. и ОАО "Мотор Сич" с 1956 г.

Изготовлено около 1300 экземпляров. Двигатель РД-500 представлял собой одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным двухсторонним ком­прессором, девятью индивидуальны­ми трубчатыми камерами сгорания, одноступенчатой турбиной и выхлоп­ной трубой с реактивным насадком Рвзл. = 1590 кгс n = 14700 об./мин. Суд.взл. = 1,05 кг/кгс.ч

Gb = 28,5 кг/с Кк = 4,0

Тг макс. = 1130 К Ьдв. = 2248 мм Эдв. = 1042 мм Мдв. = 567 кг Топливо - керосин Т1 Ресурс 100 часов

Ла-15 [2]

РД-500 [26]
Як-23 [8]
КС-1 "Комета" [99]

РД-500 устанавливался на самолетах Ла-15, Як-23, Ту-12 (вариант с РД- 45Ф, РД-500 был третьим двигателем в фюзеляже), а также опытных само­летах Су-13, Як-1000, Як-30 (первый), "180" КБ Лавочкина. На истребителе Як-25 с РД-500 была достигнута ре­кордная по тому времени скорость по­лета у земли - 975 км/час. РД-500К (короткоресурсный двига­тель для авиационной ракеты класса "воздух-поверхность" "Комета" КС-1 (самолет-снаряд); кроме СССР, РД-500К выпускался в конце 50-х гг. в Китае.


 


Р29-300

авиационный турбореактивный двигатель


 


Р29Б-300[26]

Первый из двигателей семейства Р29-300, ТРД Р27Ф2-300 ("Изделие 47"), был спроектирован и изготовлен под руководством Генерального конструк­тора С.К.Туманского (см. АМНТК "Со­юз"). В 1966 г было принято решение о передаче работ по совершенствованию и доводке двигателей семейства

Р29-300 в ТМКБ "Союз" Главному кон­структору К.Р.Хачатурову. Производится в ОАО "Уфимское мото­ростроительное ПО". Одноконтурный ТРДФ выполнен по двухвальной схеме. Конструкция дви­гателя включает пятиступенчатый компрессор низкого давления, шести- ступенчатый компрессор высокого дав­ления, кольцевую камеру сгорания, од­ноступенчатые турбины высокого (n = 8800 об./мин.) и низкого давления (n = 8500 об./мин.), форсажную камеру и реактивное сопло. В двигателе Р27Ф2М-300 ("Изделие 47М") для самолетов МиГ-23УБ и МиГ-23С за счет перепрофилирования 1-й и 2-й ступеней компрессора, повы­шения температуры газа перед турби­ной до 1373 К, изменения программы автоматического регулирования и из­менения конструкции реактивного соп­ла тяга на форсаже была увеличена до

10200 кгс при удельном расходе топли­ва не более 2,09 кг/кгс.ч, степени по­вышения давления в компрессоре 10,9. Удельный вес 0,169 кг/кгс. Для повы­шения запаса газодинамической устой­чивости компрессора был введен пере­пуск воздуха перед рабочим колесом 1-й ступени. Рф. = 10200 кгс Суд.ф. = 2,1 кг/кгс.ч Ов = 95 кг/с Кк = 10,9 Тг = 1373 К Мдв. = 1725 кг

На двигателе Р29-300 ("Изделие 55") для истребителей МиГ-23М, МиГ-23МС и МиГ-23МФ за счет перепрофилирова­ния 1-й и 2-й ступеней компрессора и увеличения наружного диаметра уда­лось заметно улучшить характеристи­ки. С целью обеспечения надежности турбины на двигателе применены соп­ловые лопатки 1-й ступени с конвек­тивно-пленочным охлаждением. Рмакс. = 8300 кгс Суд.макс. = 0,95 кг/кгс.ч Рф. = 12500 кгс Суд.ф. = 2,0 кг/кгс.ч Ов =110 кг/с К к ф = 13,1 Тг = 1423 К Ьдв. = 4960 мм Эмакс. = 912 мм Мдв. = 1880 кг Муд. = 0,142 кг/кгс

ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ"
ГТП 55СТ-20 [1]

На фронтовые истребители-бомбарди­ровщики МиГ-23Б и МиГ-27 устанавли­вается двигатель Р29Б-300 ("Изделие 55Б"), имеющий улучшенную эконо­мичность. Этот двигатель оснащен не­большой форсажной камерой и укоро­ченным двухпозиционным реактив­ным соплом для дозвуковых воздушных операций на низких высотах. Рф. = 11500 кгс

Ркр. = 4200 кгс Суд.ф. = 1,80 кг/кгс.ч Суд.кр. = 0,78 кг/кгс.ч Тг = 1408 К Ов = 105 кг/с

Кк = 12,2

Ьдв. = 4991,5 мм Опо фланцу турбины = 986 мм Мдв. = 1782 кг Удельный вес 0,154

На фронтовом истребитель-бомбарди­ровщике Су-22 устанавливается двига­тель Р29БС-300 ("Изделие 55БС"), отли­чающийся коробкой приводов. Дальнейшее увеличение тяги двигателя, необходимое для улучшения летно-тех- нических характеристик самолета было реализовано на двигателе Р35-300 ("Из­делие 77") за счет повышения темпера­туры газа перед турбиной. При перепро­филировании рабочих лопаток первой ступени компрессора было впервые ис­пользовано проектирование с учетом параметров потока вдоль линии тока, что позволило повысить к.п.д. ступени. На двигателе применены высокоэффек­тивные системы охлаждения сопловых лопаток 1-й и 2-й ступеней и рабочих лопаток 1-й и 2-й ступеней турбины. Рф. = 13000 кгс Ркр. = 8550 кгс Суд.ф. = 1,96 кг/кгс.ч Тг = 1523 К Муд. = 0,138 кг/кгс.ч Мдв. = 1794 кг

Двигатель Р35 установлен на истреби­телях МиГ-23МЛ/МЛА/МЛД/П. Произ­водился в АО "ММП имени В.В.Черны­шева". Ремонт двигателей семейства Р29-300 выполняется на Луганском АРЗ, заводах-производителях, либо мо­жет быть организован через ОАО "Авиасервис".

МиГ-27 [1]

В 1992 г. на базе Р29-300 разработан газогенератор ГГ55 для применения в

Су-22 [6]

лазерных и газотурбинных установках. АО "Энергоавиа" совместно с ТМКБ раз­работало газотурбинную установку ПГТУ 55СТ-20, где в качестве источни­ка мощности используется ГТП 55СТ-20 (создан на основе ГГ55; включает в себя также силовую турбину разработки ЗМКБ "Прогресс", переходное и выход­ное устройства, промежуточный вал). ГТП 55СТ-20 выпускается в ОАО "ММП имени В.В.Чернышева". Электрическая мощность ПГТУ 20 МВт Тепловая мощность 30 Гкал/ч Удельный расход тепла 2772 ккал/кВтч Расход газа за силовой турбиной 96,9 кг/с Ресурс до списания 80000 часов Установки ВМ-92 для очистки взлетно- посадочных полос на базе газогенера­тора ГГ55, которые монтируются на ав­томобильном шасси, эксплуатируются в аэропорту "Шереметьево" г Москва.


ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ"

РД-1700

РД-1700 [1]
лятор, четырехступенчатый компрес­сор высокого давления и двухступен­чатую турбину с охлаждаемыми ло­патками. Подготовка к производству РД-1700 осуществляется в АООТ "ММП им. В.В.Чернышева". Рвзл. = 1700 кгс

авиационный турбореактивный двигатель

Малоразмерный ТРДД РД-1700, раз­работанный ТМКБ совместно с Цент­ральный институтом авиационного моторостроения предназначен для ус­тановки на учебно-тренировочный са­молет МиГ-УТС (вариант МиГ-АТ). Двигатель выполнен по двухвальной схеме, имеет двухступенчатый венти­

МиГ-АТ [2]

m = 0,78 Мдв. = 297,5 кг

Общий технический ресурс 6000 часов Ресурс горячей части 4000 часов На базе газогенератора двигателя РД-1700 разрабатывается семейство ТРДД для перспективных самолетов. Основные характеристики разрабаты­ваемого семейства двигателей: Рвзл. = 1700...3020 кгс Суд.взл. = 0,5...0,7 кг/кгс.ч пк = 14,3...19,6 m = 0,78...3,3


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: