Если теоретическое объяснение макроструктур, данное в предыдущем разделе, может быть приемлемо в лингвистической семантике, то для когнитивной модели понимания, оно недостаточно. Хотя когнитивное понятие знания и оказалось необходимым в этом объяснении, когнитивная модель должна быть намного сложнее. В добавление или вместо уже приведенных правил нам потребуются по крайней мере еще и такие:
1. Определение реальных процессов, с помощью кото
рых из предложений дискурса выводятся макрострукту
ры.
2. Детализация стратегий, применяемых для эффек
тивной обработки больших объемов информации, уча
ствующей в ряде случаев в таких процессах.
3. Экспликация различных типов информации, ис
пользуемой этими стратегиями, которые далее мы будем
называть макростратегиями.
4. Детализация ограничений памяти на макрострате
гии.
5. Характеристика способов репрезентаций семанти
ческих макроструктур в памяти и их отношение к другим
дискурсным или эпизодическим репрезентациям.
|
|
6. Рассмотрение типов знаний и стратегий, необходи
мых для применения макроправил и стратегий.
7. Объяснение роли макроструктур и макростратегий
в когнитивной модели локальной связности.
8. Объяснение роли макростратегий и макроструктур
в понимании суперструктур.
9. Рассмотрение значимости макроструктур в процес
сах припоминания и (воспроизводства дискурса.
10. Рассмотрение роли макроструктур в выполнении
целого ряда задач, связанных с дискурсом, таких, как ре
зюмирование, ответы на вопросы, решение проблем, обу
чение (например, образование или преобразование зна
ний, а также убеждений, мнений и установок).
Некоторые из этих специфически когнитивных характеристик были включены в нашу прежнюю модель дискурса (Kintsch, van Dijk, 1978).Несмотря нато,чтообъ-
яснение, данное макроструктурам в той модели, было преимущественно статичным или структурным, в нем содержались по крайней мере некоторые экспериментально подтвержденные идеи относительно организации дискурса в эпизодической памяти и связанных с этим основных характеристик таких процессов, как поиск и извлечение информации из памяти, резюмирование. Однако прежней модели недоставало динамического или стратегического подхода при рассмотрении определенных процессов, посредством которых из дискурса и знаний выводится макроструктура. Аналогичным образом не были систематизированы различные текстовые и контекстуальные ключи, используемые слушающим в реализации этих стратегий. И, наконец, структурное описание понимания на макроуровне, приводимое в прежней модели, едва ли могло правильно объяснить, как различия в задачах, целях или интересах индивида влияют на образование макроструктур. Последнее положение требует комментариев. Лингвистическая семантика обычно исходит из гипотезы, в соответствии с которой значение выражений должно быть конкретизировано независимо от контекстных или личностных параметров, которые ранее относили к психо- и социолингвистике. Считалось поэтому, что для данной языковой общности в определенный период времени значение слов и предложений является более или менее абстрактной, постоянной или, по крайней мере, независимой от межличностных особенностей концептуальной структурой, характеризующей систему языка в противовес ее использованию. Глобальные значения дискурса, определяемые в терминах семантических макроструктур, также наделялись таким абстрактным, неизменяемым характером: однозначному тексту приписывалась одна макроструктура. Такое допущение неприемлемо для когнитивной модели употребления языка: действительное понимание дискурса зависит от изменяющихся когнитивных характеристик пользователей языка и от контекста. Другими словами, в зависимости от различных стратегий интерпретации, различных знаний, убеждений, мнений, установок, интересов или целей, каждый пользователь языка приписывает дискурсу свою макроструктуру. Разные читатели выделяют неодинаковые значения в качестве основных, важных или представляющих интерес, а также наделяют дискурс различными темами и основным содержанием. Теперь «то кажется очевидным, однако психология вслед за языкознанием долгое время стремилась уста-
|
|
новить более абстрактные и общие модели понимания языка. И с методологической точки зрения это вполне понятно: в рамках когнитивной модели не детализируется, как Джон или Мэри понимают дискурс, ее задача — сформулировать общие принципы. Аналогично, успешная вербальная коммуникация возможна, если только пользователи языка обладают общими значениями и знаниями. Следовательно, адекватная когнитивная модель макроструктур должна специфицировать общие принципы, соблюдаемые всеми пользователями языка при восприятии общих значений дискурса. Она должна также показать, как индивидуальные различия предполагают достаточный объем общей информации для обеспечения успешности коммуникации. Какова бы ни была когнитивная среда пользователя языка, он не может приписывать дискурсу совершенно произвольные или несопоставимые структуры. Намерения говорящего, выраженные текстом или на каких-либо других основаниях резонно приписанные слушающим говорящему, безусловно, играют определяющую роль в выведении макроструктур.