Рмакс. ф. = 10780 кгс Рб/ф. = 6620 кгс к = 25,0 m = 0,6 DbK = 888 мм Dдв.макс. = 1181 мм Ьдв. = 4851 мм Мдв. = 1467 кг
Серийное производство - ноябрь 1985 г.
Ввод в эксплуатацию - июнь 1986 г.
F100-PW-229
Рмакс.ф. = 13200 кгс Рб/ф. = 8080 кгс m = 0,36 к = 32,0 Dвх = 888 мм Dдв.макс. = 1181 мм Ьдв. = 4851 мм Мдв. = 1681 кг
Серийное производство - декабрь 1989 г.
F-16 VISTA [107] |
Ввод в эксплуатацию - апрель 1992 г.
F100-PW-229 IPE (Plus)
(IPE - Increased Performance Engine)
Рмакс.ф. = 13200...15910 кгс
Рб/ф. = 8080...10000 кгс
m = 0,36
к = 32,0
Dвх = 914 мм
Dдв.макс. = 1181 мм
Ьдв. = 4851 мм
Мдв. = 1860 кг (с управляемым соплом)
Начало работ по проекту - январь 1989 г.
Первое испытание - октябрь 1991 г. Достижение тяги 16830 кгс тяги - март 1992 г.
Первое летное испытание - ноябрь 1994 г.
Серийное производство - с 1999 г. Использованы технологии семейства ТРДДФ F119.
pratt & whitney
F119
авиационный турбореактивный двигатель
Разрез F119-PW-100 [83] |
Новый ТРДД компании Pratt & Whitney F119-PW-100 выбран для установки на современный тактический истребитель Lockheed Martin F-22A Advanced Tactical Fighter в апреле 1991 г.
|
|
F-22A Raptor [107] |
Основными требованиями при создании двигателя для F-22A (F119 выиграл конкурс у ТРДД разработки General Electric F120) были простота и надежность конструкции, достижение сверхзвуковой скорости без включения форсажа и наличие управляемого сопла с отклонением вектора тяги в двух плоскостях и др. Официально конкурс на двигатель был объявлен в 1983 г. Компания Pratt & Whitney пошла по пути создания нового двигателя без использования непроверенных в предыдущих изделиях технических решений. В 1988 г. в конкурс были внесены коррективы из-за увеличения массы самолета и вследствие этого должна была быть увеличена тяга силовой установки. К тому времени прототип YF119 уже был построен. Несмотря на это, P&W приняла решение не менять конструкцию, а несколько увеличить диаметр вентилятора, оставив остальное в прежнем виде. Двухвальный ТРДДФ F119-PW-100 с низкой степенью двухконтурности конструктивно состоит из трехступенчатого вентилятора с широко- хордными лопатками, шестиступен- чатого компрессора, низкоэмиссионной кольцевой камеры сгорания, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления и управляемого сопла.
Стендовые испытания начались в декабре 1988 г. Летом 1990 г. F119 выполнил 65 испытательных полетов, налетав 153 часа без сбоев в работе. К апрелю 1991 г. двигатель отработал на стендах 3000 часов, 1500 из которых - с управляемым соплом. Серийное производство планируется начать в феврале 2001 г. Маркетинговые исследования показывают необходимость постройки до 1500 двигателей общей стоимостью 12 млрд.долларов.
Силовая установка JSF119-614 самолета JSF Boeing X-32 [83]
|
|
pratt & whitney
В сотрудничестве с компанией Rolls- Royce разрабатывается модификация F119 для боевого самолета короткого взлета и вертикальной посадки по программе JSF. Самолет JSF Boeing X-32 оснащается ТРДД JSF119-614, вариант JSF Lockheed Martin X-35 - ТРДД JSF119-611. JSF119-614 имеет поворотные сопла, а модификация
JSF119-611 - вал, приводящий подъемный вентилятор.
При создании двигателя -611 использованы некоторые конструктивные решения, разработанные для российского СВВП Як-141. Разработка ТРДД JSF119 начата в марте 1997 г. Первое испытание проведено в июне 1998 г.
JSF119 имеет общие с базовым двигателем турбокомпрессорную часть, систему управления, конструкционные материалы, тренажеры, инфраструктуру техобслуживания. Нововведения для применения на JSF - возможность выполнения короткого взлета и посадки, новые системы диагностики и представления данных по работе двигателя и др.
JSF Lockheed Martin X-35 [107] JSF Boeing X-32 [84] |
RL10
жидкостный ракетный двигатель
ЖРД RL10 разработан компанией Pratt & Whitney в 1958-63 гг. В 1963 г. двигатель был установлен на РН. RL-10 предназначен для второй ступени РН Atlas-Centaurs и Saturn-1. Компоненты топлива - жидкий кислород и жидкий водород). ЖРД состоит из камеры сгорания, ТНА, агрегатов, систем управления. Камера ЖРД включает в себя цилиндрическую камеру сгорания и профилированное сопло с геометрической степенью расширения равной 57. Смесительная головка камеры - шатровая, с 216 смесительными элементами, расположенными по 8 концентрическим окружностям. Смесительные элементы - двухкомпонентные, соосного типа: окислитель подается через центральную трубчатую форсунку, горючее - через периферийную кольцевую щель. Форсунки окислителя изготовлены заодно со средним днищем смесительной головки. Внутреннее днище смесительной головки изготовлено из пористого материала и охлаждается горючим (расход составляет около 10% расхода горючего через двигатель). Корпус камеры выполнен из 360 трубок. Основной конструкционный материал камеры - нержавеющая сталь.
ТНА - двухвальный с параллельными валами; состоит из насосов окислителя и горючего, турбины и редуктора. Насос горючего установлен на одном валу с турбиной. Насосы - центробежные
РН Atlas [83] |
(крыльчатки с односторонним входом), с встроенными шнеками. Насос окислителя - одноступенчатый, насос горючего - двухступенчатый, турбина - осевая двухступенчатая (со ступенями давления).
Корпус ТНА, крыльчатки насоса горючего и ротор турбины изготовлены из алюминиевого сплава; крыльчатка насоса окислителя и шестерни редуктора - стальные. №на = ~ 500 кВт
nнасоса окислителя = 202 об./с Птур6ины и насоса горючего = 504 об./с Окислитель поступает из насоса в центральный патрубок смесительные головки и вводится в камеру сгорания. Горючее после насоса используется для регенеративного охлаждения камеры. Охлаждая камеру, жидкий водород превращается в газообразный (с температурой ~ 200 К) и используется как рабочее тело турбины ТНА. После турбины газообразное горючее поступает в смесительную головку камеры. Включение и выключение ЖРД производятся при помощи клапанов, управляемых газообразным гелием. Пусковые расходы компонентов топлива создаются гидростатическим напором компонентов топлива и давлением наддува баков. Топливо в камере сгорания зажигается электрической искровой свечой. Перед включением ЖРД насос горючего и вся магистраль окислителя захолажи- ваются пропусканием через них соответствующих компонентов топлива. Перед стартом РН насос горючего захола- живается жидким гелием. В полете соотношение компонентов топлива регулируется в пределах (10% (регулятор установлен за насосом окислителя) с целью достижения одновременного опорожнения баков окислителя и горючего. Расход газа через турбину регулируется для обеспечения неизменного уровня тяги (перепуском).
|
|
ЖРД крепится к ракете при помощи карданного подвеса и может отклоняться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на угол 4° гидроприводами; давление создается насосом, приводимым от вала ТНА.
Первоначально ЖРД RL10 имел индексы LR115 для ступени Centaurs и LR119 для РН Saturn-1. Основные модификации ЖРД RL10 (в хронологическом порядке): RL10A-3, RL10A-3-1, RL10A-3-3. Модификация RL10A-4-1 (1995 г) разработана для оснащения РН Atlas IIA/IIQAS.
Pratt & Whitney поставила более 380 ЖРД серии RL10 всех модификаций. Это двигатели выдержали более 12,5 тысяч зажиганий, более 120 запусков.
RL-10 [83] |