Экспериментальный двухрежимный ГПВРД (1990 г.) разработан совместно ЦИАМ, Тураевским МКБ "Союз", МКБ "Факел" и др. и предназначен для до- разгона и маршевого полета гиперзвуковой летающей лаборатории. При наземных стендовых испытаниях подтверждена работоспособность в следующих условиях: Диапазон высот полета 8000...27000 м Тв на входе в двигатель = 500...1000 К (Мп = 2,3...4,5)
Тт на входе в двигатель ^ 423 К От = 0,4...10 кг/с Ов = 25...208 кг/с
Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель [1] |
Непрерывная работа - более 3400 с Летные испытания 1991-92 гг. подтвердили возможность организации эффективного сжигания водородного топлива в сверхзвуковом потоке воздуха в тракте ГПВРД.
Гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" [22] |
ТУРАЕВСКОЕ МКБ "СОЮЗ
ГПВРД устанавливается в носовой части летающей лаборатории, что обеспечивает натекание на него невозмущенного воздушного потока с углом атаки < 5°. Двигатель имеет осесимметричную конфигурацию и состоит из осесимме- тричного трехскачкового воздухозаборника с центральным телом, кольцевой комбинированной камеры сгорания с тремя секциями и тремя поясами струйных форсунок для впрыска нагретого газообразного водорода и реактивного сопла с центральным телом, обеспечивающего двойное расширение площади проходного сечения проточного тракта двигателя. В состав двигателя входят также система регулирования расхода водорода, система охлаждения стенок камеры сгорания и сопла, измерительное оборудование. Эдв. = 400 мм Ьдв. = 1300 мм
|
|
ГП „Тушинское машиностроительное конструкторское бюро
«Союз"
ТУ |
/ |
СКОЕ МКБ "СОЮЗ
Адрес: 123362 Россия, г. Москва, ул. Вишневая, 7
Тел.: (095) 491-5865
Факс: (095) 490-2154, 491-8115
Главный конструктор - Нусберг Роальд Юлианович
Первый заместитель ГК - Лобурев Анатолий Васильевич, тел. (095) 491-5801
Заместитель ГК по эксплуатации/Заместитель по ВЭД - Рузин Владимир Михайлович, тел. (095) 491-8115 Заместитель ГК/Директор предприятия - Винокуров Владимир Иванович, тел. (095) 491-4482 Начальник отдела ВЭД - Цуцков Валерий Викторович, тел. (095) 491-6378
Приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности №444с от 13 июля 1942 г. было создано опытно-конструкторское бюро завода №500. Приказом Министерства авиационной промышленности №175 от 30 апреля 1966 г. ОКБ завода №500 переименовано в Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "Союз" Министерства авиационной промышленности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. предприятие переименовано в Государственное унитарное предприятие "Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "Союз". КБ возглавляли:
|
|
Чаромский Алексей Дмитриевич - с 13 июля 1942 г. по 14 мая 1946 г.
Яковлев Владимир Михайлович - с 14 мая 1946 г. по сентябрь 1953 г.
Мецхваришвили Николай Георгиевич - с 1957 по 1965 гг.
Хачатуров Константин Рубенович - с 1966 по 1982 гг.
Швецов Юрий Евгеньевич - с 1982 по 1987 гг.
Нусберг Роальд Юлианович - возглавляет предприятие с 1987 г.
КБ было ориентировано на разработку и создание дизельных двигателей для авиации, микро-ЖРД для космических систем и ТРД. Разработано и создано более 40 типов и модификаций ТРД, 22 из которых внедрены в серийное производство.
ТМКБ "Союз" располагает опытным производством, лабораторной базой с уникальными установками для апробации конструкторских решений и идей, испытательной станцией.
Имеет филиалы в г.Жуковский Московской области и г.Ахтубинск Астраханской области.
Глава по Тушинскому МКБ "Союз" подготовлена редакцией на основе материалов, переданных ей от разработчика и доработанных по рекламным проспектам предприятия. Часть данных по РД-500 предоставлены "Заводом имени В.Я.Климова".
ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ
АЧ
авиационные/танковые дизельные двигатели
АЧ-30Б [26] |
Ер-2 [108] |
Ил-6 [108] |
КВ-1 [20] |
В 1931-33 гг. в одной из лабораторий ЦИАМ, которой руководил А.Д.Ча- ромский, был создан первый отечественный авиационный дизельный двигатель АН-1 ("авиационный нефтяной") мощностью 850...900 л.с. В 1939-42 гг. он был развит в более мощные дизельные двигатели АЧ-30, АЧ-30Б и АЧ-30БФ.
АЧ-30Б - это V-образный 12-цилиндровый двигатель с агрегатами наддува - центробежным нагнетателем и двумя турбокомпрессорами (по одному на каждый блок).
М501
авиационный/корабельный
В 1946-53 гг. под руководством В.М.Яковлева был разработан дизельный двигатель М501, который представлял собой по схеме 42-цилиндровую 7-рядную звезду с наддувом от турбокомпрессора ТК-501 (2-х ступенчатый центробежный компрессор и газовая турбина).
Выпуск М501 осуществлялся в ТМКБ "Союз".
АЧ-30Б являлся одним из лучших авиадвигателей в мире по экономичности и весовым характеристикам. Он устанавливался на некоторые экземпляры самолетов Ер-2 и Пе-8 с воздушными винтами АБ-5ЛВ-116 или ВИШ-24. ^зл. = 1500 л.с. Nef. = 1250 л.с. (Н = 6000 м) Суд.кр. = 150...165 г/л.с.ч Удельная масса 0,86 кг/л.с. Топливо - керосин Ресурс 200 часов
АЧ-30БФ (1944 г) мощностью 1900 л.с. с непосредственным впрыском спирта производился в единичных экземплярах и применялся на опытных самолетах Ил-6.
Попытки установить двигатели АЧ-31 и АЧ-32 (1945 г.) на Пе-8 и Ил-12 успехом не увенчались из-за их недове- денности.
За период с 1943 по 1946 гг. в ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" выпущено около 900 двигателей АЧ-30 разных модификаций.
дизельный двигатель
М501 являлся самым мощным и экономичным для своего времени двигателем в мире. Однако в связи с переориентацией боевой авиации на реактивные двигатели по просьбе Министерства ВМФ СССР, дизель М501 был переделан в морской вариант М501М с разработанным в ТМКБ "Союз" реверсом и был передан на Ленинградский завод тяжелого ма-
Дизель АЧ-40 мощностью 1500 л.с. ставился на самолет БОК-11, разработанный до Великой Отечественной войны в Бюро особых конструкций. АЧ-40 выпущен в нескольких экземплярах. На основе авиадвигателя АЧ-30Б под руководством Чаромского в 1946-47 гг. был разработан и изготовлен танковый дизельный двигатель ТД-30Б. После успешных стендовых испытаний в ТМКБ и ходовых испытаниях на полигонах на танках "КВ" образцы двигателей и техдокументация были переданы в танковую промышленность, где двигатель ТД-30Б был внедрен в серийное производство в 1948 г. Всего выпущено около 500 двигателей ТД-30Б.
Создание ТД-30Б на базе мощного авиационного дизеля АЧ-30Б было первым этапом работ по созданию мощных дизель-моторов для сверхмощных отечественных танков.
|
|
шиностроения, где производился серийно для нужд ВМФ. М501М стал прототипом для создания еще более мощных 56-цилиндровых двигателей для ВМФ. ^акс. = 6000 л.с. Суд.кр. = 150...165 г/л.с.ч Удельная масса 0,74 кг/л.с. Топливо - керосин Ресурс 100 часов
ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ"
РД-500
авиационный турбореактивный двигатель
Один из первых отечественных турбореактивных двигателей РД-500 создан на базе двигателя Rolls-Royce Dervent-V под руководством В.М.Яковлева. Работы по РД-500 велись на заводе №500 совместно с ОКБ-117 под общим руководством В.Я.Климова. Серийный выпуск двигателя осуществлялся в ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" с 1948 г. и ОАО "Мотор Сич" с 1956 г.
Изготовлено около 1300 экземпляров. Двигатель РД-500 представлял собой одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания, одноступенчатой турбиной и выхлопной трубой с реактивным насадком Рвзл. = 1590 кгс n = 14700 об./мин. Суд.взл. = 1,05 кг/кгс.ч
Gb = 28,5 кг/с Кк = 4,0
Тг макс. = 1130 К Ьдв. = 2248 мм Эдв. = 1042 мм Мдв. = 567 кг Топливо - керосин Т1 Ресурс 100 часов
Ла-15 [2] |
РД-500 [26] |
Як-23 [8] |
КС-1 "Комета" [99] |
РД-500 устанавливался на самолетах Ла-15, Як-23, Ту-12 (вариант с РД- 45Ф, РД-500 был третьим двигателем в фюзеляже), а также опытных самолетах Су-13, Як-1000, Як-30 (первый), "180" КБ Лавочкина. На истребителе Як-25 с РД-500 была достигнута рекордная по тому времени скорость полета у земли - 975 км/час. РД-500К (короткоресурсный двигатель для авиационной ракеты класса "воздух-поверхность" "Комета" КС-1 (самолет-снаряд); кроме СССР, РД-500К выпускался в конце 50-х гг. в Китае.
Р29-300
авиационный турбореактивный двигатель
Р29Б-300[26] |
Первый из двигателей семейства Р29-300, ТРД Р27Ф2-300 ("Изделие 47"), был спроектирован и изготовлен под руководством Генерального конструктора С.К.Туманского (см. АМНТК "Союз"). В 1966 г было принято решение о передаче работ по совершенствованию и доводке двигателей семейства
|
|
Р29-300 в ТМКБ "Союз" Главному конструктору К.Р.Хачатурову. Производится в ОАО "Уфимское моторостроительное ПО". Одноконтурный ТРДФ выполнен по двухвальной схеме. Конструкция двигателя включает пятиступенчатый компрессор низкого давления, шести- ступенчатый компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания, одноступенчатые турбины высокого (n = 8800 об./мин.) и низкого давления (n = 8500 об./мин.), форсажную камеру и реактивное сопло. В двигателе Р27Ф2М-300 ("Изделие 47М") для самолетов МиГ-23УБ и МиГ-23С за счет перепрофилирования 1-й и 2-й ступеней компрессора, повышения температуры газа перед турбиной до 1373 К, изменения программы автоматического регулирования и изменения конструкции реактивного сопла тяга на форсаже была увеличена до
10200 кгс при удельном расходе топлива не более 2,09 кг/кгс.ч, степени повышения давления в компрессоре 10,9. Удельный вес 0,169 кг/кгс. Для повышения запаса газодинамической устойчивости компрессора был введен перепуск воздуха перед рабочим колесом 1-й ступени. Рф. = 10200 кгс Суд.ф. = 2,1 кг/кгс.ч Ов = 95 кг/с Кк = 10,9 Тг = 1373 К Мдв. = 1725 кг
На двигателе Р29-300 ("Изделие 55") для истребителей МиГ-23М, МиГ-23МС и МиГ-23МФ за счет перепрофилирования 1-й и 2-й ступеней компрессора и увеличения наружного диаметра удалось заметно улучшить характеристики. С целью обеспечения надежности турбины на двигателе применены сопловые лопатки 1-й ступени с конвективно-пленочным охлаждением. Рмакс. = 8300 кгс Суд.макс. = 0,95 кг/кгс.ч Рф. = 12500 кгс Суд.ф. = 2,0 кг/кгс.ч Ов =110 кг/с К к ф = 13,1 Тг = 1423 К Ьдв. = 4960 мм Эмакс. = 912 мм Мдв. = 1880 кг Муд. = 0,142 кг/кгс
ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ" |
ГТП 55СТ-20 [1] |
На фронтовые истребители-бомбардировщики МиГ-23Б и МиГ-27 устанавливается двигатель Р29Б-300 ("Изделие 55Б"), имеющий улучшенную экономичность. Этот двигатель оснащен небольшой форсажной камерой и укороченным двухпозиционным реактивным соплом для дозвуковых воздушных операций на низких высотах. Рф. = 11500 кгс
Ркр. = 4200 кгс Суд.ф. = 1,80 кг/кгс.ч Суд.кр. = 0,78 кг/кгс.ч Тг = 1408 К Ов = 105 кг/с
Кк = 12,2
Ьдв. = 4991,5 мм Опо фланцу турбины = 986 мм Мдв. = 1782 кг Удельный вес 0,154
На фронтовом истребитель-бомбардировщике Су-22 устанавливается двигатель Р29БС-300 ("Изделие 55БС"), отличающийся коробкой приводов. Дальнейшее увеличение тяги двигателя, необходимое для улучшения летно-тех- нических характеристик самолета было реализовано на двигателе Р35-300 ("Изделие 77") за счет повышения температуры газа перед турбиной. При перепрофилировании рабочих лопаток первой ступени компрессора было впервые использовано проектирование с учетом параметров потока вдоль линии тока, что позволило повысить к.п.д. ступени. На двигателе применены высокоэффективные системы охлаждения сопловых лопаток 1-й и 2-й ступеней и рабочих лопаток 1-й и 2-й ступеней турбины. Рф. = 13000 кгс Ркр. = 8550 кгс Суд.ф. = 1,96 кг/кгс.ч Тг = 1523 К Муд. = 0,138 кг/кгс.ч Мдв. = 1794 кг
Двигатель Р35 установлен на истребителях МиГ-23МЛ/МЛА/МЛД/П. Производился в АО "ММП имени В.В.Чернышева". Ремонт двигателей семейства Р29-300 выполняется на Луганском АРЗ, заводах-производителях, либо может быть организован через ОАО "Авиасервис".
МиГ-27 [1] |
В 1992 г. на базе Р29-300 разработан газогенератор ГГ55 для применения в
Су-22 [6] |
лазерных и газотурбинных установках. АО "Энергоавиа" совместно с ТМКБ разработало газотурбинную установку ПГТУ 55СТ-20, где в качестве источника мощности используется ГТП 55СТ-20 (создан на основе ГГ55; включает в себя также силовую турбину разработки ЗМКБ "Прогресс", переходное и выходное устройства, промежуточный вал). ГТП 55СТ-20 выпускается в ОАО "ММП имени В.В.Чернышева". Электрическая мощность ПГТУ 20 МВт Тепловая мощность 30 Гкал/ч Удельный расход тепла 2772 ккал/кВтч Расход газа за силовой турбиной 96,9 кг/с Ресурс до списания 80000 часов Установки ВМ-92 для очистки взлетно- посадочных полос на базе газогенератора ГГ55, которые монтируются на автомобильном шасси, эксплуатируются в аэропорту "Шереметьево" г Москва.
ТУШИНСКОЕ МКБ "СОЮЗ"
РД-1700
РД-1700 [1] |
лятор, четырехступенчатый компрессор высокого давления и двухступенчатую турбину с охлаждаемыми лопатками. Подготовка к производству РД-1700 осуществляется в АООТ "ММП им. В.В.Чернышева". Рвзл. = 1700 кгс |
авиационный турбореактивный двигатель
Малоразмерный ТРДД РД-1700, разработанный ТМКБ совместно с Центральный институтом авиационного моторостроения предназначен для установки на учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС (вариант МиГ-АТ). Двигатель выполнен по двухвальной схеме, имеет двухступенчатый венти
МиГ-АТ [2] |
m = 0,78 Мдв. = 297,5 кг
Общий технический ресурс 6000 часов Ресурс горячей части 4000 часов На базе газогенератора двигателя РД-1700 разрабатывается семейство ТРДД для перспективных самолетов. Основные характеристики разрабатываемого семейства двигателей: Рвзл. = 1700...3020 кгс Суд.взл. = 0,5...0,7 кг/кгс.ч пк = 14,3...19,6 m = 0,78...3,3