Тема 11. Федеральные и муниципальные финансовые институты

Финансовые институты (ФИ) – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества. Как экономическая категория финансовые институты выражают планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов институциональных структур. К ним относятся любые отношения, в которых одним из агентов выступает юридическое лицо органов государственной и другой власти.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

В России имеются два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ФИ – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов – через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• бюджетные организации;

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии – повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Назначение экономической и стимулирующей функций ФИ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

ФИ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России – Министерство финансов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: