о прослушайте и повторите несколько пар слов:
law — low singen — sinken blanc — blanche
saw — so auffallen — auf alien gris — grise
® определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например:
sort — pot — part; — port (1,4)
о прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и «-», если они разные;
прочитайте вслух текст с фонетическими пометами и др.
2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:
° прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;
о назовите значения слов, образованных из известных вам элементов, например:
thankful, thankless (thank) to reread (read)
griinlich (grim) Kleidung (das Kleid)
chanson (chante) Voyager (voyage)
• прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться;
о прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста и др.
3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти:
о прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме;
о прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
• прослушайте и повторите за диктором (учителем) фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (7 ±2), т. е. состоит из десяти и более слов;
• прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу И Др.
4. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:
о прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия);
«прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.). Проверьте себя по графическому ключу;
о прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию (например: Brazil — Brasilia, die Schweiz — Schweden). Объясните разницу на иностранном (или родном) языке.
5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
о прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом -ег, например:
to listen — listener kampfen — Kampfer, и т.д.
» прослушайте сложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательных аффиксов (или слов), переведите их (или поясните их употребление в предложении);
• определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;
• определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке;
• просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа.