Ю.Д. Нечипоренко

(Москва, nech99@mail.ru)

ПОНИМАНИЕ В ПЕРЕЖИВАНИИ: ФИЗИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(ВОСПРИЯТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ)

«Теория» и «театр» родственны: они происходят от греческих слов θεωρέω «смотреть на зрелище», «присутствовать на зрелище», и θέατρου – «зрелище», соответственно. Это позволяет проследить родство таких удаленных в контексте современной культуры явлений как театр (зрелищное действие) и теория (система определенных воззрений) [1]. Театральные действия античности, в которых принимало участие почти всё взрослое население полиса в Древней Греции, не нуждались в понимании в современном смысле этого слова: считается, что смысл этих действий был известен зрителям заранее, речь шла о ритуальном воспроизведении и переживании этого действия. Немалую роль здесь играло вовлечение в театральные действия античной молодёжи, воспитание на примерах поведения героев и богов. Передача информации посредством «живого примера» является до настоящего времени самым важным каналом воспитания. Эта передача зиждется на принципе «самоподобия»: «по образу и подобию своему» создал библейский Бог человека, по генетическому и поведенческому подобию «создаются» родителями дети.

Воспроизведение структурных свойств человеческих сообществ и передача знаний, ценностей и установок в Древнем Мире производилась при помощи мифо-ритуальных действий. Эти действия были синкретичными: наука, религия и искусство были неразделимы. Театр и наука наследуют части некогда единой картины мира. Механизмы понимания театрального действия с его невербальной, образной компонентой в виде визуальной и музыкальной составляющих и понимания физической теории, в которой линейная последовательность слов и формул приводит к формированию двух- или трехмерной картины мира с образными по сути представлениями оказываются сходными. Для усвоения студентами физических представлений существует практика демонстраций: на столе в аудитории «разыгрываются» коллизии между катящимися шарами, демонстраторы показывают эксперименты по оптике и электромагнетизму.

Демонстрационные опыты напоминают театр, только «действующими лицами» здесь оказываются не люди, а тела со своими массами, объёмами и прочими «чисто физическими» характеристиками. С другой стороны, мифо-ритуальные представления, известные нам по мифам Шумера и Вавилона, напоминают по структуре современные физические теории. Шумерская богиня Инанна ведёт себя как “беззаконная комета в кругу расчисленных светил” [2]. Обнаруженная нами связь древней мифологии и современной физики позволила предложить концепцию «Физического театра» [3]. Всякий театр в каком-то смысле является физическим: если по сцене движутся тела актеров, вещи и декорации, имеющие определенный размеры и цвет, то зритель помимо более или менее удачной игры актеров видит еще и "игру тел". Происходит перемещение вещей, изменения форм: высот, наклонов и объемов, и эти все трансформации воздействуют на зрителя как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

На физическом факультете МГУ вот уже четыре года действует «Физический театр». Свои представления он показывает дважды в году – на День Физика, в мае – под открытым небом, на ступеньках факультета, и в декабре, на заключительном концерте фестиваля самодеятельности. Эта практика «корпоративных праздников» напоминает организацию мифо-ритуальных действий в древности, когда отмечались самый длинный и самый короткий день в году. От непрофессиональных актеров трудно требовать создания глубоких "образов", но можно ждать построения физических картин. В представлении Физического театра участвуют, как правило, большие куклы – в рост человека. Если такую куклу потрясти, поднять и опустить, наклонить и уронить - возникнут «живые картины», геометрические формы и динамические образы. Все эти действия выявляют степени свободы вещи. Но кукла, даже и такая простая, как пугало, глубоко символична. Этот образ человека обладает определенным характером, несет некий смысл. Лишенная живой целостности личности кукла оказывается механической моделью тела. Но механика может быть живой. В этом таинство Физического театра: тело куклы «оживает» на миг по велению своего "водителя". Кукла, как оживший иероглиф, способна показать и передать определенный психологический жест.

Физический театр моделирует явления жизни с помощью движения простых предметов, кукол и чучел. Представление "Превращение истины" (декабрь 2004 года) прошло на физическом факультете МГУ в учебной – Центральной физической аудитории. Общее мнение аудитории после представления: «Здорово, но непонятно». Произведение искусства не стоит судить по тем же критериям, что и скажем, лекцию или статью, в общем, некое "произведение науки" или "произведение образования". "Понятность" - вовсе не главный критерий для оценки произведения искусства. Главное в искусстве - художественная целесообразность, то есть создание всеми имеющимися в распоряжении театра средствами живого впечатления, передача переживания.

Физический театр использует стереотипы восприятия "демонстрационного" стола в учебной аудитории: но в театральном представлении по этому столу катают не шары и цилиндры, как в курсе механики, а девушку - исполнительницы роли Истины. Боги Тверди методом такого "холодного проката" создавали оттиски Истины, которые были предназначены для передачи людям. Метафоры и образы могут быть сложными и непонятными для неподготовленного зрителя, но вспомним высказывание поэта Александра Введенского:

Нас непонятное пленяет,

Необъяснимое наш друг.

В мае 2006 года на ступеньках физического факультета была показана опера "Герой и Гений". Опера демонстрирует судьбы двух выпускников факультета: один идет в бизнес, становится настоящим Героем нашего времени, добивается успеха и получает все: славу, деньги, женщин, власть. Другой же много лет работает в науке, совершает великое открытие - и умирает. Посмертная слава приходит к Гению. Консультантом этого спектакля выступил известный художник и музыкант Герман Виноградов (Бикапо), который помог освоить актеру игру на "установке", в роли которой выступал станок, увешанный китайскими колокольчиками и другими звонкими предметами. Гений играл на установке, звоня в колокольчики, создавая "музыку сфер"…

Физический театр старается соединить в своих спектаклях представления науки и образы искусства. Понимание как физических теорий, так и театральных постановок невозможно без образного восприятия и эмоционального переживания. То, что родство «теории» и «театра» лежит в сфере зрелищности, оказывается принципиально важным фактом, позволяющим сблизить столь удаленные друг от друга явления, как физика и театр.

Литература

Нечипоренко Ю. «Царский жанр» Журнал «Новая Юность» 1-2, 1998. См. также работу «Физика мифа».

Нечипоренко Ю. «Корпоративный театр» в сборнике «Контуры лиры – 2» (Поэзия, Проза, Театр), в печати.

Павленко А. «Теория и театр». СПб, Изд-во С-Петербургского университета, 2006, 234 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: